Общая характеристика земельного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон полярны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений.
Единую систему земельного законодательства составляют нормативные правовые акты субъектов РФ, многие из которых уже приняли основополагающие законы, комплексно регулирующие земельные отношения.

Содержание

Введение.
1. Понятия и классификация источников земельного правବ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-----------------4
2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений---------------------------------------------------------------------------6
3. Федеральное земельное законодательство------------------------------------9
4. Понятие земельного кадастра---------------------------------------------------15
5. Землеустройство-------------------------------------------------------------------19
Заключение.--------------------------------------------------------------------------22
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика земельного законодательства.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Значительное число  земельных норм содержится в федеральных законах, регулирующих наряду с земельными также иные разновидности общественных отношений. Первое место среди данной группы законов по объему и значимости правовых норм принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Фактически все его статьи, где речь идет о недвижимом имуществе, распространяются на соответствующие земельные отношения: гл. 9 «Сделки», соответствующие главы, входящие в Раздел II «Право собственности и другие вещные права», гл. 31 и 32 «Мена», «Дарение», гл. 34 «Аренда», гл. 36 «Безвозмездное пользование», гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда». Гражданский кодекс содержит также гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», которая с учетом специфики земель как объекта имущественных прав устанавливает специальные правила владения, пользования и распоряжения землей.

Основные процессуальные требования, предъявляемые к юридическому оформлению права частной собственности на землю, а также вопросы организации государственного управления в данной области содержатся в Федеральном законе от 21 июня 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Закон вносит изменения в порядок регистрации прав на земельные участки, предусматривая, в частности, создание Единого государственного реестра прав и передавая в систему Министерства юстиции РФ полномочия по его ведению.

Правовой режим земель, предоставленных гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, определен в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Земельные нормы сконцентрированы в гл. III Закона. Закон ориентирован на установление государственного контроля за развитием садоводства, огородничества и дачного хозяйства путем использования таких механизмов, как зонирование территории, регистрация и учет желающих получить земельные участки, определение оснований предоставления и отказа в предоставлении земель и др.

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», заменивший принятый в 1992 г. Закон «О залоге», регулирует порядок ипотеки (залога) недвижимого имущества, включая землю. Глава XI Закона определяет особенности порядка ипотеки земельных участков, хотя за пределами этих особенностей все иные требования Закона в равной степени распространяются на земли. В данном разделе определяются субъекты и объекты ипотеки, установлены ограничения на совершение сделок ипотеки земель, права и обязанности сторон договора ипотеки.

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении  с пестицидами и агрохимикатами», не регулируя прямо земельные отношения, может быть также отнесен к источникам земельного права, так как его положения дополняют нормы о правовом режиме земель, используемых для ведения сельского хозяйства. Данный Закон, в частности, устанавливает механизм реализации требования земельного законодательства об обязанности землепользователей эффективно использовать землю, повышать ее плодородие, не допускать ухудшения экологической обстановки.

Особенности правового  режима отдельных категорий земель определены в Лесном (1997) и Водном (1995) кодексах, Законах «О недрах» (1995), «О сельскохозяйственной кооперации» (1995), «О государственной границе» (1993), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «О жилищной политике» (1992), «О товариществах собственников жилья» (1996), Градостроительном кодексе.

Указы Президента РФ играют важную самостоятельную роль в регулировании  земельных отношений. Президент  РФ, используя свое конституционное  право, издает от своего имени указы  и распоряжения. Большинство принятых указов Президента РФ посвящены вопросам частной собственности на землю основаны на политике либерализации данного права, расширении и снятии ограничений на реализацию правомочий собственников по распоряжению землями. Одним из последних, наиболее дискутируемых стал Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», которым расширены права собственников земельных долей по распоряжению собственностью, а также урегулированы некоторые вопросы предоставления земель для сельскохозяйственных целей.

Наиболее многочисленную группу источников земельного права  составляют подзаконные нормативные  акты, представленные постановлениями  Правительства РФ и ведомственными решениями. По своему назначению они  развивают и обеспечивают исполнение отдельных положений законов, поэтому не носят комплексного характера, а являются тематически узко специальными.

Небольшое число постановлений  Правительства РФ касается вопросов приватизации земель и реализации отношений  собственности. Среди них — постановления от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и Реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» постановление Совета Министров — Правительства Р.Ф. от 30 мая 1993 г. № 503 «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков».

Более значительна роль постановлений Правительства РФ в регулировании исполнения государственными органами функций земельного управления. В развитие Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были приняты постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 1 ноября 1997 г. № 1378 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Постановлениями Совета Министров _ Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 (в ред. от 12 марта 1996 г.) «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации», постановлениями Правительства Р.Ф. от 12 июня 1993 г. № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам», от 4 августа 1995 г. № 784 «О внесении дополнений в Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра» определяются содержание и порядок выполнения контрольных и учетных функций государственных органов.

 

4. Понятие Земельного кадастра, история возникновения, значение.

 

Почвенные ресурсы страны представляют собой огромное народное богатство. Правильное их использование немыслимо  без строго научного количественного  и качественного учета почв. Этой задаче служит составление и ведение земельного кадастра.

По “Почвоведению” под редакцией  профессора И.С. Кауричева название кадастр происходит от французского cadastpe - регистрация.А по Т.П. Магазинщикову - от латинского capitastrum, означающем опись податных предметов.

Земельный кадастр - это совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и  правовом положении земель. Государственный  земельный кадастр РФ включает данные регистрации землепользователей, учета  количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Первые попытки учета количества и качества земель проводились ещё  при первобытно общинном способе  производства. Однако тогда учёт был  весьма примитивный и проводился в интересах общины. С появлением частной собственности на средства производства возникла необходимость в более тщательном учёте. Кроме частных собственников учёт вело рабовладельческое государство. Оно учитывало доходы от обложения налогами, контрибуциями, расходы на содержание армии и т.п. Объектом учёта постепенно становилась земля, которая уже в то время выступает как основное средство производства в сельском хозяйстве. При рабовладельческом строе как специальное земельное учётное мероприятие зарождается земельный кадастр, который продолжает развиваться при феодализме и особенно при капитализме.

Так в Египте, во времена  первых фараонов (4 тыс. лет до н. э) тщательно  велись оценочные списки земель, подлежащих налогообложению. Оценку земель дважды в год проводили специальные таксаторы - чиновники фараона.

Земельный кадастр древнего Рима (4 в до н. э.) представлял собой описание земельной собственности. В специальные  реестры вносили сведения о размере  земельных участков, способе их обработки, качестве и доходности земли. На бронзовые таблицы наносили планы имений, их названия, границы и размеры землевладении. Там же приводили сведения о качестве земель и о самом хозяйстве.

В эпоху феодализма дальнейшее развитие получил внутри хозяйственный учёт, проводимый в целях управления и контроля за развитием помещичьего хозяйства.

Феодальное государство  вело кадастр земли как средства производства для налогообложения. При феодализме в системе земельного кадастра возникает земельная регистрация, узаконивающая право частной  собственности на землю.

Таким образом изучение земельных ресурсов и проведение земельного кадастра стало необходимостью с образованием государства и  развитием налогообложения. В древнейшей форме земельного обложения размер налога устанавливался по площади земли. На определённом этапе наряду учётом количества начинают учитывать и качественное состояние земель, а впоследствии размер дохода, получаемого с земель различного качества.

Земельный кадастр России характеризуется  длинной историей развития. Имея общую  с западными кадастрами социальную природу он отличается своими специфическими свойствами.

Первые описания земель в России появились ещё в 9 веке. Они касались главным образом монастырских и  церковных земель служили основанием для наделения духовенства недвижимым имуществом, в частности землёй. Собирание данных о земле возникло также в связи со взиманием сборов и податей русскими князьями с покорённых ими племён.

Существовавший в 11 веке качественный учёт земель имел упрощённый характер. А первые переписи земель с характеристикой их количества и качества относятся к 12 веку.

Старейшие кадастровые документы - описания земель периода татарского ига. Первая татарская перепись была проведена в 1245 г., а повсеместная перепись русских земель - в 1273 г. Наряду с татарскими переписями описания земель вели русские князья, и земельно-кадастровыми документами в этот период являлись “Писцовые книги”.

В 16 веке для описания земель было создано специальное учреждение “Поместный приказ”. Но на протяжении 17 века в России происходит расшатывание писцового земельного кадастра. В интересах помещиков в налоговую систему вводятся чрезвычайные сборы, множество натуральных повинностей. В 1713 г. Указом Петра-1 вводится подушная подать. Качественный учёт земель и их оценка как основание для налогообложения утратили свое значение и по существу прекратились на длительный срок. В этот период большую роль играет количественный учёт земель.

Но в 1837 г. Министерство государственных имуществ приступило к разработке нового земельного кадастра. Был проделан большой объём работ по съёмке и определению размеров земельных участков, учёту их качества и оценки. Однако уже во второй половине 19 века, в связи с переходом к капиталистическому способу производства, возникла необходимость в новом земельном кадастре. . .

Важнейшее значение земельного кадастра заключается в том, что  он необходим для организации  наиболее полного, рационального и  эффективного использования земель и их охраны, планирования народного  хозяйства, размещения и специализации  сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.

Материалы земельного кадастра находят широкое применение при  межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользовании, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания.

Данные земельного кадастра позволяют  дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны. Тем самым земельный кадастр приобретает большую значимость на разных уровнях народнохозяйственного планирования и управления земельными ресурсами.

 

5. Землеустройство.

 

Землеустройство - система мероприятий, обеспечивающих регулирование земельных  отношений, изучение, планирование, организацию  использования и охраны земель, создание новых и упорядочение существующих землепользования, земельных фондов. административно-территориальных образований и других объектов землеустройства с обозначением границ в натуре (на местности). устройство территории сельскохозяйственных организаций и улучшение природных ландшафтов. 
Землеустроительная деятельность - управленческая, научная, техническая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных органов по управлению земельными ресурсами, граждан и юридических лиц. осуществляемая при землеустройстве.

Землеустроительные работы - все виды камеральных и полевых  обследовательских, изыскательских, топографо-геодезических, картографических, проектных и других работ, выполняемых при проведении землеустройства и которые предусматривают  получение конкретного результата (землеустроительной документации). 
Землеустроительный процесс - состав, очередность и порядок действий при проведении землеустроительных работ, включающий подготовительные работы, проведение полевых обследований и изысканий, разработку проектной документации, ее рассмотрение и утверждение, перенесение проектов в натуру (на местность), оформление и выдача землеустроительной документации.

Землеустроительный проект - совокупность правовых. экономических, технических документов, включающих расчеты, описание, чертежи, в которых обосновываются, графически отображаются и письменно излагаются землеустроительные мероприятия. 
Землеустроительные мероприятия - предусмотренные землеустроительной документацией работы по формированию и организации территории объекта землеустройства, организации рационального использования и охраны земель с учетом их целевого назначения, ограничений в использовании земель и обременении правами иных лиц (сервитутов), сохранению и повышению плодородия почв.

Информация о работе Общая характеристика земельного законодательства