Деятельность Земских соборов в XVI- XVII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.
Основные черты Земского собора:
в состав этого органа входили представители из различных сословий, за исключением жителей «черных земель»: боярства, духовенства, дворян, городского населения (купцы и зажиточные ремесленники);

Содержание

Введение стр.3
Земские соборы- высшие органы власти и управления
в XVI- XVII веках стр.5
Порядок формирования, структура Земских соборов
XVI- XVII веках стр.5
Компетенция Земских соборов стр.12
Классификация Земских соборов стр.16
2.Деятельность Земских соборов в XVI- XVII веках стр.20
2.1 Роль Земских соборов в завершении централизации и объединении
государства в XVII веке стр.20
2.2 Деятельность Земских соборов в XVII веке стр.24
2.3 Историческое значение Земских соборов в государственной системе управления стр.33
Заключение стр.36
Список использованной литературы стр.38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая- земские соборы.docx

— 120.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                           стр.3

  1. Земские соборы- высшие органы власти и управления 

в XVI- XVII веках                                                                                            стр.5

    1. Порядок формирования, структура Земских соборов

              XVI- XVII веках                                                                                стр.5

    1. Компетенция Земских соборов                                                              стр.12
    2. Классификация Земских соборов                                                        стр.16

2.Деятельность  Земских соборов в XVI- XVII веках                                  стр.20

2.1 Роль Земских  соборов в завершении централизации  и объединении 

государства  в XVII веке                                                                               стр.20

2.2 Деятельность  Земских соборов в XVII веке                                         стр.24

2.3  Историческое  значение Земских соборов в  государственной системе управления                                                                                                      стр.33

Заключение                                                                                                     стр.36

Список использованной литературы                                                           стр.38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).

В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной власти. Высший орган власти – царь. Его власть характеризовалась особой жестокостью, террором против всех слоев населения.

Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена. Этот орган постепенно превращался из органа, ограничивающего деятельность царя, в совещательный орган при царе. Количественный состав Боярской думы постоянно возрастал.

Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.

Основные черты  Земского собора:

  1. в состав этого органа входили представители из различных сословий, за исключением жителей «черных земель»: боярства, духовенства, дворян, городского населения (купцы и зажиточные ремесленники);
  2. регламента работы земских соборов не было, не устанавливалось число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым новым созывом;
  3. участие в земских соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные потери нежели выгоды, поэтому их участников такая обязанность тяготила.

Полномочия Земского собора:

  1. внешняя политика (вопросы войны и мира);
  2. предложения по установлению налогов;
  3. избрание царя (после 80-х гг. XVI в.);
  4. обсуждение и принятие законов (1)

Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Например, в 1566 г. Иван IV Грозный многих из участников Земского собора, выступивших против опричнины, казнил, а в XVII в. роль соборов значительно возросла, так как в период смуты этот орган поддерживал единство государства.

Отмирание сословно-представительных органов (Земских соборов) послужило  предпосылкой к образованию в  России абсолютизма.

Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного  органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода  считается время правления Алексея  Михайловича, с которого он перестает  собирать Земский собор (1653 г.  – дата созыва последнего Земского собора).

Целью курсовой работы является теоретическое исследование  деятельности Земских соборов в XVI- XVII веках.

 

  1. Земские соборы- высшие органы власти и управления в ХVI  -  XVIIвв

 

    1.   Порядок формирования и структура земских соборов ХVI  -  XVIIвв

 

      Земские соборы – высшие сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями, собрания представителей городского, областного, торгового и служилого класса, являвшиеся по призыву московского правительства для разрешения важнейших административных и политических дел в середине 16–17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископов, епископов и других во главе с митрополитом, а с 1589 – с патриархом, то есть сановитого духовенства), Боярской думы и думных дьяков, «осударева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. За 135 лет своего существования (1549–1684) было созвано 57 соборов. До 1598 все соборы были совещательными, после смерти царя Федора Ивановича стали созываться избирательные соборы. По способу из созыва земские соборы подразделялись на созванные царем; созванные царем по инициативе «народа» (речь могла идти только о его верхушке, поскольку представителей от самого многочисленного класса – крестьян – на большинстве соборов, кроме 1613 и 1682, не было); созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя; избирательные на царство.

      Появление земских соборов было результатом объединения русских земель в единое государство в конце 15 начале 16 вв., ослабления влияния на центральную власть княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада. Созыв первого земского собора в 1549 совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного и тем резким обострением социального противостояния «низов» и «верхов» общества, особенно в столице, которым оно сопровождалось. Социальные конфликты заставили привилегированную верхушку общества сплотиться для проведения политики, укрепляющей их экономическое и политическое положение, государственную власть. Земский собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших в крупных уездных городах ранее. Первое совещание Земского собора продолжалось два дня, на нем прозвучало три выступления царя, выступления бояр и наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей решение о неподсудности боярских детей наместникам. С этого события и началась история Земских соборов. Начиная с этого первого заседания повелось проводить обсуждения как бы в двух «палатах»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую – воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне (9). 

    Структура, состав, порядок формирования и функции Земских соборов.

     Земский собор как представительный орган был двухпалатным. Что делает его идентичным европейским парламентам этого времени. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума (в полном составе) и Освящённый собор (высшие церковные иерархи), которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.

      В нижнюю палату входили представители таких категорий населения как воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.  Члены нижней палаты были выборными, но на первых порах они не были делегатами с мест, а представляли особый должностной чин на государевой службе. Поэтому принцип выборности был выражен слабо.

     Однако дальнейшее развитие системы сословного представительства привело к тому, что нижняя палата стала формироваться из выборных представителей с мест. По мнению историков, первые делегаты, выбранные от уездного дворянства, присутствовали на соборе 1584 года – при утверждении царём наследника Ивана Грозного Фёдора Ивановича. Городское население активно стало принимать участие в работе нижней палаты в период первого и второго ополчений, в 1611 – 1612 годах.  Подавляющее большинство населения, то есть крестьяне, было лишено представительства. Хотя существуют свидетельства о том, что в 1613 году на Земском соборе присутствовали представители от «уездных людей». Скорее всего, по предположению историков, это представители черносошного (свободного) крестьянства.

Далеко не на каждом Земском соборе были представлены все названные  чины. Кроме Освященного собора и  Боярской думы постоянно призывались  лишь дворяне и дети боярские. Крестьяне  участвовали в Земских соборах  только дважды: черносошные – в  избирательном Соборе 1613 г., а дворцовые  – в Соборе «Государевых ратных и земских дел» 1681 – 1682 гг. Владельческие  же крестьяне, подобно холопам и  «вольнице», на Соборы не созывались. Столь  редкое привлечение крестьян к соборным совещаниям, вероятно, отчасти компенсировалось тем, что их интересы в некоторой  степени могли выражать во многом близкие им по роду занятий и характеру  тягла посадские люди.

Рисунок 1. Место Земского собора в структуре органов власти и управления Русского государства.

 

Что касается территориального представительства  на Земском соборе, то есть количества уездов, чьи избранники принимали  участие в работе «Общего совета», то оно также не отличалось единообразием и не было всеобъемлющим. Правительство не ставило перед собой задачи добиться присутствия на Соборе выборных от всех местностей Московского Государства по двум причинам. С одной стороны, из-за неразвитости путей и средств сообщения и, как следствие, огромных временных затрат на преодоление дальних расстояний присылка депутатов из отдаленных регионов, особенно из Сибири, являлась нецелесообразной либо вообще невозможной. С другой стороны, условия жизни были более или менее одинаковыми во всех уголках России (или, по крайней мере, правительство так считало), поэтому, например, выборные от тяглого населения одного уезда могли отражать на Соборе интересы тяглых людей нескольких уездов.

Лучше всего на Земском соборе была представлена, конечно же, столица  как политический и экономический  центр Московского Государства. На Соборах XVI в. «царствующий град Москва»  вообще по сути воплощал собой всю Россию, в связи с чем столичное дворянство и высшее купечество выступали на них не только от своего имени, но и от лица всех служилых и тяглых миров. С течением времени, однако, значение столичных чинов в составе Собора стало постепенно падать. В XVII в. уже не москвичи, а провинциальные служилые и тяглые люди, чьими совместными усилиями в первую очередь и была преодолена Смута, в основном численно преобладали на Земском соборе. Впрочем, от Москвы по-прежнему присутствовало больше делегатов, чем от любого другого города.

Таким образом, говоря в целом о  характере представительства на Земском соборе, нужно признать, что ни в сословном плане, ни с  территориальной точки зрения Собор  не охватывал всего населения  страны. Тем не менее, по убеждению  Государей и воззрению народа, все входившие в «Великую земскую  думу» лица в своей совокупности действовали от имени всей «земли», «всяких людей всяких чинов всего  великого Российского царствия», а потому решения Собора обладали общеобязательной юридической и нравственной силой.

Формирование состава Земского собора имело смешанный характер.

Члены Освященного собора приглашались на «Совет» в силу своего общественного  положения. Думные чины, высшие придворные должностные лица и приказные  служащие призывались на Собор по должности. Основания же участия  остальных лиц в Земских соборах XVI и XVII веков были неодинаковыми. На Соборы XVI в. попадали лица, находившиеся во главе различных социальных групп  и поэтому расценивавшиеся правительством как их «естественные» представители. В XVII в. базовым источником соборных полномочий являлся уже не административный статус лица, а его избрание в качестве выразителя интересов и настроений соответствующих сословных и территориальных образований(2)

Процедура выборов на Земский собор  выглядела следующим образом.

Выборы представителей «земли»  начинались после получения уездным  руководителем – воеводой или  губным старостой из Разрядного приказа  «призывной» грамоты и доведения  ее до сведения избирателей. Для наиболее широкого их оповещения предпринимался ряд мер. Во-первых, царская грамота  оглашалась в главной местной  церкви и в уезде «по торжкам» «по многие дни». Во-вторых, в поместья и вотчины направлялись специальные посыльные с предписанием служилым людям явиться в соответствующее место (в съезжую избу, на стан и т. п.) для участия в выборах. Наконец, воевода лично встречался с избирателями, разъясняя им особенности выборной процедуры, подчеркивая важность предстоящей соборной сессии и т. п.

Информация о работе Деятельность Земских соборов в XVI- XVII веках