Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 14:42, реферат

Краткое описание

Следует сказать о том, что порядок разрешения споров неоднократно изменялся на протяжении нескольких десятилетий, причем общая тенденция состоит в переходе от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. Окончательно правило, по которому земельные споры разрешаются в судебном порядке, закрепила Конституция РФ 1993 г., в ст. 46 которой говорится о том, что «каждому гарантнруется судебная защита его прав и свобод».

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц.docx

— 54.68 Кб (Скачать файл)

Доказательства по земельному спору имеют сложную структуру, и в их составе необходимо выделить следующие элементы:

– фактические данные, которые действительно имели место по данному земельному спору. Например, факт обращения в местную администрацию за получением земельного участка в аренду; факт вмешательства соседнего землепользователя в производственно-хозяйственную деятельность собственника земельного участка; факт нарушения границы землепользования и т.п.;

– документальное и иное подтверждение этих фактических данных допустимыми способами доказывания. Например, свидетельскими показаниями; письменными доказательствами в виде акта, расписки в добровольном возмещении вреда, причиненного землепользователю; вещественными доказательствами и т.п.;

– включение в судебный процесс документального подтверждения фактических данных, являющихся доказательством по земельному /спору. Он осуществляется двумя основными путями:

а)приложением документов, подтверждающих фактические данные. К исковому заявлению при подаче его в суд и с оговоркой в этом заявлении всех реквизитов данных документов;

б)    в ходе судебного разбирательства по земельному спору. В этом 
случае инициатор представления дополнительного документа обязан заявить ходатайство о приобщении документа, и приобщение его может быть осуществлено только по определению суда о приобщении к делу в качестве доказательства дополнительного документа. Кроме того, дополнительные доказательства могут быть истребованы судом как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон и других участников судебного процесса по земельному спору.

Не требуется от сторон земельного спора доказывания тех обстоятельств, которые:

а) являются общеизвестными. Например, стихийное бедствие, происшедшее в период, когда возник спор; объявление данной зоны зоной чрезвычайного положения; необычные погодные условия, происшедшие в известный период и др.

Признание общеизвестным того или иного обстоятельства осуществляется судом, который может и не признать это обстоятельство таковым, и тогда стороны обязаны доказывать его в общем порядке;

б)    уже установлены вступившим в законную силу приговором или решением суда. В таком случае стороны хотя и освобождены от доказывания уже доказанного судом факта, обязаны представить, в суд, рассматривающий данный земельный спор, надлежаще заверенную копию этого решения или приговора суда.

Предъявленные по земельному спору доказательства должны быть исследованы судом всесторонне, полно и объективно во всей их совокупности. При этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Так, заключение эксперта по земельному спору не является «священным», оно оценивается судом критически наряду с показаниями свидетелей, материалами, закрепленными в документах неэкспертного характера, вещественными доказательствами.

Оценка доказательств осуществляется каждым судьей с учетом трех факторов: закона, правосознания, присущего индивидуально каждому судье, и сложившегося у судьи в результате рассмотрения дела внутреннего убеждения (уверенности) в данном решении.

ЗК РФ предусмотрено разрешение некоторых земельных споров в административном порядке.

Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду, но если они переданы на разрешение административных органов по соглашению сторон до принятия дела к производству указанными судами, то они могут рассматриваться в административном порядке. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

В аналогичном порядке рассматриваются земельные споры, заявления или жалобы, переданные гражданами по их желанию в административный орган в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан.

2.2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК  ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ  СПОРАМ

Как уже отмечалось, каждая сторона земельного спора вправе обжаловать вынесенное по данному спору решение суда, и порядок обжалования также детально урегулирован гражданским процессуальным законодательством, которое предусматривает три процессуальных порядка обжалования: кассационный, надзорный и пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрим их по отдельности. Кассационный порядок обжалования решений по земельным спорам (ст. 376—397 ГПК РФ, ст. 257 АПК РФ) характеризуется следующими особенностями.

1. Каждая из  сторон по данному конкретному  земельному спору вправе предъявить  кассационную жалобу непосредственно  в суд, рассматривающий данное  дело, а последний обязан переправить  эту жалобу вместе с делом  в кассационную инстанцию.

В отличие, к примеру, от надзорного обжалования, в котором жалоба может быть подана через определенный круг должностных лиц суда и прокуратуры, имеющих право принесения протеста, «технология» кассационного обжалования решений по земельным спорам является обязательной для кассационных инстанций, роль которых играют вышестоящие суды — судебные коллегии по гражданским делам Верховных судов республик в составе Российской Федерации, областных, краевых судов (ст. 377 ГПК РФ) и коллегии по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу.

2. Срок на кассационное  обжалование ограничен законом (ст. 376 ГПК РФ). Пропуск установленного  срока не восстанавливается, а  до истечения этого срока решения  суда и арбитражного суда не  могут вступать в силу. Данные  решения могут вступить в законную  силу лишь в том случае, если:

а)    в установленный на кассационное обжалование срок ни одна из 
сторон не подала кассационной жалобы;

б)    по результатам кассационной жалобы судебное (арбитражное) 
решение оставлено кассационной инстанцией в силе.

  1. Кассационный пересмотр судебного решения по земельному спору представляет собой проверку материалов дела, а не апелляционный (повторное рассмотрение) пересмотр его. В силу этого свидетели по делу повторно не допрашиваются, стороны по данному делу оповещаются о времени и месте работы кассационной инстанции, и их неявка не является препятствием для кассационного рассмотрения дела (ст. 232 ГПК РФ, ст. 284 АПК РФ).
  2. Кассационная инстанция при рассмотрении кассационной жалобы 
    на решение суда по земельному спору ограничена в полномочиях. В 
    частности, она может изменить решение или вынести новое решение по 
    данному делу только в том случае, если не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права (ст. 337 ГПК РФ, ст. 288 АПК РФ).

В остальных случаях кассационная инстанция наделена лишь полномочиями отмены незаконных решений и направления дела на новое рассмотрение в первую инстанцию в том же или в ином составе судей.

5.    Основания и порядок решения кассационной инстанции при 
пересмотре дела жестко регламентированы законом. Например, она не 
вправе отменить правильное по существу решение по одним лишь 
формальным соображениям (ст. 387 ГПК РФ, ст. 288 АПК РФ).

Кассационная инстанция вправе отменить решение по земельному спору лишь по четырем основаниям:

а) неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. Например, при взыскании убытков, причиненных собственнику земельного участка ограничением его земельных прав, отсутствует обоснование этих убытков, а расчет, не подкрепленный документальными доказательствами, не может служить доказательством материальных притязаний истца;

б)    недоказанности обстоятельств, которые суд считает установленными, а они имеют существенное значение для дела. Например, отсутствие заключения эксперта в той части дела, где точное определение обстоятельства возможно лишь при наличии специальных познаний и навыков, и невозможно установить его обычным эмпирическим путем;

в)    несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Так, нельзя считать выводы суда соответствующими обстоятельствам дела, если они основаны на предположениях, на объяснениях лиц, не рассмотренных а данном судебном заседании, на не рассмотренных в данном деле доказательствах и т.п.;

г) нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права. Например, применение института собственности к отношениям по аренде земель, в силу чего обязанности арендатора были отождествлены с обязанностями собственника земельного участка; применение к исковому производству норм гражданского процесса, регулирующих совершенно другой вид дел (например, порядок обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц и органов государственного управления и т.п.) (ст. 387 ГПК РФ).

В кассационном рассмотрении дел по земельным спорам допускается предъявление сторонами новых доказательств, которые кассационная инстанция обязана включить в дело и рассмотреть его в совокупности с новыми доказательствами.

Кроме того, кассационная инстанция при пересмотре решения по земельному спору не скована доводами заявителя, изложенными в этой жалобе, и обязана проверить дело в полном объеме (ст. 387 ГПК РФ).

Надзорный порядок пересмотра решения по земельным спорам характеризуется следующими особенностями:

  1. Он применяется по делам, решения по которым вступили в законную силу. Следовательно, если у сторон есть возможности обжаловать не устраивающее их интерес судебное решение в кассационном порядке, то надзорный порядок обжалования не подлежит применению.
  2. Надзорный порядок пересмотра зависит от усмотрения лиц, обладающих правом принесения протестов на вступившие в силу судебные решения, к числу которых относятся Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик в составе Российской Федерации, прокуроры областей, краев; председатели Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др. (ст. 320 ГПК РФ, ст. 292 АПК РФ).

3. Надзорный порядок  пересмотра решений по земельным  спорам не ограничен временными  рамками и может быть применен  к любому делу независимо от  срока его рассмотрения.

4. Надзорная инстанция  обладает практически теми же  полномочиями, что и кассационная  инстанция (гл. 40—41 ГПК РФ, ст. 286 АПК  РФ). В частности, надзорная инстанция  имеет право оставить решение  без изменения, а надзорную жалобу (протест) без рассмотрения; отменить  решение по земельному спору  полностью или в части и  направить дело на новое рассмотрение; прекратить производство по делу; изменить решение или вынести  новое решение, если по делу  не требуется собирания или  дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены  судом первой инстанции полно  и правильно, но допущена ошибка  в применении норм материального  права.

Пересмотр решения по земельному спору по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 397 ГПК РФ, ст. 280—291 АПК) характеризуется следующими особенностями.

  1. Он допускается в соответствии со ст. 392 ГПК РФ.
  2. Основанием для пересмотра решения по земельному спору в данном порядке являются обстоятельства, которые:

а)    не были известны заявителю либо не было доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Например, размер снижения урожайности земельного участка в результате залива его сточными водами соседнего землепользователя;

б)    эти обстоятельства не являются упущением заявителя при первоначальном судебном рассмотрении земельного спора, поскольку одно и то же дело по одному и тому же предмету и основанию между теми же сторонами подлежит рассмотрению в суде только один раз.

3.    Перечень обстоятельств, отнесенных законом к числу вновь от крывшихся, как основание пересмотра решения по земельному спору, определен законом исчерпывающе и расширительному толкованию не подлежит. К нему относятся следующие обстоятельства:

а)    существенные для дела обстоятельства, которые не были и не 
могли быть известны заявителю. Например, нельзя отнести к их числу такие несущественные обстоятельства, как наличие дополнительного очевидца по делу, который может лишь повторить, но не дополнить чем-либо показания допрошенных в суде свидетелей;

б)    обнаружение ложности показаний свидетелей, заключений эксперта, перевода, подложности документов либо вещественных доказательств.

Данное обстоятельство является основанием для пересмотра судебного решения при наличии двух обязательных условий:

  • ложность действия указанных лиц и подложность документов послужили основанием для вынесения незаконного или необоснованного решения. Так, не является основанием для пересмотра дела ложность показаний одного свидетеля, если показаниями ряда других свидетелей доказаны действительно имевшие место факты;
  • данные ложные действия и факты подложности документов установлены вступившим в законную силу приговором суда. Следовательно, если лжесвидетели не были привлечены к уголовной ответственности, то их лжесвидетельские показания не могут явиться основанием для пересмотра дела по данному земельному спору;

в)    преступные действия судей, сторон по делу либо других лиц, участвующих в деле. Здесь основанием для пересмотра также являются два обязательных обстоятельства:

Информация о работе Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц