Земельные отношения в период отмены крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:08, реферат

Краткое описание

Целью моей работы заключается в том, чтобы описать земельные отношения в период отмены крепостного права
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть и проанализировать период того времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Земельные отношения пореформенный период после отмены крепостного права(реферат).docx

— 51.67 Кб (Скачать файл)

Размах революционной борьбы крестьянства в 1905-1907 годах вынудил царя отказаться от попыток представить себя в глазах народа охраняющим интересы широкой массы крестьян, оберегающим их от обезземеления и разорения, и принять меры для установления экономического и политического союза помещиков и царизма с крестьянской буржуазией. Подавление революционных выступлений позволило правительству попытаться провести объективно назревшую ломку пережитков крепостничества путем реформ. Таким шагом стала столыпинская аграрная реформа – буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА

Развитие и совершенствование системы учета и оценки земельных ресурсов стимулировались такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмену взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.

Проведение реформы было вызвано многими обстоятельствами. С одной стороны, крепостнические отношения стали тормозом развития производительных сил не только сельского хозяйства, но и промышленности. Это понимала передовая русская общественность, включая высшие сферы управления. С другой стороны, поражение в Крымской войне вызвало нарастание крестьянского движения. В своей речи “Московскому дворянству” 30 марта 1856 г. Александр II сказал: “Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу”.

19 февраля 1861года, в шестую  годовщину своего восшествия  на престол, Александр II подписал  все законоположения о реформе  и манифест об отмене крепостного  права. Опубликован манифест был  лишь через две недели, поскольку  правительство опасалось народных  волнений и в это время было  запланировано проведение предупредительных  мер.

Манифест был прочитан 5 марта 1861 г. в церквях после обедни, а на разводе в Михайловском манеже Александр сам прочитал его войскам. «Положения крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписанных к частным заводам и фабрикам.

Согласно им, бывшие крепостные получали личную свободу отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев, а также большинство общегражданских прав (заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия, свободно вступать в брак).

Тем не менее, крестьяне оставались неполноправным сословием, поскольку они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям и были прикреплены к месту жительства.

Участки земли, приобретенные не всем обществом, а отдельными домохозяевами, составляли личную собственность каждого и переходили по наследству. 
 Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из сословия феодального общества превращалось в сословие капиталистического общества. Менялась его экономическая природа: втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным.

Таким образом, в период наиболее динамичного развития хозяйственных отношений в России межевание имело следующие основные цели:

  • Юридическую - определение и укрепление формальными юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов.
  • Сельскохозяйственную - устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.).
  • Финансовую - определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.

Земельная собственность могла быть:

- единоличной (крестьянина, помещика, учреждения);

- общей для нескольких  лиц с указанием доли каждого;

- общинной;

- в виде права в чужой  вещи, например, право крестьян на  помещичьей земле пасти скот, ловить рыбу, въезжать в лес  и т.п.

Землевладение в Европейской России в результате реформы к началу ХХ века сложилось следующим образом:

Виды землевладения (млн. дес.):

- частные владения 101,7;

- надельные земли 138,8;

- земли казны и пр. 154,7.

Всего 395,2.

По сословиям владельцев земли, находящиеся в личной собственности, распределялись:

Сословия землевладельцев (млн. дес.):

- дворяне 53,2;

- духовные лица 0,3;

- купцы 12,9;

- мещане 3,8;

- крестьяне 13,2;

- прочие сословия 2,2;

- иностранные подданные 0,3.

Всего в личной собственности: 85,9.

Реформа сохранила в руках крестьян значительную часть земельной площади, находящейся в их распоряжении до воли. Но досталась им земля далеко недаром. Не одному поколению пришлось нести за нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительной стоимости. Платежи эти сопровождались особой выкупной операцией в форме земельного кредита. Притом ссудное обеспечение не требовало волеизъявления тех, кому оно предназначалось, и ссуды назначались подневольно, причем - на выкуп земли, которую крестьянин уже давно считал своей, а следовательно, признавал несправедливым платить за нее.

С другой стороны, порядок кредитования не налагал определенных обязательств на государство, которое считало себя вправе менять условия пользования землей, на оплату которой выдавалась ссуда, не обязывало плательщиков очередностью, существенно меняя к своей выгоде ставки оплаты процентных бумаг, выпущенных специально для обеспечения ссуд, не приводило в соответствие ставки кредитных платежей и платежей земельного заемщика. До выхода на выкуп крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде оброка или же отработки сумму, существенно превышающую годичный выкупной платеж, в некоторых случаях при выходе на выкуп - еще и единовременную к нему доплату, размер которой зависел от соглашения с помещиком.

Земельная реформа вошла в историю под именем ее автора и организатора - П.А. Столыпина, крупного политического и государственного деятеля России, в течение пяти лет (1906 - 1911 гг.) занимавшего пост председателя Совета Министров.

Начало реформы относят к выходу Указа императора Николая II - 6 ноября 1906 г. Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян. Это можно видеть из следующих данных: с 1908 по 1915 год число хозяев, продавших надельные земли, составило 1201269, ими продано земли 3953532 дес. на сумму 444,7 млн. руб.; покупателей же оказалось значительно меньше - 815309. Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли было отменено с января 1907 г.

Накануне реформы формы землевладения и землепользования в России отличались большим разнообразием, которое было связано с различием как природных условий, так и исторических судеб населения. Землепользование практически сохраняло сословно - феодальный характер, когда наряду с формирующейся буржуазной частной собственностью существовали и другие виды собственности на землю. Крупнейшим собственником являлось государство (казна). В 1905 году ему принадлежало почти 35 % общего землевладния в европейской России (или 138 млн. десятин). Удельные земли (императорской фамилии) занимали около 2 % (8 млн. десятин). В личном владении царя (кабинетские земли) - больше 6 млн. Все эти земли были исключены из товарного оборота и купле - продаже не подлежали.

Второе по размеру место - 35 %, или 139 млн. десятин занимали надельные земли крестьян и казачьих войск, находившиеся в неполной собственности общин или отдельных дворов (т.е. общинное и подворное землевладение). Первое охватывало более 80 % надельной земли. Общинные наделы не покупались, не продавались, но сдавались в аренду.

Приусадебные земли были в потомственном пользовании.

Наибольшие нормы надела - 12,5 десятины - имели бывшие государственные крестьяне, наименьшие - 6,7 десятины бывшие помещичьи.

По реформе 1906 - 1910 годов к началу 1916 года общину покинуло в общей сложности примерно 27 % крестьянских семей, увеличив частную (подворную) надельную землю на 14 % (около 16 млн. десятин).

Собственность юридических лиц (включая церкви, монастыри, города, посады, учреждения) составляла менее 2 %.

Частновладельческое землепользование (дворян, купцов, мещан, почетных граждан, крестьян, различных обществ и компаний) занимало около 29 %. Из них больше 1/2 принадлежало дворянскому сословию. Владения отдельных семей занимали около и более миллиона десятин. 
 Земли Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в основном, принадлежали казне и кабинету. В Сибири крестьяне владели государственной землей на праве пользования, а фактически присваивали ее практически неограниченно.

 Основными тенденциями  развития в области земельных  отношений в России к началу  ХХ века были значительное  сокращение дворянской земельной  собственности, некоторое уменьшение  государственной и увеличение  площадей крестьянского землевладения.

Значительную роль в переходе земель в собственность крестьян играл Крестьянский банк, основанный в 1882 году. До 1905 года кредитная политика Крестьянского банка стимулировала совместные (обществами, товариществами) покупки земли как более обеспеченные возвратом ссуды: в 1904 году единоличные крестьянские покупки земли составили 28, товарищеские - 64 %. С 1906 года политика банка изменилась: за 1906 - 1910 годы доля земель, проданных крестьянским товариществам, упала до 19 %, а земель, проданных в единоличное владение, возросла до 73 %. 
 Закон 1910 года еще более жестко проводил линию на ликвидацию общины и переход к частному крестьянскому землевладению.

Он предусматривал обязательность перехода к личной собственности на землю в общинах, где за предшествующие 24 года не было общих земельных переделов. В этих общинах крестьяне автоматически становились новыми собственниками своих наделов.

Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закреплении земли в собственность (30 % их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств (22 %), которым отошло в собственность 13,9 млн. десятин, или 16 % всей надельной земли. 
 Значительная часть крестьянства сопротивлялась выходу из общины своих товарищей. Из всех подавших в 1906 - 1914 годах заявления о выделе только 27 % получили на это от общины согласие, 67 % решали вопрос через земство. 
 Перераспределение земельной собственности в пользу частного крестьянского землевладения дополнилось механизмом земельной аренды в виде надельной, внутринадельной, внешненадельной аренд и аренды казенных земель. 

Таким образом, в России в начале ХХ века эволюция земельных отношений проходила в направлении утверждения частной мелкой земельной собственности в форме крестьянских хозяйств.

 

3. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН, ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

1. Крепостное  право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других Положениях и Правилах.

2. На основании сего  Положения и общих законов, крестьянам  и дворовым людям, вышедшим из  крепостной зависимости, предоставляются  права состояния свободных сельских  обывателей, как личные, так и  по имуществу. В пользование сими  правами они вступают тем порядком  и в те сроки, какие указаны  в Правилах о приведении в  действие положений о крестьянах  и в особом положении о дворовых  людях.

3. Помещики, сохраняя право  собственности на все принадлежащия  им земли, предоставляют, за установленныя  повинности, в постоянное пользование  крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения  их быта и для выполнения  их обязанностей пред Правительством  и помещиком, то количество полевой  земли и других угодий, которое  определяется на основаниях указанных  в Местных Положениях.

4. Крестьяне, за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу  помещиков определенные в Местных  Положениях повинности: работою  или деньгами.

5. Возникающие из сего  обязательные поземельные отношения  между помещиками и крестьянами  определяются правилами, изложенными  как в сем общем, так и в  особых Местных Положениях.

6. Наделение крестьян  землею и другими угодьями, а  равно следующие за сие повинности  в пользу помещика, определяются  преимущественно по добровольному  между помещиками и крестьянами  соглашению, с соблюдением лишь  следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый  крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и  исправного отправления ими государевых  повинностей, не был менее того  размера, который определен в  Местных Положениях;

2) чтобы те повинности  крестьян в пользу помещика, которые  отправляются работою, определялись  не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается однако  же возобновлять такие договоры  в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок)

3) чтобы заключаемые между  помещиками и крестьянами сделки  не были противны общим гражданским  законам и не ограничивали  прав личных, имущест- венных и  по состоянию, предоставляемых крестьянам  в настоящем Положении.

Информация о работе Земельные отношения в период отмены крепостного права