Функции журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:29, реферат

Краткое описание

Управление нашим сознанием и поведением человека массовой информации, формирование картины действительности, а так же представлений о «желаемом будущем» и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и.т.д. – все это функциональные задачи журналистики на современном этапе. И это естественно: от информационной природы журналистики прямой путь именно к вопросу о функциях журналистики, так как именно через функции характеризуется место и роль в жизни любого предмета, явления или вида деятельности.
Функции – (лат. Function «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность её обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. Говоря о разнонаправленности функции журналистики, можно сказать следующее:
Разнонаправленность связана с присущим каждому участнику массово-информационной деятельности представлениями об объективных потребностях развития, в том числе об информационных потребностях его аудитории и находящихся в поле его внимания. Потребности людей определяются необходимостью в информационном обеспечении Наиболее полное информационное обеспечение их жизнедеятельности и составляет журналистика как социальный институт общества. Это связано законами функционирования и развития общества, которые журналисты лишь так или иначе интерпретируют в соответствии с поставленной целью. Отсюда – высокая ответственность журналистов за трактовку функций журналистики и реализацию их в соответствии с нуждами общества.

Содержание

Введение
Идеологическая функция
Коммуникативнаяфункция
Информационная функция
Культуро – формирующая функция
Рекламно справочная функция
Рекреативная функция
Непосредственно-организаторская функция
Интегративная функция
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Функции журналистики ред..doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

    При всей репортерской беспристрастности  читатель, радиослушатель, телезритель видит событие глазами журналиста, следит за событием при помощи средства массовой информации, и точку зрения, ракурс, детали, наконец, их отбор определяет отнюдь не потребитель информации. Равно как и сами события и факты, которые станут достоянием информационного выпуска. Отбирают журналисты. Стало быть, говорить об их полной отстраненности от процесса информирования аудитории не приходится. Другое дело, что подлинный профессионализм не позволит уважающему себя органу массовой информации навязывать аудитории свое мнение. А у читателя, радиослушателя, телезрителя никто не может отнять, по крайней мере, право выбора источника информации. И выбирает он этот источник, как правило, по критериям профессионализма журналистов.

    Из  всего выше сказанного следует вывод: отделение фактов от мнений – вопрос профессионального мастерства журналиста. Выполнение информационной функции СМИ предполагает сообщение фактов, отделенное от мнений тех или иных политически ангажированных лиц. 
 

    4. Культуро – формирующая функция

    Культура  – выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений  между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоёв, отдельного человека.

    Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том , чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, журналистика участвовала в пропаганде и распространении в обществе  высоких культурных ценностей, воспитывала массы на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека.

    Идеологическая  деятельность журналистики, направленная на формирование массового сознания, также способствует формированию культуры личности , группы, народа, общества в  целом. Но в силу специфики своей  задачи она  имеет ярко социализаторский характер, ее цель- введение человека в мир общественных отношений на стороне той или иной силы – носителя идеологии. Поэтому культура формируемая в процессе идеологической деятельности, - это культура, нацеленная прежде всего на формирование определенного отношения к современным явлениям и далее – на формирование мотивов и стимулов социальной активности. Поэтому акцент в идеологической деятельности ставиться на политическую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направленности, на формирование гражданской активности.

    Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жестокой  прагматической направленности, ее цель – обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их осмысления и интериоризации , т.е. «включения»  в личностный мир. Это обязывает журналиста знать культурные пристрастия и увлечения своей аудитории , чтобы снабжать ее соответствующей информацией, постепенно вводя ее в мир высокой культуры.1

    На  первом месте из выбираемых обществом  сфер стоит как правило , художественная культура – литература, изобразительное  искусство, архитектура, музыка. За ней  следуют, а иногда опережают, разнообразные  отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и технологии. Вся эта высокая и художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, передач телевидения и радио. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета и.т.д. 

    Именно  журналистика, благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, делает культуру доступной для самых широких кругов. Более того,  оказываясь на переднем крае культурного строительства,  она дает возможность в любом далеком уголке получать информацию  художественного, научно-популярного, учебно-образовательного, технического и другого характера прямо из «первых рук», оперативно и высокого качества.

    Заботясь  о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры» , явлением китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитый  или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т.е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. Для  

  Прохоров Е.П. «Введение в теорию журналистики» с 83 

    этого  требуется не только осознание журналистом  важности поставленной задачи, но и профессиональное умение. Так, к примеру, симфонический оркестр исполняет классическую, высокого качества танцевальную музыку, потребуется ряд усилий (объяснении и демонстрации) для того, чтобы на

    этом  фоне показать, чем истинно хороша джазовая или рок-музыка отличается от вульгарных подделок и.т.д (а это гораздо труднее, чем идти на поводу переменчивых увлечений). В том , какая культурная политика характеризует те или иные СМИ, ясно проявляется понимание ими роли в формировании культуры масс и  их направленность на ее реализацию.

Воспитывая  уважение к культуре, стремление проникнуть в ее кладовые, способствуя этому  процессу с помощью «трансляций» культурных ценностей (художественные программы, научно-популярные материалы) и различного рода «комментариев» (от терминологических разъяснений до обращения к саморефлексии творцов, от сообщения биографических поробностей выдающихся людей до попыток прогнозирования будущего и.т.д), журналистика «работает» на повышение общей культуры населения. А одновременно действует и в области пробуждения творческих потенций  масс. Стимулируя занятия самодеятельным искусством, поддерживая участие в реставрации, в сохранении памятников культуры, вовлекая в техническое творчество, моделирование, коллекционирование, журналистика как институт культуры должна ясно осознавать свою роль и в развитии творческих способностей человека, в активизации использования его культурного багажа в различных областях социальной практики.

    5. Рекламно – справочная функция

    Очевидно, что культурно – образовательная функция находит своё продолжение в рекламно – справочной. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи или кулинарии, правилам хорошего тона или санитарии, и т.д. – всё это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды.

    К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов её развития. Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей огромное место. При этом реклама является и огромным источником средств для журналистики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут).

      Предлагая информацию о товарах  и услугах, реклама помогает  потребителю сделать выбор, формирует  культуру потребления. Но она  может и нанести вред, навязывая  товары и услуги, несоответствующие действительным нуждам потребителя, формируя чрезмерные и сложные потребности. В том же случае, когда стандарты потребления связываются с «нормальным» характером образа жизни, реклама оказывается гуманистически ориентированной и потому «добросовестно»  выполняет идеологические функции. Это особенно касается так называемой «социальной рекламы».5 

    6. Рекреативная функции

    Журналистика  несет и рекреативную (от лат. recreatio – восстановление) функцию, которую называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия. Эту функцию выполняют произведения как будто «чисто» развлекательного плана (концерты легкой музыки, эстрадные шоу, передачи с цирковой арены, трансляции спортивных соревнований, детективные  

    5 Корконосенко  С.Г. Основы журналистики. М., 2001.с  88. 

    фильмы, викторины и конкурсы и.т.д.) Но легко заметить, что все эти произведения, несомненно, обладают  также и культурно-идеологическим зарядом, почему важно отслеживать, по каким критериям готовятся и/или отбираются эти произведения, чтобы журналисты понимали, насколько содержание этой информации соответствует высоким стандартам и вместе с тем характеру идеологической линии СМИ . 

    С другой стороны, ясно, что информация, реализующая идеологические, культурные, справочные функции, только тогда в  полной мере выполняет свои задачи, когда представляющие ее произведения интересны, способны привлекать и удерживать внимание аудитории.

    Вместе  с тем рекреация  - это не только отдых, поддержание хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (в ходе увлекательной «игры ума», например, при разгадывании интеллектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах).  При этом особое значение имеют художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики. Только гуманистически ориентированная журналистика способна избавить аудиторию от давления пошлости, непритязательного развлекательства, эксплуатации эротизма, смакования сцен насилия и ужаса, ложных фантазий, страха или, наоборот, преувеличенной сентиментальности, сусальности, слезливой чувствительности, эскапизма, бегства от реальности в мир грез.

    И зесь вжна выработка верной информационной политики, поддерживающей и развивающей  положительные эмоции, оптимистические умонастроения, содействующей формированию позитивной направленности социальной активности. Характер  же информационной политики связан (как в идеологической и в культурной сферах)  с принципиальной социальной позицией изданий и программ.

    Таким образом, наряду с идеологической деятельностью, направленной на формирование массового сознания, журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию. Все эти многообразные задачи составляют как бы единый комплекс, а при определении форм реализации требуют от журналистов согласованных усилий по гармонизации воздействия на аудиторию. При этом высоком профессиональном  уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения. 
 

7. Непосредственно-организаторская функция

Так же, как и в других случаях, организаторская функция СМИ нередко реализуется при исполнении других “обязанностей” журналистики. Скажем, телевидение и радио сообщили (информационная функция) о жертвах землетрясения в Армении и нехватке донорской крови в больницах и передвижных госпиталях – и тысячи людей по всей стране выстроились в очереди у станций переливания крови, чтобы безвозмездно помочь пострадавшим. Это ли не результативность организаторской деятельности СМИ?

    Организаторские возможности пресса демонстрирует  при проведении пропагандистских кампаний или, скажем, умелого распространения правовых знаний (социально-педагогическая функция). Но кроме таких форм проявления организаторской функции СМИ есть все основания говорить о непосредственно-организаторской деятельности СМИ. Например, настойчивая работа редакции журнала “Огонек” привела к созданию массового движения “АнтиСПИД”. Велика роль прессы в борьбе за экологию: за сохранение уникальной чистоты озера Байкал, спасение Аральского моря, решительный протест против поворота вспять течения сибирских рек, запрет на производство аэрозолей (к сожалению, повсюду, кроме России), из-за которых, как полагают, появляются озоновые дыры. Примеров множество.1

    Непосредственно-организаторская функция СМИ проявляется при выполнении чисто журналистских задач: проведение “круглых столов” в печатной периодике, радиопереклички и радиомитинги, телевизионные программы с привлечением массовой аудитории (от телемостов до ток-шоу).

 

    Сюда  же можно отнести внедрение в  повседневную жизнь чисто журналистских  находок: массовое распространение  викторин, придуманных еще в “Огоньке” Михаила Кольцова, перешедшие границы России интеллектуальные телевизионные игры “КВН”, “Что? Где? Когда?” и т.д 

Информация о работе Функции журналистики