Компетенция Правительства в облости охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы охраны окружающей среды во всем цивилизованном сообществе государств традиционно рассматриваются как необходимые очень важные. Хорошо известно и то, что социальные общности, социальные и политические институты традиционно стремятся обеспечивать свои интересы, в том числе в охране окружающей среды, с помощью права. В свою очередь, эффективность права зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимает уровень и развитость охраны окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

11.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

Человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды является важнейшей задачей современности, так как человек предстает не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект воздействия отрицательных последствий его хозяйственной деятельности. В законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» выделен особый раздел, где характеризуется право граждан на благоприятную окружающую среду. Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую среду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране окружающей среды. Разумеется, эти права останутся просто декларацией, если не будут обеспечены реальными гарантиями их выполнения. Так, реальными гарантиями права человека на здоровую окружающую среду служат утверждаемые государством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, а также существующая система экологического контроля за их соблюдением и ответственности за их невыполнение.

В 1990 г. при Прокуратуре РБ создана природоохранная прокуратура. Природоохранная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением всеми учреждениями, организациями, предприятиями природоохранного законодательства и Закона РБ о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Природоохранная прокуратура также занимается расследованием уголовных дел, связанных с нарушением природоохранного законодательства и Закона о социальной защите.

В республике есть организация государственного управления природопользованием и охраной природы. Общее руководство осуществляет высший орган государственного управления – правительство республики, в областях эти функции возложены на Местные Советы.

С 1988 в Беларуси начал действовать Государственный Комитет по охране природы (Госкомприроды). В настоящее время он преобразован в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В подчинении Министерства находятся областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды. Эти комитеты имеют специализированные областные, городские и районные инспекции.

Контроль и наблюдения за состоянием окружающей среды также осуществляют: санэпидслужба (система Министерства здравоохранения РБ), гидрометеослужба (Комитет по гидрометеорологии, Министерство по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), госконтроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов (Управление государственного контроля, производственное лесохозяйственное объединение, областные отделы государственного контроля), Комитет рыбоохраны (при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды; областные, межрайонные и районные инспекции рыбоохраны).

Человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды является важнейшей задачей современности, так как человек предстает не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект воздействия отрицательных последствий его хозяйственной деятельности. В законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» выделен особый раздел, где характеризуется право граждан на благоприятную окружающую среду. Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую среду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране окружающей среды. Разумеется, эти права останутся просто декларацией, если не будут обеспечены реальными гарантиями их выполнения. Так, реальными гарантиями права человека на здоровую окружающую среду служат утверждаемые государством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, а также существующая система экологического контроля за их соблюдением и ответственности за их невыполнение.

Правоохранительные органы, суды, арбитражные суды наделены полномочиями по рассмотрению споров граждан о природопользовании, ущемлении их прав, по пресечению посягательств на экологические права. Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, могут быть обжалованы в суд.

 

3Проблемы совершенствования  законодательства РБ, регулирующего вопросы в области охраны окружающей среды

 

Республика Беларусь является одним из наиболее красивых регионов, обладающий богатым и удивительным разнообразием природы. Действующее республиканское законодательство в сфере охраны окружающей среды направлено на сохранение, защиту от уничтожения и неправомерного использования природных богатств республики. Формирование республиканского законодательства об охране окружающей среды определяется становлением и развитием федеративных отношений и региональной экологической ситуацией, требующей создания правовых механизмов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, осуществления государственного экологического контроля и обеспечения экологической безопасности на территории Республики Беларусь.

Формирование законодательства в области охраны окружающей среды регионального уровня является важной составляющей государственной экологической политики.

 Одной  из основных проблем в сфере  экологии и охраны окружающей  среды является проблема сохранения  и воспроизводства основных природных  ресурсов Республики Беларусь. Для решения данной проблемы необходимо рационально использовать и обеспечивать воспроизводство природных ресурсов, в первую очередь леса, пресной воды, высокими темпами развивать перерабатывающие подотрасли промышленности в области добываемых (заготавливаемых) природных ресурсов.

 Существующую  проблему обеспечения экологизации  экономики в настоящее время  необходимо решать путем системы  планирования республиканского  природопользования и управления  им, перехода к устойчивому эколого-экономическому  развитию территории Республики  Беларусь.

 ТАК  Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 302 утвержден Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 годы (НПДООС). В НПДООС включены более 50 мероприятий, направленных на решение задач совершенствования законодательства Республики Беларусь и его гармонизацию с международными договорами, более 40 мероприятий – на развитие прогрессивных технологий и методов, направленных на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, мероприятия по строительству и реконструкции 45 объектов природоохранного назначения. Проведена определенная работа по упрощению порядка утверждения лимитов размещения коммунальных отходов производства. Внедрена экологическая сертификация на 122 предприятиях, что способствовало увеличению объемов экспорта отечественной продукции. В настоящее время в рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы совместно с Национальной академией наук Беларуси Минприроды реализует 10 проектов, среди которых проекты по разработке: экологобезопасной технологии и экспериментального оборудования для энерготехнологической переработки бурых углей месторождений Беларуси; технологий использования продуктов термохимической переработки бурых углей; технологии скважинной гидродобычи фосфоритов; технологии добычи калийно-магниевых солей (карналлитов) методом подземного растворения; технологии комплексной добычи и переработки на Белорусском металлургическом заводе магнетитовых концентратов железных руд Околовского (Столбцовский район, Минская область) и Новоселковского (Кореличский район, Гродненская область) месторождений. Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, важнейшей целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду. Современное законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов достаточно развито и представлено значительным массивом нормативных правовых актов, среди которых центральное место занимает закон: «Об охране окружающей среды» (в редакции от 17 июля 2002 г.) Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

 Немало важное значение имеет закон «О государственной экологической экспертизе» (в редакции от 14 июля 2000 г.) так как Статьёй 46 Конституции Республики Беларусь каждому гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

Одним из инструментов реализации этого права является государственная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза является предупредительной мерой, которая позволяет на стадии разработки проектной документации до реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности оценить масштаб и виды возможного вредного воздействия на окружающую среду и разработать достаточные мероприятия, направленные на уменьшение или предотвращение вредного воздействия на окружающую среду.

Главной целью экологической экспертизы является обеспечение экологической безопасности любой планируемой деятельности. Особое внимание в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности объектов уделяется градостроительным проектам, проектным решениям по строительству и реконструкции объектов, эксплуатация которых может привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям.

В целях законодательного закрепления практики применения положений международного соглашения – Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспо), которая 8 февраля 2006 года вступила в силу для Республики Беларусь, приведения национального законодательства о государственной экологической экспертизе в соответствие с нормами принятых республикой международных соглашений совершенствуется нормативная правовая база Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы.

С 21 мая 2010 года вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» и принятое в его развитие постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010 г. № 755 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», которым утверждены Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы и Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду.

С 22 октября 2011 года вступили в силу внесенные в названные акты законодательства изменения и дополнения в части уточнения объектов строительства, подлежащих государственной экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду. Изменения также коснулись перечня административных процедур, осуществляемых министерством и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в части исключения административной процедуры по выдаче экологических условий на проектирование и сокращения состава проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу.

Значительная практическая работа министерством ведется в рамках осуществления Республикой Беларусь обязательств по Конвенции Эспо в отношении планируемых к строительству на территории Республики Беларусь объектов, которые могут оказать вредное трансграничное воздействие на окружающую среду соседних государств. Информация по таким объектам размещена на сайте Минприроды в разделе «Оценка воздействия на окружающую среду».

Важное место в систене нормативно правовых актов Республики Беларусь занимает и закон «Об отходах» он является основным законодательным актом, регламентирующим трансграничное перемещение опасных и других отходов. В связи с присоединением Республики Беларусь к Базельской конвенции в Закон внесены изменения и дополнения, новая редакция Закона вступила в силу с 1 января 2001 г. В Законе содержатся нормы, определяющие основные требования к трансграничному перемещению опасных и других отходов в Республику Беларусь, через Республику Беларусь и из Республики Беларусь. Этот закон:

- регулирует  отношения, возникающие в процессе  обращения с отходами (включая  опасные отходы, попадающие под  действие Базельской конвенции);

- направлен  на предотвращение/снижение вредного  воздействия отходов на окружающую  среду и здоровье человека, а  также максимальное использование  отходов в качестве вторичного  сырья;

- определяет  порядок осуществления государственного  регулирования и управления в  области обращения с отходами, надзора и контроля за обращением  с отходами.

 Приказом  Государственного таможенного комитета (ГТК) Республики Беларусь №134-ОД  утверждены перечни отходов, импорт  и транзит которых по территории  Республики запрещается и осуществляется  на основании разрешений Министерства  природных ресурсов и охраны  окружающей среды Республики  Беларусь.

Так же существует множество други значимых законов Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды,  таких как законы: «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в редакции от 23 мая 2000 г.), «Об охране и использовании животного мира (1996 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.), «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12 мая 1999 г.), «О радиационной безопасности» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «О налоге за пользование природными ресурсами» (в редакции от 29 декабря 2000 г.), «Об охране озонового слоя» (2001 г.), «О растительном мире» (2003 г.). Важную роль в сфере регулирования природопользования играют кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (1997 г.), Лесной (ред. от 27.02.2004 г.), Водный (1998 г.), «О земле» (ред. От 08.05.2002 г.). Закон Республики Беларусь «О растительном мире» был дополнен рядом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с объектами растительного мира: Положение о порядке удаления объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, Положение о порядке установления ограничений или запретов в обращении с объектами растительного мира, Положение о порядке ведения государственного кадастра растительного мира, Положение о ботанических коллекциях.  
Заключение

Информация о работе Компетенция Правительства в облости охраны окружающей среды