Нормативно-правовые акты субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

В республиках, входящих в состав Российской Федерации, роль источников земельного права выполняют конституции республик, а также нормативные постановления по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов, нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик. Поэтому в некоторых из них приняты земельные кодексы (Карелия, Коми и др.), а в некоторых они находятся в стадии разработки.

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право реферат источники зп.docx

— 24.90 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

РУКОВОДИТЕЛЬ

         

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

РЕФЕРАТ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ  ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по дисциплине: ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

СТУДЕНТКА ГР.

         
     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 
 
 
Санкт-Петербург  
2013 
 

1. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

В республиках, входящих в  состав Российской Федерации, роль источников земельного права выполняют конституции  республик, а также нормативные  постановления по вопросам использования  и охраны отдельных природных  ресурсов, нормативные указы президентов  республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления  и распоряжения правительств республик. Поэтому в некоторых из них  приняты земельные кодексы (Карелия, Коми и др.), а в некоторых они  находятся в стадии разработки.

В субъектах РФ общее управление использованием и охраной земель осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов, полномочия которых определены Федеральным  законом от 06.10.1999 № 194-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. От 15.11.2010)1. С учетом нового Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»2 и ЗК РФ определена компетенция поселковой, сельской, районной и городской администраций.

В других субъектах РФ (в  областях, автономных областях и округах) источниками земельного права, помимо законодательных актов выступают  уставы субъектов РФ и издаваемые органами исполнительной власти нормативно-правовые акты, а также решения представительных органов субъектов, постановления  и распоряжения глав администраций. Так, в Нижегородской области  утверждена Программа приватизации земель сельскохозяйственных предприятий, которая предусматривает раздел земли и имущества среди владельцев земельной доли. Ряд решений по разным вопросам использования и охраны земель был принят и в других субъектах РФ.

Согласно ст. 72 и 76 Конституции  РФ земельное законодательство находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам  ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются  нормативно-правовые акты субъектов  РФ. Но Конституция РФ не содержит положения, которое бы разрешало нарушать эту  очередность.

В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы создания единого рынка земли отнесены исключительно к ведению Российской Федерации. Следовательно, саратовский закон «О земле» и аналогичные акты других субъектов РФ, в которых разрешена купля-продажа земельных участков, это конституционное положение игнорируют.

Разграничение компетенции  федеральных органов государственной  власти и аналогичных органов  субъектов РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 12.03.1996 № 370 «Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25.11.1996)3.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся  вопросы разграничения государственной  собственности на землю и другие природные ресурсы, а также природноресурсовое законодательство, законодательство об охране окружающей среды и др.

В соответствии со ст. 73 Конституции  РФ вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной  власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. от 30.01.2001)4 было создано семь федеральных округов.

В каждом федеральном округе создано Управление Генеральной  прокуратуры, в задачу которого входит приведение законодательства субъектов  РФ в соответствие с федеральным  законодательством.

2. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Конституции  РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным  в пределах своих полномочий. Органы самоуправления не входят в систему  органов государственной власти.

Местное самоуправление в  Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного самоуправления, владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, иных поселениях с учетом исторических и иных местных  традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно5.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6 глава местной администрации в пределах своей, компетенции издает постановления и распоряжения, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы, которые, имея общенормативное значение, являются источниками земельного права: о порядке использования земель общего назначения в населенных пунктах; о порядке использования земель городской, сельской застройки и т.п.

Нормативно-правовые акты органов  местного самоуправления не должны противоречить  конституционным, законодательным, подзаконным  нормативно-правовым актам, указам Президента РФ и нормативно-правовым актам субъектов  РФ.

Обеспечение соблюдения существующей иерархии нормативно-правовых актов  возлагается на суды и прокуратуру. Рассмотрим порядок устранения коллизий, возникающих в системе источников земельного права.

Компетенция Конституционного Суда РФ определена Федеральным конституционным  законом № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 02.06.2009)7, принятым Федеральным Собранием РФ и подписанным Президентом РФ 21 июля 1994 г. В этом Законе определено, кто обладает правом на обращение в Конституционный Суд РФ (ст. 3, 84, 88, 96, 101, 105, 107).

Конституционность нормативно-правового  акта проверяется Конституционным  Судом РФ с позиций:

а) Содержания правовых норм в данном нормативно-правовом акте. Например, если права граждан и организаций в земельно-правовом акте ущемлены по сравнению с конституционным, то такой земельно-правовой акт может быть признан не соответствующим Конституции РФ;

б) Формы нормативно-правового акта. Так, если вместо постановления как формы принятия нормативно-правового акта, установленного законом, был издан приказ, т.е. форма, не предусмотренная законом, то такой акт может быть признан неконституционным;

в) Порядка принятия нормативного акта и введения его в действие. Например, нельзя считать конституционным такой нормативно-правовой акт, который не был опубликован и доведен до исполнителей;

г) Установленной Конституцией РФ компетенции и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти.

Например, если Государственная  Дума Федерального Собрания РФ примет земельно-правовой акт без одобрения  Совета Федерации, то в данном случае будет явное нарушение разграничения  компетенции между этими органами;

д) Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, федеральным или иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Например, признается неконституционным нормативно-правовой акт, который принимается органами государственной власти субъектов РФ, в то время как его принятие отнесено только к федеральным органам государственной власти.

Конституционный Суд РФ по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативно-правового  акта принимает постановление о  признании этого акта соответствующим  или не соответствующим Конституции  РФ полностью или частично в зависимости  от обстоятельств дела (ст. 86, 98 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

С момента вступления в  силу постановления о признании  нормативного акта или отдельной  его части неконституционными, нормативный  акт или его часть не могут  быть официально опубликованы, обнародованы или введены в действие, а будучи введенными в действие, считаются  недействительными.

В Прокуратуру РФ вправе обратиться любой гражданин или  организация с заявлением о принесении протеста прокурора на нормативный  акт, принятый с нарушением закона: в случае несоблюдения компетенции  органа, принимавшего данный акт; нарушения  процедуры принятия акта; противоречия подзаконного акта законодательству и  т.п.

Прокуратура не вправе приносить  протесты на неконституционность нормативных актов по тем делам, которые относятся к компетенции Конституционного Суда РФ.

Устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах осуществляет и арбитражный  суд в процессе рассмотрения конкретных дел. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»8, последний, установив в процессе разрешения дела несоответствие нормативного акта другим законам РФ, принимает решение на основании законодательных актов.

 

 

Список использованной литературы:

    1. Нормативные правовые акты Российской Федерации
    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
    1. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 15.11.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)
    2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
    3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
    4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
    5. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)
    6. Указ Президента Российской Федерации от 12.03.1996 N 370 (ред. от 25.11.1996) "Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
    7. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 N 849 (ред. от 07.09.2010) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"

1 См. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 15.11.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)

2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

3 См. Указ Президента РФ от 12.03.1996 N 370 (ред. от 25.11.1996) "Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации"

4 См. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 07.09.2010) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"

5 См. ст. 131 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

6 См. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

7 См. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)

8 См. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)

 


Информация о работе Нормативно-правовые акты субъектов РФ