Понятие и сущность права частной собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, что бы дать общую характеристику права частной собственности на землю, конкретизировать субъективный и объективный состав земельных правоотношений, систематизировать основания возникновения и прекращения права частной собственности на землю.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
· обобщить основные черты права частной собственности на землю;
· рассмотреть правовую природу частной собственности на землю, с учетом социальных и правовых особенностей;
· определить субъективный состав института права частной собственности на землю;
· выявить специфику возникновения и прекращения права частной собственности на землю.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 Отношения между  субъектами собственности представляют  собой основной вид взаимодействия  в любом обществе. Правовое регулирование  данных взаимоотношений производится  с помощью целой системы норм  и правил, регламентирующих и  охраняющих их. [27. ст. 45 – 49]

Таким образом, защита действующих  правовых норм собственности имеет  первостепенное значение для правового  поля Украины.

 В соответствии со  ст. 13 Конституции Украины государство  обеспечивает  защиту прав всех  граждан  и юридических лиц. Все  субъекты права  собственности  равны перед  законом  и,  соответственно,  гражданам и  юридическим  лицам  обеспечены  равные  условия  защиты  прав собственности на землю.

Владелец  земельного  участка  или  землепользователь  может  требовать  устранения  любых  нарушений  его  прав  на  землю,  даже если эти нарушения не связаны с лишением права владения земельным участком, и возмещением нанесенных убытков. [28 ст. 89 – 96]

Защита прав  граждан  и юридических лиц на  земельные  участки осуществляется путем:

а) признания прав;

б)  возобновления  состояния  земельного  участка,  которое  существовало  до нарушения  прав,  и  предотвращения  совершения  действий, которые  нарушают права  или создают опасность нарушения  прав;

в) признания соглашения недействительным;

г) признания  недействительными  решений  органов  исполнительной  власти  или органов местного самоуправления;

д) возмещения причиненных  убытков;

е) применения других, предусмотренных  Законом, способов.

Защита прав на землю  осуществляется местными, хозяйственными или третейскими судами, а также органами местного самоуправления и  исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. [29 ст. 56- 59]

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления без решения суда не имеют права  вмешиваться в осуществление владельцем  его полномочий  относительно  владения,  пользования  и  распоряжения принадлежащим ему  земельным  участком или  устанавливать  непредвиденные  законодательными  актами  дополнительные обязанности  или  ограничения;  они  несут  ответственность за  вред,  причиненный  неправомерным  вмешательством  в  осуществление владельцем полномочий относительно владения, пользования и распоряжения земельным участком.

В случае выдачи органом  исполнительной власти или органом  местного  самоуправления  акта,  которым  нарушаются права  человека относительно  владения,  пользования  или  распоряжения принадлежащим ему земельным участком, такой акт признается недействительным.  Убытки,  нанесенные  владельцу  земельного  участка  в результате выдачи указанных актов, подлежат возмещению в полном объеме органом, который выдал акт.

Владельцам  земли  гарантируется  возмещение  нанесенных убытков, предусмотренных законодательством. [30. ст. 93 – 96]

Владельцам земли и  землепользователям возмещаются убытки, причиненные в результате:

а) исключения  (выкупа)  сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников для потребностей, не связанных с сельскохозяйственным и лесохозяйственным производством;

б)  временного  занятия  сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников  для других видов использования;

в) установления ограничений  относительно использования  земельных  участков;

г) ухудшения качества  грунтового покрова и  других полезных свойств сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников;

д)  приведения  сельскохозяйственных  угодий,  лесных  земель и кустарников  в непригодное для использования  состояние;

е) неполучения доходов  за время временного неиспользования  земельного участка.

Возмещение  убытков  владельцам  земли  осуществляют  органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, граждане и  юридические лица, которые используют земельные участки, а также  органы  исполнительной  власти,  органы  местного  самоуправления,  граждане  и юридические  лица,  деятельность  которых  ограничивает  права  владельцев  и  землепользователей  или  ухудшает  качество земель,  расположенных  в  зоне  их  влияния,  в том числе в результате химического  и  радиоактивного  загрязнения  территории, засорение промышленными, бытовыми и другими отходами и стоковыми водами.

Размеры  убытков определяются в полном объеме в соответствии с  реальной стоимостью имущества на момент причинения убытков, проведенных расходов по  улучшению качества  земель  (с учетом рыночной или восстановительной стоимости).

Убытки возмещаются  владельцам земли предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, которые  их причинили, за счет собственных средств не позже одного месяца после утверждения актов комиссий, а при исключении (выкупе) земельных участков – после принятия соответствующим советом решения об исключении (выкупе) земельных участков в период до выдачи документа, удостоверяющего право  на  земельный  участок  предприятия,  учреждения, организации или гражданина. [31. ст. 6 -10]

Земельные споры –  это разновидность конфликта, который  возникает в связи с нарушением прав и законных интересов владельцев земли. Как  уже  было  отмечено,  земельные  споры  решаются судами,  органами  местного  самоуправления  и  органами  исполнительной  власти по вопросам земельных  ресурсов. Теперь  более  детально рассмотрим компетенцию каждого из определенных органов.

Судебные органы

Исключительно  судом  решаются  земельные  споры  по поводу владения,  пользования  и  распоряжения  земельными  участками, которые находятся в собственности  граждан  и юридических лиц, а также  споры, относительно  разграничения  территорий  сел,  поселков,  городов, районов и областей.

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления решают земельные споры в пределах населенных пунктов относительно пределов земельных участков, которые находятся  в собственности и пользовании  граждан, и несоблюдении  гражданами  правил  добрососедства,  а также  споры, относительно разграничения пределов районов в городах.

Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов решают земельные споры относительно пределов земельных участков за пределами населенных пунктов, расположение ограничений в использовании земель и земельных ресурсов.

В случае  несогласия  владельцев  земли  с  решением  органов местного  самоуправления,  органа  исполнительной  власти, по вопросам земельных ресурсов спор решается судом. [32. 123 – 125]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

Все земли делятся на определенные категории в соответствии с их основным целевым назначением. Лицо, использующее земельный участок, не вправе по своему усмотрению изменить основное целевое назначение использования земли. Целевое использование земельного участка предполагает также, что такое использование (не только право, но и важнейшая обязанность лица - пользователя (п. 1 ст. 53 ЗК).

      Необходимым  условием обеспечения рационального  использования земли, стабильности хозяйственной деятельности является соблюдение принципа устойчивости права на земельный участок.

Право частной собственности  на землю является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится "имуществом" или "вещью" тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки.

Лица, имеющие в собственности  земельный участок вправе распоряжаться  им свободно, поскольку соответствующие  земли на основании закона не исключены  из оборота или не ограничены в  обороте. Земля приносит устойчивый доход не только как фактор производства, но, прежде всего, как объект собственности. Решающее значение при этом имеет ликвидность земли, то есть возможность сдачи ее в аренду, залога под ссуду, наследования, дарения, купли-продажи.

Граждане и юридические  лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению. Используя земельный  участок, собственник обязан выполнять  требования законодательства, которые  с одной стороны, связаны с  государственной и экологической значимостью земли, с другой с требованием законодательства не нарушать прав и обязанностей иных пользователей. Целевое назначение и режим использования земельного участка, сервитуты и другие условия использования, установленные на основании нормативных правовых актов, не могут быть самостоятельно изменены собственником земельного участка.

[33. ст. 89 – 93]

При обсуждении земельного вопроса все больше внимания уделяется  его несельскохозяйственным аспектам. Имеется в виду совершенствование  отношений по поводу земель, на которых расположены города и поселки, транспортные артерии, предприятия и организации, в том числе по добыче полезных ископаемых, и т.д. Здесь нужно установить единый, но не шаблонный правовой порядок, учитывающий интересы как конкретных субъектов земельного права, так и всего общества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Земельное право Украины Шульга (Земельне право України Шульга)

2. Мачуська І.Б. Земельне право. Навч.-метод.посіб.для самост.вивч.дисц. – К.: КНЕУ, 2005. – 129с.

3.  Земельний кодекс України: Науково-практичний коментар. Видання шосте, доповнене – Х.: ТОВ «Одіссей». 2009. – 624 с.

4. Закон Украины от 05.02.2004 г. «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности»// ВВР України. – 2004. -№35. – ст.411

5. Кулинич П. Право власності на землю: нові підходи до визначення змісту // «Право України» Юридичний журнал, 2009. - №9, стор.22-29

6. Земельное право. Нецветаев А.Г. - Учебно-методический комплекс - 2008 - 386 с.

7. Комментарий к Земельному Кодексу Украины.

8. Запорожец А. М. Аграрное право. — Харьков: Фирма «Кон-сум», 1997. — 109 с.

  1. Закона Украины «О предпринимательстве» 1991 года.

10. Янчук В.З. Аграрне право України. К.: Юрінком Інтер. 2000 – 681 с.

11. Земельное право. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. и др. - Учебник - 2010 - 344 с.

12. Конституции Украины с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 сентября 2012  года.

13. Цивільний кодекс. Цивільний процесуальний кодекс України. Постанови Пленуму Верховного Суду України в цивільних справах // Відп.ред. П.І. Шевчук. - К.:Юрінком Інтер, 1999. - 496 с.

  1. Земельний кодекс України: Офіц.видання. – К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2012. – 216с.

15. Аграрное право Украины . За редакцією в.З. Янчука Учебник. - 594

16. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов. Учебное пособие. Под редакцией докт. юрид. наук, профессора Погребного А.А. и.канд. юрид. наук, доцента Каракаша И.И.— X.: ООО «Одиссей», 2000.— 350 с.

17. Земельний кодекс України: Науково-практичний коментар. Видання шосте, доповнене – Х.: ТОВ «Одіссей». 2009. – 624 с.

18.Закон Украины "О собственности".

19  Цивільний кодекс України: Прийнятий 16 січня 2003 р. // К.: Істина, 2003. - 368 с.

20. Закон Украины « О форме собственности на землю»

21.  Закон Украины № 3613-VI от 2.08.2011р. «О Государственном земельном кадастре».

22. Закон «О рынке земель» - реалии и законодательные перспективы. Снятие моратория в 2012г.

23  Закон Украины от 05.06.2003 г. «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных частей (паев)» // ВВР України. – 2003. - №38. – ст.314

24. Кулинич П. Право власності на землю: нові підходи до визначення змісту // «Право України» Юридичний журнал, 2009. - №9, стор.22-29

25. Мірошниченко А. Колізії між приписами земельного та цивільного законодавства: перспективи усунення та рекомендації щодо вирішення // «Право України» Юридичний журнал, 2009. - №3, стор.126-131

26. Закон Украины «О личном крестьянском хозяйстве» от 15 мая 2003 г.

27. Спадкування за законодавством України. Коментар. Судова практика //Бюлетень законодавства і юридичної практики України. -2008. -№4. -336с.

28. Цивільний кодекс України: Прийнятий 16 січня 2003 р. // К.: Істина, 2003. - 368 с.

29. Роз’яснення ВАСУ «Про деякі питання практики вирішення спорів, пов’язаних із захистом права власності на землю і землекористування» від 27.06.2001 р. №02-5/743

30. Закон Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимость и их ограничений». Процедура проведения госрегистрации с 01.01.2012 г.

31. Постанова Пленуму ВСУ від 16.04.2004р. №7 «Про практику застосування судами земельного законодавства при розгляді цивільних справ» // Вісник Верховного суду України - 2004 р., № 6, стор. 22

32. Семчик В. До питання про механізм реалізації права на землю громадянами та юридичними особами // «Право України» Юридичний журнал, 2009. - №9, стор.6-10

33.Семчик В. До питання про механізм реалізації права на землю громадянами та юридичними особами // «Право України» Юридичний журнал, 2009. - №9, стор.6-10

 

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ:

1. http://kodeksy.com.ua/ka/zemel_nij_kodeks_ukrainy/statja-91.htm


Информация о работе Понятие и сущность права частной собственности на землю