Понятие, характеристика и содержание права государственной собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Степень правовой разработанности каждой различается, что свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.
В данной работе необходимо рассмотреть такие аспекты права государственной собственности, как понятия права собственности, дать характеристику собственности, раскрыть содержание собственности.

Содержание

Введение……………………………………………………...3
1. Понятие и содержание права государственной собственности на землю…………………………………......5
2. Федеральная собственность……………………………...7
3. Земли субъектов Российской Федерации………………..9
4. Специфика права государственной собственности на землю…………………………………………………………10
5. Разграничение государственной собственности на
землю…………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………….....18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная зем. право.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

         

      Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы:

       а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению. Так, использование земель для военных нужд присуще только федеральной собственности; использование земель для предприятий энергетического машиностроения возможно как для федеральной, так и для собственности субъектов РФ. И наоборот, чем ниже уровень собственности, тем уже диапазон целевого использования земель, находящихся в собственности;

     б) на одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим.           Это усложняет роль административных образований страны и увеличивает возможность правовых ошибок при принятии управленческих решений. Наиболее типичной из них является превышение компетенции должностными лицами и органами местного самоуправления.

 

   5. Разграничение государственной собственности на землю.

 

      В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится разграничение государственной собственности.

      Данное конституционное требование предопределяет необходимость разграничения полномочий между федеральными органами

государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области такого предмета совместного ведения как разграничение государственной собственности на землю.

       В свое время некоторые субъекты Российской Федерации неправильно интерпретировали соответствующее конституционное положение и в своем законодательстве определили порядок разграничения государственной собственности на землю и другие природные ресурсы.

      Попытка решить на региональном уровне проблему разграничения государственной собственности на землю и другие природные ресурсы привела к тому, что соответствующие положения законодательства субъектов Российской Федерации были оспорены в Конституционном Суде Российской Федерации.

       Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку это нарушает суверенитет Российской Федерации (постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П и определении от 27 июня 2000 г. № 92-О).

      Из решений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок отнесения земли и других природных ресурсов к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации должен решаться в федеральных законах.

       Конституционный Суд Российской Федерации специально подчеркнул, что Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации предписывает при решении

вопросов разграничения  государственной собственности на природные ресурсы обеспечивать учет и согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов.

      Требование об определение порядка отнесения государственного имущества, включая земельные участки, к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации содержится в пункте 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принцип разграничения  государственной собственности  на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами установлен в подпункте 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

      Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации составлен на основе требований Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений

Конституционного Суда Российской Федерации и основных принципов земельного законодательства.

      Указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации с одной стороны говорит о необходимости выделения федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности из состава государственных земель, а с другой стороны - ведет речь о том, что этот процесс может осуществляться только в соответствии со специальным федеральным законом.

       Основное правовое значение пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации состоит в том, что он внес окончательную ясность в вопросы о том, кто может стать собственником разграничиваемых земель и в соответствии с каким нормативным правовым актом.

      

       Иногда возникает вопрос, почему законодатель потребовал выделить из состава государственных земель муниципальную собственность.

       Объясняется это главным образом тем, что государственная собственность на объекты недвижимости, находящиеся на земельных участках, разграничивается не только на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, но и муниципальную собственность.

       Концепция Земельного кодекса Российской Федерации изначально строилась на том, чтобы в максимально возможной мере обеспечить установление единых прав на землю и находящуюся на нем недвижимость.

       В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из основных принципов земельного законодательства назван принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными

законами. Данный принцип  применительно к отношениям в  области разграничения государственной  собственности на землю реализуется посредством того, что в федеральных законах устанавливаются нормы, требующие, чтобы собственником земли и находящейся на ней недвижимости было одно и тоже публичноправовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование).

      Упоминаемый в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" вступил в силу 19 января 2002 года.

      Названный Федеральный закон составлялся таким образом, чтобы обеспечить разграничение государственной собственности на землю на основе тех же начал, по которым разграничивается государственная собственность на другое недвижимое имущество.

       Особенность названного Федерального закона состоит в том, что при разграничении государственной земельной собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований право собственности на земельные участки может возникнуть на основе актов Правительства Российской Федерации.

      Требования Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" конкретизированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 марта 2002 г. № 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности".

       Этим постановлением полномочия по решению вопросов, касающихся разграничения государственной собственности на землю, в основном,

возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

       На основе законодательства о разграничении государственной собственности на землю издано уже более десятка распоряжений Правительства Российской Федерации, которыми установлена федеральная собственность на земельные участки.

 

 

 

 

 

 

                                   

 

                                                   Заключение

 

       Как известно, все земли делятся на определенные категории в соответствии с их основным целевым назначением. Лицо, использующее земельный участок, не вправе по своему усмотрению изменить основное целевое назначение использования земли. Целевое использование   земельного участка предполагает также, что такое использование не только право, но и важнейшая обязанность лица (пользователя (п. 1 ст. 53  ЗК). Необходимым условием обеспечения рационального использования земли, стабильности хозяйственной деятельности является соблюдение принципа устойчивости права на земельный участок.

       Земли, находящиеся в государственной собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель.

       Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренда. Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.

       Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

 

 

 

 

 

 

                  Список использованной литературы

                        

                                       Источники:

 

Конституция РФ

Гражданский кодекс РФ.

Земельный кодекс РФ.

Лесной кодекс РФ.

ФЗ РФ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ принят ГД ФС РФ 28.09.2001 
ФЗ РФ «О разграничении государственной собственности на землю» от 19.01.2002 г.

ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» от 21.07.1997 N 122-ФЗ 
ФЗ РФ «О континентальном шельфе РФ» № 187 принят ГД 25 октября 1995 г. (в ред. От 10 февраля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №49. Ст. 4694).

ФЗ РФ «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6273.

Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах»

 

                                           Литература:

 

1. Анисимов А.П., Рыженков, А.Я., Черноморец А.Е. Земельное право России – Волгоград: Панорама, 2006. – 272 с.;

2. Боголюбов С.А. Земельное   право. Учебник. // под ред.. - М. - 
2002.

3. Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – М.: ООО «Профобразование», 2001. – 656 с.

4. Краснова И.О. Земельное право. Элементарный курс. – М.: Юристъ,  2001

5. Крассов О.И. “Земельное право”: Учебник.- М.: Юрист, 2000.-624 с.

 

 

 




Информация о работе Понятие, характеристика и содержание права государственной собственности на землю