Конституционное право зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Дайте характеристику различных способов принятия и изменения конституций в зарубежных странах. Приведите содержание статей конституций Франции и Болгарии , регулирующих эти процессы. Что такое «юридическая» и «фактическая» конституции.
Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право зарубежных стран.docx

— 39.29 Кб (Скачать файл)

2. В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, для назначения премьер-министра требуется согласие парламента. Министров президент назначает сам. Это полупарламентский способ формирования правительства.

3. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. Право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными, словами, парламентская модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов.

По  общему правилу, глава государства  назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства  парламента. Такой традиционный порядок  формирования правительства существует в Италии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран, глава государства назначает  главу правительства, который затем  уже формирует правительство  и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия.

США.

В современных зарубежных странах  в зависимости от формы правления  правительства формируются двумя  основными способами, специфические  черты которых определяются степенью участия парламентов в этом процессе. Виепарламентский способ формирования правительств применяется в президентских  республиках. Уполномочие на формирование правительства в этих странах  имеет юридически своим источником не парламент, а избирательный корпус, так как правительство формируется  президентом, избираемым посредством  непарламентских выборов. Роль парламентов  даже юридически невелика. В США  назначение глав исполнительных департаментов  осуществляется президентом "по совету и с согласия" сената, но фактически представляет собой его личную прерогативу. Сенат, который в соответствии с конституцией одобряет назначения президента на высшие государственные должности большинством в 2/3 голосов, редко отказывает ему в своей санкции. В новейшей истории США имели место отдельные случаи, когда некоторые предложения президента, касающиеся замещения высших государственных постов, встречали возражение в сенате, но это обычно объяснялось чисто партийными противоречиями или даже личными отношениями. За время своего восьмилетнего пребывания в должности (1981 - 1989 гг.) президент Р. Рейган неоднократно реорганизовывал и перетряхивал свой кабинет и всегда получал "совет и согласие" сената. Он столкнулся с сопротивлением верхней палаты лишь при заполнении вакансий в Верховном суде.  Правительство – высший исполнительный орган государства, кабинет министров(секретарей), возглавляемый президентом. Президент – глава государства и верховный главнокомандующий. У президента есть заместитель – вице-президент. Секретари - главы органов исполнительной власти Федерального правительства США. Основные политические партии – республиканская и демократическая.

Порядок образования. Для осуществления  исполнительной власти избираются на 4 года президент и вице-президент. Для этого каждый штат назначает  выборщиков, которые голосуют за 2-х  лиц(один из которых точно должен быть жителем другого штата). Президент - лицо получившее более половины общего числа выборщиков. Если за нескольких подали одинаковое количество голосов, то палата представителей выбирает из них президента. Если кандидаты наберут  одинаковое количество голосов, то тогда  выборы производятся из 5 лиц, получивших наибольшее количество голосов. Голосование  проводится по штатам. Представительство  каждого штата имеет 1 голос. Избирательный  кворум составляет двух третей голосов. Лицо получившее большинство голосов  после президента, становится вице-президентом.

В Соединенных Штатах Америки изначально отсутствует партийное законодательство как таковое. В конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на создание и деятельность политических партий Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г.. Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится также к континентальной системе. Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем не менее к концу двукратного президентства Д. Вашингтона кабинет вошел в обычный государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никаких законных оснований для своего существования. Численный состав кабинета в США неоднократно менялся. В 1789 году в него входило 5 министров, в 1840 году -7, в 1901 году -9, в 1913 году -10. К 1945 году число членов кабинета достигло 11, а с 1953 года вновь сократилось до 10. В 80-е годы в состав кабинета входили главы 13 департаментов: государственный секретарь, министр финансов, министр обороны, генеральный атторней (министр юстиции), министр внутренних дел, министр сельского хозяйства, министр труда, министр торговли, министр образования, министр здравоохранения и социального обеспечения, министр жилищного строительства и городского развития, министр транспорта, министр энергетики. Кроме глав исполнительных департаментов, членами кабинета, естественно, являются президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам. Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все решения в пределах полномочий исполнительной ветви власти принимаются только единолично президентом. В этом отношении американский кабинет весьма похож на британский кабинет и резко отличается от европейских континентальных правительств. За последнее время значение кабинета значительно снизилось в связи с ростом влияния канцелярии Белого дома и исполнительного аппарата при президенте. Следует иметь в виду, что фактически процесс принятия решений может осуществляться президентом и без участия кабинета в полном составе. Для этой цели президенты часто создают более узкие совещательные коллегии, состоящие из наиболее доверенных людей. Англосаксонская система обязана своим происхождением государственной практике Великобритании, откуда она затем распространилась в другие страны.

Американская  система организации правительственного вспомогательного аппарата является до некоторой степени логическим завершением  английской системы. Государственная  практика США пришла к необходимости  стабилизации временных и постоянных вспомогательных учреждений, которые  на основании Акта о реорганизации 1939 года были объединены в определенную систему органов, именуемую Исполнительным аппаратом при президенте (ИАП). Правовые основы деятельности органов, входящих в ИАП, те же самые, что и в Англии, т ак как они наделяются делегированными  полномочиями президента. В настоящее  время, после 218 
реорганизации 1982 года, в состав ИАП входят следующие ведомства: Канцелярия Белого дома. Канцелярия Вице-президента, Административно-бюджетное управление, Управление по качеству окружающей среды, Совет экономических консультантов, Управление по политике в области науки и технологии. Управление торгового представителя США, Национальный совет безопасности, Управление по политике развития и Управление по делам администрации. Эти ведомства действуют в шести функциональных сферах в соответствии с теми приор итетами, которые устанавливает президент: 1) национальная безопасность и иностранные дела; 2) внутренняя политика; 3) экономические дела; 4) администрация и аппарат управления; 5) отношения с конгрессом и 6) общественные отношения. Фактическое значение р азличного рода ведомств, входящих в Кабинет и ИАП, зависит от усмотрения президента. Немалую роль играют при этом весьма влиятельные советники президента по различного рода вопросам внешней и внутренней политики.

ФРГ

Федеральное Правительство состоит  из Федерального Канцлера и федеральных  министров. Федеральный Канцлер  избирается без прений Бундестагом  по предложению Федерального Президента. Избранным считается тот, кто  собрал голоса большинства членов Бундестага. Избранное лицо должно быть назначено  Федеральным Президентом. Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может  в течение четырнадцати дней после  выборов избрать Федерального Канцлера абсолютным большинством своих членов.  Если в течение этого срока  избрание не состоялось, незамедлительно  проводится новый тур голосования, в котором избранным считается  тот, кто получил наибольшее число  голосов. Если избранный собрал голоса большинства членов Бундестага, Федеральный  Президент в течение семи дней после выборов должен его назначить. Если избранный не получил такого большинства, то Федеральный Президент  должен в семи дней либо назначить  его, либо распустить Бундестаг. Федеральные  министры назначаются и увольняются  Федеральным Президентом по предложению  Федерального Канцлера.  При вступлении в должность Федеральный Канцлер  и федеральные министры приносят перед Бундестагом предусмотренную ст. 56 Конституции присягу. Федеральный Канцлер определяет основные направления политики и несет за это ответственность. В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность. При расхождении мнений между федеральными министрами решает Федеральное Правительство. Федеральный Канцлер ведет дела Правительства согласно регламенту, принятому федеральным Правительством и одобренному Федеральным Президентом. Федеральный министр обороны пользуется правом издания приказов и правом командования вооруженными силами. Федеральный Канцлер и федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, осуществлять какую-либо коммерческую или профессиональную деятельность или входить в состав руководства, а без согласия Бундестага – и в состав наблюдательного совета предприятия, имеющего целью извлечение прибыли.  Бундестаг может выразить недоверие федеральному Канцлеру тем, что большинством членов выберет ему преемника, и обратиться к Федеральному Президенту с просьбой об увольнении Федерального Канцлера. Федеральный Президент должен удовлетворить эту просьбу и назначить выбранное лицо. Между предложением о выражении недоверия и выборами должно пройти сорок восемь часов.   Если обращение федерального Канцлера с ходатайством о выражении ему доверия не встречает согласия большинства членов Бундестага, то Федеральный Президент может по предложению Федерального Канцлера в течение двадцати одного дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг большинством своих членов изберет другого Федерального Канцлера. Между предложением о выражении доверия и голосованием должно пройти сорок восемь часов. Федеральный Канцлер назначает одного из федеральных министров своим заместителем. Полномочия Федерального Канцлера или федерального министра заканчиваются в любом случае с первым заседанием нового Бундестага, а полномочия федерального министра – также при любом прекращении полномочий Федерального Канцлера. Федеральный Канцлер по просьбе Федерального Президента, а федеральный министр по просьбе Федерального Канцлера или Федерального Президента обязаны продолжать ведение дел впредь до назначения их преемника.

 

Проведите сравнительно-правовой анализ конституционного закрепления личных прав и свобод в Польше и Японии.

Основы  правового статуса личности закреплены в разделе 2 Конституции Польши, который называется «Свободы, права и обязанности человека и гражданина». Так в соответствии со ст.31 Конституции Польши свобода человека подлежит правовой защите. Каждый обязан уважать свободы и права других. Никого нельзя вынуждать делать то, к чему право его не обязывает.  
Ограничения пользования конституционными свободами и правами могут устанавливаться только в законе и только в том случае, когда они необходимы в демократическом государстве для его безопасности или публичного порядка либо для охраны окружающей среды, здоровья и публичной нравственности или свобод и прав других лиц.

В Конституции Польши закреплено всеобщее равенство перед правом, указано  о недопустимости дискриминации (политической, социальной, экономической) жизни по какой бы то ни было причине.

Согласно  ст. 33 Конституции Польши женщина и мужчина в Польской Республике имеют равные права в семейной, политической, социальной и экономической жизни. Женщина и мужчина имеют, в частности, равное право на образование, на трудоустройство и повышение, на одинаковое вознаграждение за равноценный труд, на социальное обеспечение, а также на занятие должностей, на выполнение функций, равно как на получение отличий и публичных почетных званий.

Также в Конституции Польши указывается, что Польская Республика обеспечивает каждому человеку правовую охрану жизни,  каждому человеку обеспечивается личная неприкосновенность и личная свобода, никто не может быть подвергнут научным, в том числе медицинским, экспериментам, пыткам, а также жестокому, бесчеловечному или унижающему обращению и наказанию, каждому человеку обеспечивается свобода совести и религии.

В Конституции  Польши законодательно закреплены права человека на безопасные и гигиеничные условия труда. Каждый человек имеет право на охрану здоровья, право на определенные в законе дни, свободные от работы, и на ежегодные оплачиваемые отпуска, максимальные нормы рабочего времени. Гражданин имеет право на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности вследствие болезни или инвалидности, а также по достижении пенсионного возраста.

В силу ст. 75 Конституции Польши публичные  власти проводят политику, благоприятствующую удовлетворению жилищных нужд граждан, в частности, противодействуют бездомности, поддерживают развитие социального  строительства, а также поощряют действия граждан, направленные на приобретение собственного жилища.

В соответствии со ст.70 Конституции Польши каждый имеет право на учебу. Учеба до 18-летнего возраста является обязательной. Учеба в публичных школах является бесплатной. Родители имеют свободу выбора для своих детей иных школ, кроме публичных.  Публичные власти обеспечивают гражданам всеобщий и равный доступ к образованию. С этой целью они создают и поддерживают системы индивидуальной финансовой и организационной помощи ученикам и студентам.

Согласно  Конституции Польши семьи, находящиеся в трудном материальном и социальном положении, особенно многодетные и неполные, имеют право на особую помощь со стороны государства. Мать как до, так и после рождения ребенка имеет право на особую помощь властей. Польская Республика обеспечивает охрану прав ребенка. Каждый имеет право требовать от органов публичной власти охраны ребенка от насилия, жестокости. Ребенок, лишенный родительской заботы, имеет право на заботу и помощь публичных властей.  
  
В конституции Польши также указано, что охрана окружающей среды является обязанностью публичных властей. Каждый имеет право на информацию о состоянии и охране окружающей среды, власти поддерживают действия граждан по охране и улучшению состояния окружающей среды.

Основы  правового статуса личности закреплены в главе 3 Конституции Японии, которая называется «Права и обязанности народа». Ее положения исходят из концепции прирожденных, естественных прав человека, эти права рассматриваются конституцией как «вечные, нерушимые права, принадлежащие настоящему и будущим поколениям». Однако, с другой стороны, на регулировании правового статуса личности отразилась и концепция «предоставленных прав». Так в соответствии со ст. 11 Конституции Японии народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека. Эти основные права человека, гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав.

В конституции  говорится, что перечисленные в ней права предоставляются и гарантируются. Наконец, осуществление прав и свобод личности конституция связывает с ролью общества, с деятельностью народа. В силу ст. 12 Конституции Японии свободы и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния.

Конституция Японии придает  большое значение принципу равноправия  граждан, преодолевая прежние традиции японского общества. В ней говорится  о равноправии перед законом, о недопустимости дискриминации  по какой-либо причине и привилегий, запрещается рабство, принудительный труд, провозглашается равноправие полов отмечалось, ликвидируются дворянские титулы.

Среди социально-экономических прав конституция Японии называет право собственности, которая не должна противоречить общественному благосостоянию, право на труд, «право трудящихся» на создание организаций (профсоюзов), на коллективные переговоры и применение коллективных действий (забастовок), равное право на образование в соответствии со своими способностями (бесплатное обучение детей), причем государство и его органы должны воздерживаться от религиозного обучения, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни, свободу научной деятельности. Наряду с традиционными политическими правами такими как: избирательное право, право на объединение, свобода собраний, слова, печати и иных форм выражения мнений и др., в конституции Японии указывается о других политических правах: о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности, о праве обращаться с мирными петициями, о возмещении ущерба, смещении публичных должностных лиц, о введении, исправлении, отмене законов.       

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран