Аграрное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Россия – одна из немногих стран, которая до сих пор не нашла адекватного способа разрешить аграрный вопрос, то есть сделать сельское хозяйство способным кормить население страны и обеспечить достойный уровень жизни самого сельского населения. В последнее десятилетие ХХ столетия Россия вновь вошла в полосу реформаторских преобразований. При этом, как и на других переломных моментах российской истории, преобразования затрагивают основы хозяйственного и духовного строя всего общества. К сожалению, как и много раз на протяжении последних ста лет, реформы пока не удаются.

Содержание

Введение 3
1. Аграрная реформа 90-х годов 4
2. Основания возникновения и прекращения прав на земельный участок 11
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрное право.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования 

«Ярославская  государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Аграрное право»

 

 

 

 

Выполнил: студентка 4 курса

заочного отделения

Экономического факультета

Спец.-ть: «Бух.учет, анализ и аудит»(сокр)

Колобкова Ирина Валерьевна

Учебный шифр: 08993

Проверил: преподаватель

Михайлов Сергей Алексеевич

 

 

 

 

Ярославль,

2011г.

 

 

 

Содержание

 

Введение

Аграрное право - отрасль  права, включающая две взаимосвязанные  между собой сферы правового  регулирования: аграрные отношения, складывающиеся в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при обработке земли, производстве продукции растениеводства и животноводства; отношения, возникающие в связи с деятельностью подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве, связанной с переработкой сельскохозяйственной продукции и производством продовольствия. Аграрное право регулирует аграрные отношения как органический комплекс земельных, имущественных, трудовых, организационно-управленческих отношений, основанных на частной, государственной, муниципальной собственности, складывающихся в сфере сельскохозяйственной и иной, связанной с ней деятельности сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан.

Россия – одна из немногих стран, которая до сих пор не нашла  адекватного способа разрешить  аграрный вопрос, то есть сделать сельское хозяйство способным кормить население страны и обеспечить достойный уровень жизни самого сельского населения. 

В последнее десятилетие  ХХ столетия Россия вновь вошла в  полосу реформаторских преобразований. При этом, как и на других переломных моментах российской истории, преобразования затрагивают основы хозяйственного и духовного строя всего общества.

К сожалению, как и много раз  на протяжении последних ста лет, реформы пока не удаются.

 

1. Аграрная реформа 90-х  годов

Одной из   главнейших  особенностей  России  со  второй  половины прошлого века  стали аграрные преобразования. 

В строгом смысле аграрная политика правительства, проводимая с  конца 1991 года, реформой не является. Скорее это некоторые – чаще неудачные  – попытки реформаторских действий.

Обе реформы – коллективизация  и деколлективизация – сильно похожи и различны в одно и то же время. Сходство их в том, что обе  начинались по инициативе «сверху» без  сколько-нибудь значительного движения или готовности к этому процессу со стороны «низов». В обоих случаях реформы ставили цели, выходящие за пределы аграрной сферы. Мало кто из высших идеологов коллективизации верил, что колхозы действительно в короткий срок дадут большой рост эффективности: не было нужной и в нужном количестве техники (тракторные заводы только начинали строить), две трети населения деревни – «середняки» – были против огульного объединения, не говоря уже о «кулаках».

Почти также, только самые  оторванные от практики радикал-либералы в начале 90-х годов действительно  верили, что новоиспеченные российские «фермеры» быстро накормят страну, как кормят собственное городское население и экспортируют огромное количество продукции фермеры США. Цель была иной – разгромить оплот «красных помещиков», разрушить «агрогулаг», насадить в деревне «средний класс» – собственников средств производства, в том числе земли, и, в конечном счете, не допустить деревенского сопротивления городскому капитализму.

Что же касается проблемы продовольственного обеспечения, то позиция  «деколлективизаторов» была в точности той же, что и у «коллективизаторов»: кто сможет, пусть кормится российскими или импортными продуктами, а у кого средств нет – тому, можно считать, не повезло.

Сходство между коллективизацией и деколлективизацией заключалось  и в том, что главным проводником реформ оказался горожанин.

В начале 90-х годов  – также в угоду идеологической схеме – извратили существо реальных проблем, которые были, к примеру, у крупных агропромышленных структур: так, причины их меньшей, по сравнению  с Западом, эффективности свели главным образом к размеру (отсюда рекомендация – раздробить) и к пользованию не частной, а государственной землей (следовала рекомендация – немедленно вводить частную собственность).

В то же время процессы коллективизации и деколлективизации  имеют и значительные различия. Первое касается идеологии.

Второе существенное отличие коллективизации от деколлективизации  – в постепенном, но неуклонно  возрастающем обеспечении производителей средствами производства, растущих капиталовложениях  в аграрный сектор. В начале 90-х годов, как известно, из обещанных кредитов и льготных поставок техники селу была дана малая толика, процентные ставки сделали кредит недоступным, а цены на технику оставили фермера с вилами и лопатой.

Двумя основными историческими  вехами стали декабрь 1991 (дата разрушения СССР) и октябрь 1993 (дата разрушения системы советов). За этими событиями, чуть ли не «день в день» следуют даты начала двух этапов аграрной реформы. Первый был объявлен 27 декабря 1991 года опубликованием Указа Б.Н. Ельцина «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Второй – 27 октября 1993 года – также президентским Указом «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Критерию органичности и цельности реформы в России в двадцатом столетии отвечали столыпинские преобразования, «новая экономическая политика» и коллективизация.

Ситуация в аграрном секторе усложнена не только действиями радикал-реформаторов, но и тем, что  на самом деле реформа российского  сельского хозяйства назрела давно. В том числе, в отдельных регионах, отраслях, хозяйствах она может и должна затронуть отношения собственности. Но то, что делалось в 90-е годы, если судить по производственным показателям, оказалось просто разрушением сельского хозяйства и деревни.

Наряду с политикой  наделения участников сельскохозяйственного  производства имуществом и землями  колхозов и совхозов в виде земельных  долей и имущественных паев, другим важнейшим направлением аграрной политики правительства в начале 90-х годов  может считаться попытка организации высокоэффективных крестьянских (фермерских) хозяйств. Вместе с тем, эту попытку нельзя считать целиком и исключительно заслугой радикал-либерального правительства Б. Ельцина – Е. Гайдара.

Фермерство, в частности, заявлялось как необходимый для деревни средний класс, который должен быть «насажден» и поддержан, часто – невзирая или даже вопреки конкретным обстоятельствам и условиям.

Движение людей за получение земельного надела с целью  производства сельскохозяйственной продукции началось еще в конце 80-х годов. При этом наиболее успешно процесс организации фермерских хозяйств происходил в Орловской области и еще ряде регионов, во главе которых стояли достаточно прогрессивные в аграрном отношении руководители.

Именно на основе этих первых ростков фермерства в январе 1990 года состоялся Учредительный съезд нескольких крестьянских фермерских организаций, на котором было заявлено о создании Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Тогда в стране насчитывалось 4400 фермерских хозяйств. Постепенно в этот период аграрные проблемы выдвигаются в число наиболее значимых для внутренней жизни страны.

В декабре 1990 года Верховный  Совет принял законы «О земельной  реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а месяц спустя постановлением правительства Российской Федерации на их поддержку были выделены специальные деньги. Государство, таким образом, признало факт существования и необходимость развития этой формы хозяйствования.

Поначалу формирование фермерского уклада было встречено деревней враждебно.

В фермерском движении в  России второй половины восьмидесятых  – девяностых годах можно, выделить три этапа. Первый – с конца  восьмидесятых годов до конца 1991 – период зарождения крестьянских (фермерских) хозяйств, когда со стороны правительства им оказывалась относительная поддержка. Второй – с 1992 по середину 1993 – период массового становления фермерских хозяйств и, в то же время, постепенно гаснущих надежд на помощь государства. Третий – с середины 1993 по настоящее время – период разочарования и дифференциации внутри движения: одна, значительная его часть ведет полу-натуральное – полу-товарное производство, другая – не более 15 – 20% – успешно развивается.

За десять лет существования  число фермерских хозяйств в стране достигло (по состоянию на 1 января 2000 года) 261,1 тысячи. При этом пик их численности приходился на 1995 год (280,1 тыс.).

По своему правовому  статусу, фермеры, безусловно, представляют собой класс сельских собственников. Так, согласно статистике, из всех, предоставленных фермерским хозяйствам сельскохозяйственных угодий к 2000 году именно в собственности у них находилось 41,8 процента земель и столько же – 41,9 процента – арендовалось, что в абсолютной величине составляет 6 012 тыс. га [3].

Другой важный показатель, характеризующий  фермера как собственника – привлечение  наемной рабочей силы. В 1999 году в  деятельности фермерских хозяйств участвовало 235,8 тыс. наемных работников, в то время как абсолютная цифра занятых  в производстве членов фермерских семей составила вдвое меньше – всего 128,4 тыс. человек.

Собственническое начало в хозяйствовании присутствует и в сфере сбыта. Так, примерно в 15 процентах всех фермерских хозяйств страны, из числа обследованных  в 1999 году Госкомстатом России совместно с Национальной службой сельскохозяйственной статистики Министерства сельского хозяйства США, четверть (24,4 процента) располагали собственным транспортом для реализации продукции, а 2,4 процента имели собственные магазины, ларьки и палатки.

Существенно также, что в последние  два года – 1999 и 2000, когда отечественный  сельхозтоваропроизводитель получил  лучшие экономические условия для  конкуренции на внутреннем рынке  с производителем иностранным, фермерские хозяйства демонстрируют устойчивый рост по ряду показателей. Так, в 2000 году в сравнении с 1997 годом увеличилась площадь предоставленных им земельных участков (с 13 045 до 14 384 тыс. га), возрос средний размер земли, обрабатываемый одним хозяйством (с 48 до 55 га). Выросло количество имеющейся у фермеров техники (в сравнении с 1998 годом): тракторов – со 133,9 до 143,3 тыс. штук (рост 7 процентов); комбайнов – с 40,5 до 42,8 тыс. штук (рост 5,6 процента); грузовых автомобилей – с 64,1 до 68,2 тыс. штук (рост 6,3 процента).

Становление фермерских хозяйств шло двумя путями: получением земли путем выхода из хозяйства или в районном фонде перераспределения; либо через внутрихозяйственную аренду с последующим выходом со своим наделом и, опять же, арендой дополнительных площадей у других собственников. На первом этапе развития фермерства второй путь, как показал, в частности, опыт Орловской области, оказался экономически более надежным, а психологически более приемлемым, чем одномоментный выход из хозяйства и неизбежная в этом случае одиночная борьба с многочисленными препятствиями и открытым сопротивлением.

Впрочем, первоначальная ориентация российского правительства на финансовую поддержку самостоятельных хозяев обнадежила многих. Никто не предполагал, что с конца 1991 года будет взят курс на ускоренное насаждение частных собственников, которые должны рассчитывать исключительно на собственные силы, однако это произошло.

Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств сегодня сдерживается исключительно  незначительной их поддержкой со стороны государства. Так, правительство РФ в Постановлении от 3 мая 1999 г. «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году» определило, что развитие крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств и других малых форм предпринимательства на селе продолжает оставаться одним из важных направлений в обеспечении роста производства сельскохозяйственной продукции, занятости сельского населения и его жизнеобеспечения. Однако основной формой их государственной поддержки по прежнему остается предоставление им некоторых налоговых и иных льгот.

Так, к таковым льготам нужно  отнести льготы по уплате различных  налогов. Также на пять лет освобождаются  крестьянские хозяйства и от уплаты земельного налога. Исключение составляют хозяйства, которым предоставлены нарушенные земли: для них период освобождения от налогов увеличивается до 10 лет. Крестьянские хозяйства имеют налоговые льготы и при уплате ряда других налогов.

С 1 января 2001 г. крестьянское хозяйство  стали плательщиком единого социального  налога (взноса), установленного гл. 24 Налогового кодекса РФ, который заменил уплату взносов в различные государственные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и др.

Крестьянские хозяйства пользуются также льготными кредитами, предоставляемыми за счет средств специального фонда льготного кредитования организаций АПК, имеют собственную квоту в лизинговом фонде и пользуются другими мерами государственной поддержки как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Однако размеры этих кредитов крайне невелики. Так, в 1996 году Правительством РФ была принята «Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы». На ее основе во многих регионах были разработаны соответствующие программы развития фермерства. Тем не менее поддержка фермерского движения в стране со стороны государства ныне явно недостаточна и намного ниже запланированных на эти цели средств [4].

Информация о работе Аграрное право