Контрольная работа по «Земельному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Задача № 1 Организация «Искра плюс» обратилась к главе администрации Ленинского района с просьбой о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет в целях размещения полигона отходов. По данным кадастрового учета выяснилось, что данный земельный участок относится в категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, установлено, что часть земельного участка, на котором предполагается размещение полигона отходов, входит в водоохранную зону водоема, являющимся источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения п. Снежанка. Каковы особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения? Какой ответ будет дан главой администрации на обращение организации «Искра-Плюс»?

Вложенные файлы: 1 файл

земельное.docx

— 25.27 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ 1

Задача  № 1

Организация «Искра плюс» обратилась к главе  администрации Ленинского района с  просьбой о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет в  целях размещения  полигона отходов. По данным кадастрового учета выяснилось, что данный земельный участок  относится в категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, установлено, что часть  земельного участка, на котором предполагается размещение полигона отходов, входит в  водоохранную зону водоема, являющимся источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения п. Снежанка.

Каковы особенности  правового режима земель сельскохозяйственного  назначения?

Какой ответ  будет дан главой администрации  на обращение организации «Искра-Плюс»?

 

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного  назначения.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями  сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского  хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Отнесение таких земель к категории сельскохозяйственного назначения возможно только в том случае, если они не находятся в пределах черты поселений, что связанно с тем, что в пределах границ поселений могут находиться сельскохозяйственные угодья, оказавшиеся там в связи с установлением или изменением черты поселений. С момента включения их в черту поселений на эти земли распространяется правовой режим земель населенных пунктов. Они могут быть использованы для производства сельскохозяйственной продукции лишь до тех пор, пока не будут востребованы для градостроительных целей и в отличие от земель сельскохозяйственного назначения такие земли принято называть землями сельскохозяйственного использования.

Что касается основных идентифицирующих признаков (предоставленность и предназначенность земель), то их необходимо подвергнуть  некоторой конкретизации: предназначенность означает некое имевшее место публичное признание земель сельскохозяйственными, но по каким-то причинам не включенными в сельскохозяйственный оборот, т.е. в данный момент не используемыми для этих целей – к таковым, например, относятся земли фонда перераспределения, к которым ст. 80 ЗК РФ относит участки сельскохозяйственных земель, от которых отказались правообладатели, участки, принудительно изъятые у правообладателей, а также участки, оставшиеся без правообладателей вследствие несостоявшегося наследования (отказ от принятия наследства, лишение наследства и т.п.). Однако в то же время следует иметь в виду, что признак предоставленности земель для сельскохозяйственных целей предполагает указание об этом в правоустанавливающем документе. Поэтому фактическое использование земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции еще не повод для отнесения его к категории земель сельскохозяйственного назначения, если в правоустанавливающем документе не указано это.

Например, земельные участки, предоставленные  для индивидуального жилищного  строительства или для дачного  строительства, могут быть использованы для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако это право, а не обязанность  соответствующих правообладателей. В то же время неиспользование  земельного участка по целевому назначению, указанному в правоустанавливающем документе, является правонарушением  и влечет применение санкций.

Земли сельскохозяйственного  назначения являются второй по площади  категорией земельного фонда страны. Они занимают более 39% всей территории России и имеют особую значимость в народном хозяйстве, являясь главным  средством производства сельскохозяйственной продукции. Именно этим объясняется  то обстоятельство, что для земель сельскохозяйственного назначения установлен режим особой охраны.

По признакам функционального назначения и естественного состояния, земли подразделяются на две группы: сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения) и несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и т.п.). Сельскохозяйственные угодья составляют наиболее ценную часть земель данной категории и подлежат особой охране. Земли второй группы имеют обслуживающее сельскохозяйственное производственное значение.

Особенность правового режима проявляется и  в особенностях оборота таких  земель. В статье 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ (в ред. от 07.06.2013) //"Российская газета", N 137, 27.07.2002, установлены принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения:

1) сохранение  целевого использования земельных  участков;

2) установление  максимального размера общей  площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории  одного муниципального района  и могут находиться в собственности  одного гражданина и (или) одного  юридического лица;

3) преимущественное  право субъекта Российской Федерации  или в случаях, установленных  законом субъекта Российской  Федерации, муниципального образования  на покупку земельного участка  из земель сельскохозяйственного  назначения при его продаже,  за исключением случаев продажи  с публичных торгов;

4) преимущественное  право других участников долевой  собственности на земельный участок,  находящийся в долевой собственности,  либо использующих этот земельный  участок сельскохозяйственной организации  или гражданина - члена крестьянского  (фермерского) хозяйства на покупку  доли в праве общей собственности  на земельный участок из земель  сельскохозяйственного назначения  при возмездном отчуждении такой  доли участником долевой собственности;

5) установление  особенностей предоставления земельных  участков из земель сельскохозяйственного  назначения иностранным гражданам,  иностранным юридическим лицам,  лицам без гражданства, а также  юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля  иностранных граждан, иностранных  юридических лиц, лиц без гражданства  составляет более 50%.

Определенные  особенности есть и при сдаче  в аренду: могут быть переданы лишь прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и находящиеся в долевой собственности. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного  назначения, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и  юридическим лицам в собственность  на торгах (конкурсах, аукционах).

Также, сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в фонде  перераспределения земель, могут  передаваться гражданам и юридическим  лицам в аренду, а также предоставляться  им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного  назначения, предоставленные религиозным  организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться  религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного  назначения, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным  организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским  организациям, образовательным учреждениям  сельскохозяйственного профиля, общинам  коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации для осуществления  сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного  образа жизни, хозяйствования и промыслов  коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом выкуп арендуемого земельного участка  в собственность не допускается.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного  назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными  пастбищами и находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и  юридическим лицам только на праве  аренды на срок не менее 5 лет.

Приобретение  сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими  деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности  на земельные участки или права  аренды земельных участков, которые  находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве  пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с  Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Определенные  особенности существуют и при совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения – земельными долями.

 

Какой ответ будет дан главой администрации  на обращение организации «Искра-Плюс»?

Глава администрации  даст отрицательный ответ – целевое  использование земель с/х назначения предполагает их особый статус, требованиям которого полигон отходов совсем не отвечает. Более того, граница с водоохранной зоной, из которого осуществляется забор воды для жителей населенного пункта является дополнительным основанием для отказа в предоставлении участка.

 

Задача  № 2

Пономарев, собственник земельного участка предоставленного ему под индивидуальное жилищное строительство, в течение 3-х лет не имел возможности начать строительство жилого дома в связи с тем, что через его земельный участок проходил подземный газопровод высокого давления. В связи с этим Пономарев обратился с иском в суд к администрации муниципального образования с требованием прекратить "незаконный транзит газа через земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности".

Подлежат  ли удовлетворению исковые требования Пономарева?

Какими  правами обладает владелец подземного газопровода?

 

Подлежат  ли удовлетворению исковые требования Пономарева?

Согласно  ст.40 Земельного кодекса РФ, Пономарев, как обственник земельного участка, имеет право:

1) использовать  в установленном порядке для  собственных нужд имеющиеся на  земельном участке общераспространенные  полезные ископаемые, пресные подземные  воды, а также пруды, обводненные  карьеры в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

2) возводить  жилые, производственные, культурно-бытовые  и иные здания, строения, сооружения  в соответствии с целевым назначением  земельного участка и его разрешенным  использованием с соблюдением  требований градостроительных регламентов,  строительных, экологических, санитарно-гигиенических,  противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить  в соответствии с разрешенным  использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять  другие права на использование  земельного участка, предусмотренные  законодательством.

 

В силу ст.43 ЗК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу целевого использования предоставленного земельного участка, Пономарев был вправе с  самого начала возводить на указанном  участке объекты капитального строительства. Однако газопровод создает помеху для  такого строительства.

В этой связи, думается, что как собственник  земельного участка, Пономарев мог  заявить иск по ст.304 ГК РФ, согласно которой, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Заявленные же требования, с учетом пояснений Пономарева и ссылкой на ст.304 ГК РФ, могу быть удовлетворены судом. При приведении иных оснований иска, либо толковании в ином ключе, на наш взгляд, удовлетворить иск нельзя.

 

 

Какими  правами обладает владелец подземного газопровода?

По мнению авторов (Лалетина А.С. Правовые аспекты использования природных объектов для размещения трубопроводов // Право и политика. 2011. N 8. С. 1353 – 1358), строительство подземного трубопровода может стать единственным выходом из ситуации, когда обладатель права на земельный участок, через который предполагается прокладка газопровода, отказывается согласовывать данный проект. При этом важно обратить внимание, отмечает автор, на необходимость прокладки газопровода на уровне более чем 5 метров ниже почвенного слоя и ниже первого водоносного горизонта - таким образом, права собственника земельного участка (его владельца, арендатора или пользователя) не будут затронуты: в силу ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 06.03.1995. № 10. Ст. 823 (в ред. от 18.07.2011), недра находятся в собственности государства, осуществление прав собственника возложено, соответственно, на Российскую Федерацию и ее субъекты.

Информация о работе Контрольная работа по «Земельному праву»