Основные особенности земельного строя в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

Земельный строй Российской Федерации – предусмотренные Конституцией страны и ее законодательством формы собственности на землю, а также отношения, складывающиеся по поводу ее эксплуатации как природного ресурса и охраны.
Актуальность рассмотрения земельного строя в том, что вопросы распределения, управления землей являются вопросами государственной важности.
С 1990 года в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад_Земельный строй с 1990 года по настоящее время.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ 
Департамент научно-технологической политики и образования 
Волгоградский государственный аграрный университет 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Основные особенности земельного строя в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст. гр. ЭМФ-24 
                                       Татаренко Д.С.                                                                                                               Проверил: Сорокина Е.И. 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012 г.

 

 

 Земельный строй Российской Федерации – предусмотренные Конституцией страны и ее законодательством формы собственности на землю, а также отношения, складывающиеся по поводу ее эксплуатации как природного ресурса и охраны.

Актуальность рассмотрения земельного строя в том, что вопросы  распределения, управления землей являются вопросами государственной важности.

С 1990 года в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй.

Так, происходит:

1) радикальное изменение отношений собственности.

Законом от 24 декабря 1990 года Российская Федерация заявила о  суверенном правовом регулировании  земельных отношений и отношений  по природопользованию только российским законодательством и законодательством  входящих в нее республик. С принятием  Закона «О собственности в РСФСР» были реформированы отношения собственности  на землю и природные объекты. В частности, был введен правовой режим равноправного положения  всех форм и видов собственности; установлены право передавать земельные  участки в собственность граждан, а также правовые гарантии для  собственников по владению, пользованию  и распоряжению землей.

2) радикальное изменение  производственных отношений.

С введением Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», гражданам России было предоставлено право иметь в индивидуальной или семейной собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением запрещенных законом.

Одновременно были созданы  условия для ломки социалистической собственности в пользу частной, облегчен выход предприимчивым гражданам  из государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов для ведения  свободного частного хозяйствования на земле.

3) включение производителей  сельскохозяйственной продукции  в отношения земельной собственности. 

Например, земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, могут передаваться в  коллективную собственность – совместную или долевую. Установлена также возможность приобретения земель для целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, в собственность.

4) создание экономико-правового  механизма приватизации земельных  участков гражданами.

Местным органам самоуправления предоставлено право изъятия и передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределения гражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно.

5) обеспечение свободного  хозяйствования на земле.

Вмешательство в хозяйственную  деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов  и организаций запрещается. Предусмотрены судебная и арбитражная защита от неправомерных действий указанных лиц, взыскание с них убытков, причиненных незаконным вмешательством.

6) устранение монополистического  давления на вновь создаваемые  и действующие предпринимательские  структуры, частные предприятия  и на зарождающийся механизм  рыночных отношений. 

Так, Законом «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» запрещено  навязывать контрагенту кабальные условия до говоров на поставку сельхозпродукции; препятствовать доступу на рынок недобросовестной конкуренции.

7) введение платности  землепользования, которая реализуется  через покупную (нормативную) цену  земли, устанавливаемую в законодательном  порядке, через налогообложение использования земель и через арендную плату.

В результате вводится новый  метод регулирования режима использования  земель – экономико-правовой. Например, дифференциацией налога на сельскохозяйственные угодья с учетом их качества, площади и местоположения (ст. 5 Закона «О плате за землю») стимулируется эффективность использования земель любого качества и состояния; введением налоговых льгот на земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, землепользователи стимулируются к освоению новых земель и вовлечению их в сельскохозяйственный оборот.

8) придание приоритетного  правового статуса сельскохозяйственному  использованию земель.

Экономико-правовые методы обеспечения приоритетного положения  агропромышленного комплекса выразились в том, что с 1991 года установлена система финансовой поддержки агропромышленного комплекса путем направления на его развитие не менее 15% национального дохода РСФСР.

Социально-правовые методы приоритетного обеспечения агропромышленного комплекса выражаются в создании условий для деурбанизации городского населения, стимулирования миграций его в сельскую местность для привлечения в земледелие и другие сферы сельского хозяйства

9) устранение несправедливости  и неправомерности действий социалистического  государства, допущенных в ходе  принудительной коллективизации  крестьянства, при которой земли  крестьян фактически были принудительно изъяты в пользу малоэффективных колхозов, часть из которых трансформировалась в совхозы.

10) создание эколого-правового  механизма охраны и рационального  использования земель. В земельном  законодательстве впервые появляются  такие новые экологические понятия,  как «экологическая безопасность»,  «экологическая обстановка на  территории», «благоприятная экологическая  среда», «устойчивые природные ландшафты», «экологический правопорядок».

Имевшее место в отмененном земельном законодательстве одностороннее  стимулирование расширения сельхозугодий, осуществляемое зачастую в ущерб экосистемам местности, сменилось приоритетным обеспечением экологического благополучия земель, в частности, установлено право консервации деградированных земельных угодий, частичная компенсация из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

11) принятие ряда правовых  норм, направленных на обеспечение  экологической безопасности (чистоты)  производимой сельхозпродукции, поскольку  эта проблема обрела остроту  в связи с неправильным использованием  агрохимикатов в сельском хозяйстве.

12) разработка и принятие  ряда нормативно-правовых актов,  обеспечивающих правовую охрану  окружающей среды при использовании  земель: приостановка хозяйственной  деятельности предприятия, нарушающего  режим природопользования, до устранения  допущенных нарушений; реорганизация  предприятий, деятельность которых  может вызвать экологические  последствия, затрагивающие интересы  территории; введение экологических  требований в сельском хозяйстве  (ст. 46 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

13) дополнение земельного  законодательства новой категорией  земель, не знакомой прежнему законодательству: земель природоохранного, историко-культурного, рекреационного назначения.

14) усиление ответственности  за нарушения земельного законодательства: ужесточаются административные  санкции; субъектами административной  ответственности за нарушения  земельного законодательства становятся и юридические лица, расширяется круг лиц, применяющих административные наказания к виновным нарушителям.

Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными органами самоуправления прав по распоряжению землей, уточняются административные границы, выявляются потребности в земле граждан и организаций, формируется специальный фонд земель для последующего распределения, устанавливаются ставки земельного налога и цена земли. На втором этапе осуществляется непосредственное перераспределение земель – закрепление их в собственность, пользование, аренду гражданам и организациям в соответствии с законодательством.

Период с 1990 года можно  охарактеризовать также периодом бурного законотворчества, объем принимаемых нормативно-правовых актов в отдельные периоды превышает возможности усвоения их специалистами и внедрения в практику земельных отношений. Особое место в этой связи занимает принятие в 1994 году первой части нового Гражданского Кодекса Российской Федерации, который имеет важное значение для правового регулирования не только гражданских, но и земельных отношений.

Принятие новых законов  проходило в союзном и российском парламентах в условиях острой борьбы между представителями прогрессивных  и консервативных идей, и содержание принимаемых законов зачастую отражало компромисс между этими двумя  взаимоисключающими течениями.

С распадом в 1991 году Союза  ССР открылся простор развитию земельного законодательства России, однако оно  реализовывалось с пробуксовками, как и ушедшее в историю союзное законодательство.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом. Решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению земельных комитетов.

Колхозы и совхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», перерегистрироваться в соответствующих органах. Районным органам исполнительной власти совместно с земельными комитетами предложено установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель.

Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» было установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе.

В целях совершенствования  системы наделения граждан земельными участками и перерегистрации  ранее предоставленных участков Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» рекомендует всем субъектам Российской Федерации в 3-месячный срок определить потребность граждан в получении за плату и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

Приватизация земельных  участков – передача из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. Приватизация земельных участков происходит по заявлению граждан и юридических лиц в порядке, установленном земельным законодательством. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц производится в пределах норм, установленных субъектами Российской Федерации. Земельный участок, общая площадь которого превышает норму площади для бесплатной передачи земельного участка в собственность, выкупается по договорной цене либо остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении или аренде.

Уменьшение земельных  участков, ранее предоставленных  гражданам в установленном порядке, при их приватизации без согласия граждан запрещается.

Никто не может быть обязан приватизировать земельный участок  и никому не может быть отказано в приватизации земельного участка, если территориальными планами использования  земель и решениями уполномоченных органов допускается приватизация такого земельного участка в данном месте.

Земельный участок может  быть приватизирован собственником (собственниками в долях) здания, строения или сооружения, находящихся на этом земельном участке. Не подлежат приватизации или продаже  земельные участки, в отношении  которых не имеется надлежаще  оформленных документов о территориальных  границах, сервитутах и обременениях (до их установления и оформления). Продажа  и передача в собственность земельного участка с находящимся на нем лесом не означает возникновения сразу (до соответствующего оформления) собственности на находящийся на земельном участке лес.

Информация о работе Основные особенности земельного строя в России