Защита водоохранных зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:16, статья

Краткое описание

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, «Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Вложенные файлы: 1 файл

валина статья.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время особо актуальными становятся вопросы, касающиеся защиты водоохранных зон.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, «Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.» [1]

В ходе изучения данного вопроса, был выделен ряд проблем, касающийся данной темы: проблема отнесения земель водоохранных зон к одной из категорий земель; вопросы оборотоспособности земель водоохранных зон и совершенствования перечня ограничений хозяйственной деятельности в водоохранных зонах; особенности режима земель водоохранных зон на землях поселений, а также проблемы привлечения к юридической ответственности за нарушение правового режима земель водоохранных зон., загрязнение водоохранных зон.

 В Водном кодексе Российской Федерации четко прописаны нормы и правила поведения в границах водоохранных зон, а именно: запрещается использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. 
В границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. [1]

Наряду с ограничениями, установленными для водоохранных зон, в границах прибрежных защитных полос запрещается: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.[2]

Однако, не смотря на все правила и запреты, прописанные в законодательных актах, встречается очень много нарушений. В последнее десятилетие практически во всех населенных районах страны берега рек и водоемов бесконтрольно застраиваются. Массовая хаотичная  застройка водоохранных зон стала одним из наиболее  вызывающих отрицаний принципов экологического равновесия и устойчивости  развития. Такая проблема коснулась территории Иваньковского водохранилища, обеспечивающего более половины водопотребления столичного мегаполиса.[3] При проверках в 2009-2010 гг. Росприроднадзором установлено, что водоохранные зоны водных объектов Москвы и Московской области застроены, в том числе коттеджами, на 20-30%.[4]

 

По закону каждый гражданин вправе пользоваться береговой  полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Тем не менее каждый год летом говорят в СМИ, что многие прибрежные зоны наших озер закрывают и приватизируют. В связи с этим, ограничивается доступ граждан к этим местам. Примером могут служить лечебно-оздоровительные Соль-Илецкие озера, вход на территорию которых уже несколько лет является платным.

Кроме этого  наблюдается сильное загрязнение водоохранных зон. Береговые полосы завалены мусором, в некоторых водоохранных зонах выявлен залповый сброс загрязненных сточных вод через выпуск ливневой канализации,

Необходимо  бережно относиться к водным и  земельным ресурсам, так как последствия антропогенного воздействия могут быть необратимыми.  К примеру, нередко можно наблюдать, как особо ценные пойменные почвы подвергаются распашке для возделывания сельскохозяйственных культур. Действительно, благодаря оптимальному водному режиму, на таких почвах получают самые высокие урожаи овощных культур. Однако следует помнить, что вследствие неправильной почвенной обработки, применения пестицидов, высоких доз минеральных удобрений такие почвы больше подвержены деградации (ухудшению почвенной структуры, загрязнению тяжелыми металлами, закислению). Распашка пойменных почв сопровождается изменением микроморфологии пахотного горизонта, в котором уменьшается количество макро- и микроагрегатов, утрачивается микропористость, формируется гетерогенное сложение с включением фрагментов припаханного нижележащего горизонта. Не стоит забывать и о водной эрозии. С неукрепленных травянистой растительностью распаханных пойменных почв в период паводка сносится тонны плодородного слоя. Как итог – такие почвы быстро деградируют, переходят в категорию бросовых земель, формируется овражно-балочная сеть. Поэтому пойменные почвы лучше всего подходят для использования в качестве пастбищ или сенокосов.

Так как тема, касающаяся водоохранных зон очень  обширна, она требует более детального изучения. Необходимо искать решения всех проблем. Конечно, какие-то мероприятия и проводятся для улучшения использования водоохранных зон, но этого не достаточно для полной ликвидации проблемы.

 

 

 

 

[1] Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (2007).

 [2] Положение о водоохранных зонах поверхностных водных объектов и их прибрежных защитных полосах (1996). Утв. постановл. Правительства РФ от 23.11.96 г. № 1404.

 [3] Гордин И.В. (2006). Кризис водоохранных зон России. Физматлит, Москва.

[4]  НефтьГазПраво № 2'2006 / Фаткуллина Д.Ф. Проблемы правового режима водоохранных зон

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ. М.: «ТД ЭЛИТ-2000», 2002.

2 Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ

3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2001 № 128-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №

33. Ст. 3430.

4 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ //

СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

5 ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995.

№ 17. Ст. 1462; 2003. № 46. Ст. 4444.

6. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.:

«НОРМА», 2002.

7. Ерофеев Б.В. Земельное  право России: Учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2002.

 


Информация о работе Защита водоохранных зон