Электронная книга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются рассмотрение и анализ основных концепций, определений, классификаций, касающихся электронной книги.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• определение основных понятий по теме: история происхождения явления и термина, сравнительный анализ определений понятий по ГОСТ;
• выявление соотношения понятий «Электронный документ» — «электронное издание» – «электронная книга»;

Содержание

Введение

Раздел 1. Определения основных понятий по теме.

Раздел 2. Соотношение понятий «электронная книга» — «электронное издание» — «электронный документ»

Раздел 3. Видовая классификация электронных книг

Раздел 4. Положение электронного книгоиздания на отечественном книжном рынке

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Что же касается парадигмы «электронное издание» — «электронная книга», то здесь  вопрос во многом остается открытым. Поскольку ни в одном из представленных ГОСТ нет как такового определения «электронная книга», то формально нельзя говорить о соотношении понятий «электронное издание» — «электронная книга», но, поскольку мы находим определение электронной книги в энциклопедии «Книга» и у некоторых других исследователей, то сравнение указанных понятий становится возможным, но «неофициальным». 

Развитие  электронных форм представления  информации имеет несколько направлений, которые связаны с созданием: 

·           Электронных изданий на съемных (оптических) носителях; 

·           Электронных изданий в виде файлов для использования на «устройствах для чтения» (e-book); 

·           Сетевых информационных ресурсов; 

·           Комбинированных (диск/сеть) изданий. [8, с.63] 

В данном случае мы рассмотрим первые два пункта. 

Электронные издания на съемных (оптических) носителях  — это, чаще всего, диски с записанными  на них текстовыми произведениями, для чтения которых необходим  компьютер. 

E-book —  это файлы, для чтения которых необходимы специальные устройства. 

Как можно  заметить, оба вида файлов представляют собой электронные издания, а  не книги, но называют их все-таки электронными книгами. Это может быть обусловлено  привычностью наименования и большей  её распространенностью в массах. Таким образом, в здесь мы видим уравнивание понятий «электронная книга» и «электронный документ». 

Другим  аспектом рассмотрения парадигмы «электронная книга» — «электронное издание» служит факт существование собственно устройств  для чтения e-book. Такие устройства полноправно называются электронными книгами. Поэтому наименование устройства для чтения автоматически переносится на файлы — электронные издания (e-book). 

Таким образом, существование парадигмы  и соотношение понятий «электронная книга» – «электронный документ» – «электронное издание» возможно благодаря нетрадиционному подходу к изучению книги как части документа. 

Информационные  технологии в книжном деле, проблемы взаимодействия и соотношения печатной и электронной книги на современном этапе развития информационного общества с нарастающей интенсивностью рассматриваются многими современными исследователями в области книговедения и документоведения. Предлагаются новые определения понятий, направления изучения в этой области, а также способы классифицирования новых видов изданий. 
 

Раздел 3. Видовая классификация электронных  книг

Для рассмотрения видовой классификации электронных  книг, нужно обратиться к ГОСТ 7.83 – 2001. Классификация электронных  изданий не на много отличается от классификации печатных изданий. Главным отличием служит, как уже не раз говорилось, машиночитаемость электронных изданий. 

Чтобы убедиться в этом, можно опять  обратиться к таблице по сравнению  стандартов, представленной Никандровым [11, с. 2-3]: 

Аспект  сравнения ГОСТ 7.83–2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» ГОСТ 7.60–90 «Издания. Основные виды.Термины и определения»

По природе  основной информации Текстовое (символьное) электронное издание Текстовое  издание 

 Изобразительное  электронное издание Изоиздание

 Звуковое  электронное издание  

 Программный  продукт  

 Мультимедийное  электронное издание  

По периодичности  Непериодическое электронное издание  Непериодическое издание 

 Сериальное  электронное издание Сериальное  издание 

 Периодическое электронное издание Периодическое издание

 Продолжающееся  электронное издание Продолжающееся  издание 

 Обновляемое  электронное издание  

По структуре  Однотомное электронное издание  Однотомное издание 

 Многотомное  электронное издание Многотомное  издание

 Электронная  серия Серия 

По целевому назначению Официальное электронное  издание Официальное издание 

 Научное  электронное издание Научное  издание 

 Научно-популярное  электронное издание Научно-популярное  издание 

 Производственно-практическое  электронное издание Производственно-практическое издание

 Нормативное  производственно-практическое электронное  издание Нормативное производственно-практическое  издание 

 Учебное  электронное издание Учебное  издание 

 Массово-политическое  электронное издание Массово-политическое издание

 Справочное  электронное издание Справочное  издание 

 Электронное  издание для досуга Издание  для досуга 

 Рекламное  электронное издание Рекламное  издание 

 Художественное  электронное издание Литературно-художественное  издание  

Как можно  заключить из представленной таблицы, различия между видами печатных и  электронных изданий невелики. Новыми видами являются звуковое электронное  издание, программный продукт и  мультимедийное электронное издание, относящиеся к классификации  по природе основной информации, а также обновляемое электронное издание, классифицируемое по признаку периодичности. 

Кроме того, в стандарте 2001-го года электронные  издания классифицируются и по новому признаку: наличию печатного эквивалента. По этому признаку электронные издания делятся на: 

·           Электронные аналоги печатного  издания, в основном воспроизводящие  соответствующие печатные издания (расположение текста, иллюстрации, ссылки и т.п.); 

·           Самостоятельные электронные издания, не имеющие аналогов в печати. 

Нужно сказать, что на классификации, представленной в ГОСТ 7.83 -2001 ученые не останавливаются. Поскольку год за годом компьютерные технологии позволяют представлять все больше видов изданий в  электронном виде, то многие исследователи  предлагают новые категории электронных изданий и вводят дополнительные их виды. 

Так, например, Е.И. Козлова при анализе состава  электронных изданий в фонде  Депозитария говорит о необходимости  введения следующих дополнительных категорий [8, с. 64-65]: 

·           Геоинформационное электронное издание — картографическое электронное издание, содержащее преимущественно картографическую информацию, представленную в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение. 

·           Видео-анимационное электронное издание — электронное издание, содержащее цифровое представление видео-анимационной информации в форме, допускающей её просмотр, но не предназначенной для печатного воспроизведения. 

Тем самым  эта исследовательница отмечает недостаточность видовых категорий, зафиксированных в стандарте 2001-го года, и необходимость дальнейшего изучения, а также дополнения видовых характеристик электронных изданий. 

Несколько иную классификацию электронных  изданий выделил Вуль в своем  учебнике [4, с. 22]. 

Для своей  классификации он выделил наиболее существенные, на его взгляд, признаки: 

·           Периодичность издания; 

·           Круг потребителей продукции; 

·           Вид издания; 

·           Способ распространения; 

·           Формат издания. 

Результаты  своей классификационной работы Вуль представил в следующем виде: 

По периодичности  электронные издания делятся  на: 

·            периодические (газеты, журналы, ежегодники); 

·            непериодические (книги, реклама, серийные). 

По виду издания бывают: 

·           Общие; 

·           Научные; 

·           Учебные; 

·           Детские; 

·           Справочные; 

·           Альбомы. 

По способу  распространения: 

·           Электронные издания, распространяемые на CD- ROM; 

·           Сетевые электронные издания. 

По формату  издания: 

·           В PDF- формате; 

·           Гипертекстовые; 

·           Сценарные; 

·           Мультимедийные: 

А) с  аудиофрагментами; 

Б) с  анимационными фрагментами; 

В) с  цифровым видео. 

Каждая  из представленных классификаций не лишена своих достоинств и недостатков. Одновременно с этим, по некоторым признакам можно выделять дополнительные подвиды электронных изданий. 

Например, классификацию Вуля можно дополнить  следующими положениями: основными  форматами распространения электронных изданий сегодня — гипертекстовые форматы PDF и HTML. Используются и другие форматы для представления информации, в частности, мультимедийной. Очень многие сетевые электронные библиотеки используют в сети формат DjVu. Различные форматы изданий требуют различного программного обеспечения, позволяющего воспроизводить информацию на экране или распечатывать на бумаге [7, с. 11-12]. 

К этому  же можно добавить, что сетевые  электронные издания (сайты) также  поддаются дополнительной классификации [7, с. 12]. 

Web-сайты  — совокупность web-страниц (файлов  электронных документов, созданных  для распространения в компьютерной  сети и доступных для чтения с помощью браузера), объединенная гиперссылками. 

Следует различать: 

·           Домашние страницы – одностраничные сетевые электронные издания, посвященные  отдельной личности или предмету. 

·           Некоммерческие сайты – многостраничные  сетевые электронные издания, создаваемые для решения информационных, просветительских и коммуникационных задач, не предполагающие получение прибыли владельцами сайта. 

·           Информационный сайт – многостраничное  электронное издание, которое содержит информацию по некоторой предметной области. 

·           Сайт «Визитка» — многостраничное  электронное издание, содержащее основную и неизменяемую информацию о компании. 

·           Каталог (сайт-витрина) – электронное  издание, основную часть которого составляет информация о магазинах, товарах и ценах, предложения от многих агентств, компаний и частных лиц. 

·           Промо-сайт – электронное издание  для популяризации и позиционирования группы продуктов компании, или посвященное  отдельной акции компании. 

·           Интернет-представительства – многостраничные  сетевые электронные издания, предназначенные  для информирования общественности о деятельности владельца сайта, продвижения его услуг, идей или  продукции. 

·           Итернет-магазины – создаваемые  в сети торговые площадки, сайты, предназначенные для продажи товаров через сеть Интернет и автоматизации сопутствующих бизнес-процессов. 

·           Интернет порталы – крупные сайты, обеспечивающие предоставление читателю различных сервисов сети Интернет: электронной почты, блогов, рассылок, телеконференций и т.п. 

Данным  дополнением классификация сетевых  электронных изданий далеко не исчерпывается. Поскольку сетевые электронные  издания на сегодняшний день являются одной из основных форм представления  информации в электронном виде, то классификация именно сетевых изданий сейчас ставится многими исследователями, занимающимися проблемами электронной книги, на первое место. 

Информация о работе Электронная книга