Основные требования и положения Лесного Кодекса Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:21, реферат

Краткое описание

Данный кодекс был принят 21.01.1994 г. Лесной кодекс Украины содержит 8 разделов, 23 главы, 110 статей.
Лесным кодексом Украины регулируются лесные отношения в Украине. Задачами Лесного кодекса Украины являются регулирование правовых отношений с целью обеспечения повышения производительности, охраны и воссоздания лесов, усиление их полезных свойств, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основании их научно обоснованного рационального использования.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные требования и положения Лесного кодека Украины 10.docx

— 28.60 Кб (Скачать файл)

Основные требования и положения Лесного кодека Украины.

Данный кодекс был принят 21.01.1994 г. Лесной кодекс Украины содержит 8 разделов, 23 главы, 110 статей.

Лесным кодексом Украины регулируются лесные отношения  в Украине. Задачами Лесного кодекса Украины являются регулирование правовых отношений с целью обеспечения повышения производительности, охраны и воссоздания лесов, усиление их полезных свойств, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основании их научно обоснованного рационального использования.

Раздел 1 - Общие положения (ст.1-6).

В данном разделе дано понятие леса – «Лес - тип естественных комплексов, в котором соединяются преимущественно древесная и кустарниковая растительность с соответствующими почвами, травяной растительностью, животным миром, микроорганизмами и другими природными компонентами, которые взаимосвязаны в своем развитии, влияют друг на друга и на окружающую природную среду».  А также определено понятие лесного участка: «Лесной участок - участок лесного фонда Украины с определенными границами, выделенный в соответствии с настоящим Кодексом для ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов без изъятия его у землепользователя или собственника земли». Определено понятие «лесные отношения» - «Лесные отношения» - общественные отношения, касающиеся владения, пользования и распоряжения лесами и направляются на обеспечение охраны, воспроизводства и устойчивое использование лесных ресурсов с учетом экологических, экономических, социальных и других интересов общества». Также в данном разделе определено лесное законодательство Украины, состав лесного фонда, лесные ресурсы, земли лесного фонда,

Раздел 2 - Государственное управление и государственный контроль в области охраны, защиты, использования и воссоздания лесов (ст.7-24).

В данном  разделе указанно что, леса, находящиеся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника на леса осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины. Случаи возникновения и прекращения прав частной собственности на леса.

Право пользования лесами. Право пользования лесами осуществляется в порядке постоянного и временного пользования лесами. Также расписаны права и обязанности постоянных лесопользователей, временных лесопользователей, условия прекращения права лесопользования.

Раздел 3 - Государственное регулирование и управление в сфере лесных отношений (ст.25-33).

Государственное регулирование и управление в сфере лесных отношений осуществляется путем:

  • формирование и определение основных направлений государственной политики в сфере лесных отношений;
  • определение законом полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • установление в соответствии с законом порядка и правил в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
  • осуществление государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов.

Также в данной главе указаны полномочия Верховной Рады Украины в сфере лесных отношений:

  • определяет основы государственной политики в сфере лесных отношений;
  • принимает законы по регулированию отношений в этой сфере;
  • утверждает общегосударственные программы по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
  • решает другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с Конституцией Украины.

А также полномочия Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.

Раздел 4 - Организация Лесного хозяйства (ст.34-62).

Организация лесного хозяйства имеет своей задачей обеспечивать ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого развития с учетом природных и экономических условий, целевого назначения, лесорастительных условий, породного состава лесов, а также функций, которые они выполняют.

Нормативно-правовые акты по ведению лесного хозяйства устанавливают порядок и требования к системе мероприятий по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов, комплекс качественных и количественных показателей, параметров, обеспечивающих регулирование деятельности в этой области.

Леса Украины по экологическому и социально-экономическому значению и в зависимости от основных выполняемых ими функций разделяются на следующие категории:

  • защитные леса (выполняют преимущественно водоохранные, почвозащитные и другие защитные функции);
  • рекреационно-оздоровительные леса (выполняют преимущественно рекреационные, санитарные, гигиенические и оздоровительные функции);
  • леса природоохранного, научного, историко-культурного назначения (выполняют особые природоохранные, эстетические, научные функции и т.д.);
  • эксплуатационные леса.

Разделение лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций проводится в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Государственный лесной кадастр на территории Украины ведется в целях эффективной организации охраны и защиты лесов, рационального использования лесного фонда Украины, воспроизводства лесов, осуществление систематического контроля за качественными и количественными изменениями лесов.

Государственный лесной кадастр предназначен для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан достоверной и объективной информацией о природном, хозяйственном состоянии и правового режима использования лесного фонда Украины.

Мониторинг лесов - система регулярного наблюдения, оценки и прогноза динамики количественного и качественного состояния лесов. Мониторинг лесов проводится путем сбора, передачи, хранения и анализа информации о состоянии лесов, прогнозировании изменений в лесах и разработки научно обоснованных рекомендаций по защите лесов.

Раздел 5 - Ведение лесного хозяйства (ст.63-102).

Ведение лесного хозяйства заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов. Предприятия, учреждения, организации и граждане осуществляют ведение лесного хозяйства с учетом хозяйственного назначения лесов, естественных условий и обязаны:

  • обеспечивать усиление полезных свойств лесов с целью улучшения окружающей среды и охраны здоровья людей;
  • обеспечивать непрерывное, устойчивого и рациональное использование лесных ресурсов для удовлетворения потребностей производства и населения в древесине и другой лесной продукции;
  • осуществлять воспроизводство лесов;
  • обеспечивать повышение производительности, улучшение качественного состава лесов и сохранение биотического и другого природного разнообразия в лесах;
  • осуществлять охрану лесов от пожаров, защиту от вредителей и болезней, незаконных рубок и других повреждений;
  • рационально использовать лесные участки.

Граждане имеют право свободно находиться, безвозмездно без выдачи специального разрешения собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы в лесах государственной и коммунальной собственности (общее использование).

В порядке специального использования могут осуществляться следующие виды использования лесных ресурсов:

  • заготовка древесины;
  • заготовка второстепенных лесных материалов;
  • побочные лесные пользования;
  • использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей, нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских работ.

Право использования лесных ресурсов прекращается в случае:

  • добровольного отказа от использования лесных ресурсов;
  • истечения срока, на который было предоставлено право использования лесных ресурсов;
  • прекращения деятельности лесопользователей, которым было предоставлено право использования лесных ресурсов;
  • нарушения правил и норм, условий специальных разрешений на использование лесных ресурсов;
  • использования лесных ресурсов способами, которые негативно влияют на состояние и воспроизводство лесов, приводят к ухудшению окружающей среды;
  • нарушения установленных сроков взимания сбора за использование лесных ресурсов;
  • использования лесного участка не по целевому назначению;
  • невозмещения в установленном порядке ущерба, причиненного лесному хозяйству в результате нарушений лесного законодательства, и невыполнения требований по устранению выявленных недостатков.

Организация охраны и защиты лесов предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на сохранение лесов от пожаров, незаконных рубок, повреждения, ослабления и другого вредного влияния, защиты от вредителей и болезней.

Раздел 6 - Решение споров и ответственность за нарушение лесного законодательства (ст.103-109).

Споры по вопросам охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов разрешаются в установленном порядке органами местного самоуправления, центральными органами исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в сфере лесного хозяйства, центральными органами исполнительной власти, которые реализуют государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, судами.

Исключительно судом разрешаются споры по вопросам владения, пользования и распоряжения лесами, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц.

Нарушение лесного законодательства влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно закону.

Ответственность за нарушение лесного законодательства несут лица, виновные в:

  • незаконной рубке и повреждении деревьев и кустарников;
  • уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, нарушении других требований пожарной безопасности в лесах;
  • уничтожении или повреждении леса вследствие его загрязнения химическими и радиоактивными веществами, производственными и бытовыми отходами, сточными водами, другими вредными веществами, подтопления, осушения и других видов вредного воздействия;
  • засорении лесов бытовыми и промышленными отходами;
  • нарушении сроков лесовосстановления и иных требований по ведению лесного хозяйства, установленных законодательством в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
  • уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях;
  • нарушении правил хранения, транспортировки и применения средств защиты леса, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов;
  • самовольной заготовке сена и выпасе скота на лесных участках;
  • заготовки лесных ресурсов способами, негативно влияющими на состояние и воспроизводство лесов;
  • нарушении порядка заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы и использования других лесных ресурсов;
  • невнесении платы за использование лесных ресурсов в установленные сроки;
  • уничтожении и повреждении отделяющих знаков в лесах;
  • повреждении сенокосов, пастбищ и пашни на землях лесного фонда;

Раздел 7 - Международные отношения (ст.110).

Применение требований международных договоров. В случае если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлена Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые установлены Лесным Кодексом и другими законами Украины, то применяются правила международного договора.

Информация о работе Основные требования и положения Лесного Кодекса Украины