Государственное регулирование рынка городских земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать земельные отношения в современной России и отметить традиции, проблемы и пути совершенствования эффективных форм хозяйствования. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 Исследовать и описать проблемы и особенности земельных отношений;
 Описать основу земельного законодательства, механизмы государственного регулирования земельных отношений и проанализировать их эффективность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Земельные отношения в современной России, их регулирование………….4
1.1 Проблемы и особенности земельных отношений в России…………4
1.2 Государственное регулирование земельных отношений…………….8
2. Особенности земельных отношений в России и эффективность
их использования……………………………………………………………......11
2.1 Особенности земли как фактора производства……………………...11
2.2 Формы хозяйствования в аграрном секторе и их эффективность…14
3. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития
земельного рынка в России……………………………………………………..18
3.1 Проблемы развития земельного рынка в России…………………..18
3.2 Пути совершенствования российского земельного рынка………...21
Заключение ………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование рынка городских земель.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Управление земельными ресурсами»

Тема: «Государственное регулирование рынка городских земель».

 

 

 

                                       Выполнил: студент 5-го курса

Группы Г/З-51

Харитонов А. Ю.

 

                                                                                                  Проверил:

                                                                                       

 

 

МОСКВА 2013

Содержание

         

   Введение…………………………………………………………………….3

1. Земельные отношения  в современной России, их регулирование………….4

1.1 Проблемы и  особенности земельных отношений  в России…………4

1.2 Государственное  регулирование земельных отношений…………….8

2. Особенности  земельных отношений в России  и эффективность

 их использования……………………………………………………………......11

2.1 Особенности  земли как фактора производства……………………...11

    2.2 Формы хозяйствования в аграрном секторе и их эффективность…14

 

3. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития

земельного рынка в  России……………………………………………………..18

           3.1 Проблемы развития земельного рынка в России…………………..18

           3.2 Пути совершенствования российского земельного рынка………...21

 

           Заключение ………………………………………………………………25

 

           Список использованной литературы……………………………………27

 

 

Введение

Земельные отношения - это  совокупность отношений, возникающих  между субъектами земельного права. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное  устройство и другие.

Основную роль в земельных  отношениях играет сама земля, которая  является одним из важнейших и  особенных факторов производства. В  связи с этим вопрос о земельных  отношениях в России является актуальным на сегодняшний день. Рассматривая данный вопрос, в своей курсовой работе, хотелось бы отметить, что земельный  вопрос России это не только экономический, хозяйственный вопрос, определяющий макроэкономическое поведение нации. Что земля не только главное средство производства в сельском хозяйстве, но и основа государственности, национального  самоопределения и функционирования всего народного хозяйства, пространственный базис и кладовая полезных ископаемых, бесценное богатство страны.

Цель курсовой работы состоит  в том, чтобы проанализировать земельные  отношения в современной России и отметить традиции, проблемы и  пути совершенствования эффективных  форм хозяйствования. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • Исследовать и описать проблемы и особенности земельных отношений;
  • Описать основу земельного законодательства, механизмы государственного регулирования земельных отношений и проанализировать их эффективность.
  • Проанализировать традиции, проблемы и пути совершенствования хозяйствования.

 

1. Земельные отношения  в современной России, их регулирование

1.1 Проблемы и особенности  земельных отношений в России

 

Земельные отношения - это  совокупность отношений, возникающих  между субъектами земельного права  по поводу владения, пользования и  распоряжения землей как ограниченного  природного ресурса, как всеобщего  труда и средства производства. Земельные  отношения - очень сложная многоаспектная проблема. Она включает в себя большой круг вопросов: формы собственности и хозяйствования, рынок земли, цена земли, рента, налог на землю, управление земельными ресурсами, разграничение федеральных и муниципальных земель, а так же средств, поступающих от оборота земли, в том числе от аренды. Являясь базисом производственных отношений, земельные отношения активно влияют на развитие производительных сил, ускоряют или замедляют процесс производства.

Функционирование рынка  земли обусловило появление многих злоупотреблений: значительные площади  передаются или продаются в собственность  без изменения в установленном  порядке их целевого назначения.

Мировая практика выработала четкие механизмы экономических  отношений в землепользовании. Как  часть природного комплекса земля  является достоянием народа в целом, но как пространственный базис и  как средство производства она может  быть объектом собственности отдельного индивидуума или людей. Из этого  вовсе не следует, что в данном случае земля становится средством  наживы и спекуляции. Опять же практика выработала механизмы государственного регулирования и пресечения этих негативных явлений [5].

Центральным звеном в процессе преобразования аграрных отношений  на рациональной основе были и остаются земельные отношения и механизмы  реализации земельной собственности. С появлением частной собственности  на землю образовался рынок земли. Сейчас земельные участки можно  купить или продать. Проблема в том, что в современной России спрос на земли не однороден. Для нашей страны характерен крайне повышенный спрос на земли расположенные вокруг крупных городов, в самих городах, курортных зонах, а также на земли имеющие запасы сырья для добычи полезных ископаемых. Одной из важнейших составляющих землепользования является определение стоимости земли для организации сельскохозяйственного производства. С одной стороны земля это основа жизни человечества, с другой стороны для сельскохозяйственных организаций она не пользуется спросом из-за низкой рыночной стоимости. Расширяется процесс криминализации необоснованного перепрофилирования земель [1].

Причин, по которой сложилась  непростая ситуация в аграрной сфере  немало, но основной является аграрная политика, проводимая федеральным центром. Сельскохозяйственные товаропроизводители обречены на убыточное производство. Взять, хотя бы, к примеру, диспаритет цен на сельхозпродукцию и продукцию промышленного производства. В западных странах для обеспечения примерного ценового равенства, существуют различные дотации. Для сравнения размер поддержки фермерам на 1 га сельскохозяйственных земель составляет: в США - 69 долл., Канаде - 83, странах ЕС - 943, Швейцарии - 4214, а в России - всего 6 долл. В связи с этим необходимо иметь какие-то приемлемые положения (решения) по использованию рыночной стоимости земель сельскохозяйственного назначения [11].

Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение стоимости  земельных участков по химическим, физическим и технологическим свойствам, климатическим и пространственным факторам, влияющим на их плодородие, удобство обработки и местоположение. Она  должна отражать, прежде всего, потребительную ценность [4].

Проведенная кадастровая  оценка сельскохозяйственных угодий определила среднюю стоимость 1 гектара, которая  оказалась существенно заниженной и намного отличается от рыночной стоимости. Поэтому рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена продажи участка на конкурентном и открытом рынке при осознанных действиях покупателя и продавца, хорошо информированных и не испытывающих давления чрезвычайных обстоятельств. Отсюда рыночная стоимость не всегда зависит от качества и местоположения земельного участка. На нее воздействует огромное количество факторов, из-за которых рыночная стоимость может значительно колебаться в ту или иную сторону.

Убыточность сельскохозяйственных предприятий оказывает непосредственное влияние на качество обрабатываемых земель. Отсутствие материальных средств, приводит к тому, что земли используются не рационально. При минимальной  обработке или её отсутствии снижается  плодородие пашни, увеличиваются площади  подверженные водной и ветровой эрозиям, расширяются масштабы загрязнения  почв тяжелыми металлами, нефтью, пестицидами  и прочее. Улучшение ситуации не скоро произойдет, хотя и действует  целевая программа "Сохранение и  восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2011 года и на период до 2012 года". Даже не смотря на то, что по отчету министра за 2010 год, все основные, запланированные действия были выполнены. В графике 1 показано внесение минеральных и органических удобрений в расчете на 1 гектар [12].

Как пишет в своей статье доктор экономических наук, профессор  А. Югай необходимо перераспределить средства, поступающие от плательщиков земельного налога. Создавать фонды для восстановления и сохранения природных ресурсов на федеральном уровне, за счет части доходов добывающих отраслей. Так же и на уровне муниципальных органов - фонд сохранения сельскохозяйственных земель и сельских территорий, за счет земельного налога и штрафных санкций к предприятиям, наносящим ущерб природной среде и других источников.

Эти меры в свою очередь  улучшили бы качество угодий, что привело  бы более выгодному положению  земли в рыночной экономике. Ведь экономическая суть частной собственности  на землю реализуется не в абстрактной  возможности купли - продажи земли, а в количественно определенном доходе от ее использования в соответствии с целевым назначением.

Формирование рынка земли, как объективно необходимого элемента рыночной экономики, невозможно и без  создания государством условий для  преодоления аграрного кризиса  и эффективного развития сельскохозяйственного  производства в стране.

Проблема использования  сельскохозяйственных земель непосредственно  связанна с земельными отношениями. На прошедшем заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу совместно с бюро отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии, рассматривали правовые экономические проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения, были выработаны рекомендации, предусматривающие мониторинг и совершенствование действующего законодательства в области регулирования земельных отношений в аграрном секторе, воссоздание на региональном уровне системы землеустройства, проведение работ по классификации угодий, разработке системы охраны земель этой категории и так далее. Передача Минсельхозу России функции по управлению земельными отношениями позволит надеяться на улучшение ситуации в этой сфере [10].

 

1.2 Государственное регулирование  земельных отношений

 

Рыночная экономика, частная  земельная собственность, новые  формы хозяйствования выдвинули  ряд проблем по созданию нашей, российской, модели землепользования и землевладения. В новых условиях прямые методы регулирования  земельных отношений оказались  малоэффективными.

Рост числа собственников, владельцев и пользователей земельных  участков стимулировал земельный оборот, расширение сферы и изменение  характера управления земельными ресурсами. Эти процессы во многом складывались самопроизвольно и часто опережали  законодательную базу. При этом уделялось  мало внимания охране земли, прежде всего  ответственности землепользователей за ее использование. Контроль со стороны  государства надо признать крайне неэффективным [5]. Органы государственного контроля, ежегодно проводя проверки соблюдения требований земельного законодательства, выявляют из них две трети нарушений.

Сегодня внесены существенные коррективы в содержание и методику государственного регулирования земельных  отношений, составляющего основу целостной  модели российского землеустройства. Сформирована система правовых механизмов воздействия на земельные отношения, закрепленных рядом законодательных  актов. Кроме Земельного кодекса  Российской Федерации к действующим  федеральным законам относятся  федеральные законы: "Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения" от 27 июля 2002 года № 101-ФЗ; "О землеустройстве" от 18 июня 2001 года №78-ФЗ и другие. В  дальнейшем эти законы были доработаны, а также дополнены большим  количеством подзаконных нормативно - правовых актов. На уровне субъектов  Российской Федерации действуют  множество земельных законов, принятых в развитие федерального законодательства и преимущественно регулирующих отдельные аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Однако многообразие законов  неизбежно приводит к пересечению  и дублированию соответствующих  правил и норм, толкованию их группами, обладающими властью, в собственных  интересах не зависимо от того, как  это отразится на общем состоянии  экономики аграрного сектора. Начинают действовать лишь те законы, которые  в большей степени отвечают интересам  господствующих социальных групп [8].

Устанавливая правовые нормы  земельного законодательства, государство  в той или иной степени стимулирует  или ограничивает деятельность в  сфере землепользования. При этом оно предоставляет защиту прав собственности  на землю контрактных прав в сфере  землепользования и в то же время  обеспечивает набор общественных благ и услуг, а так же доход для  себя.

Отнесение земель к той  или иной категории, разрешение их использования  регулируются законодательными актами и правовыми нормами. Любые изменения, связанные с переводом земель в другие категории, вправе осуществлять только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С  одной стороны, такие формальные ограничения, необходимы для охраны земель особо ценных категорий, а  с другой - это очередной способ не легального обогащения чиновников и заинтересованных лиц. В результате возникают неэффективные с точки  зрения общего блага права собственности  на землю.

Для того чтобы сохранялось  аграрное землепользование, и земля  не выбывала из сельскохозяйственного  оборота, многие зарубежные страны применяют  механизм льготного налогообложения  земель сельскохозяйственного назначения. При этом практика применения механизма  льготного налогообложения включает и полное освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от земельного налога. Такая практика является наглядным  примером для наших законодателей.

Информация о работе Государственное регулирование рынка городских земель