Функции СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ функций СМИ и их актуальность.
Для достижения этой цели были сформулированы и последовательно рассмотрены следующие задачи:
♦ изучить основные функции СМИ и их влияние на формирование
общественного мнения;
♦ проанализировать роль и место СМИ в общей системе современной культуры.

Содержание

Введение 3
1 Роль средств массовой информации в современном российском обществе
2 Актуальность функций СМИ в современных условиях 12
3 Средства массовой информации как каналы культуры 20
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Функции СМИ.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

В глазах общественного мнения они претендовали на статус не «четвертой», а «первой» власти. Но реально они были инструментами  более серьезных социальных субъектов  – олигархов, финансово-промышленных групп, региональных «баронов» и  т.п.

Со временем (к началу – середине 2000 г.) власть начала тяготиться своим положением «игры на вторых ролях», тогда и произошли качественные изменения российского медиапространства.

Таким образом, после 2000 года власть, сумев переломить статусную иерархию бизнес и медиаэлиты, взяла под свой контроль и одну, и другую элиты, а непокорным представителям этих элит сделала все, чтобы они  покинули страну или были лишены рычагов  влияния на экономическую или  медийную политику государства (прежде всего, показательны примеры «олигархов»  – владельцев медиа-холдингов Б. Березовского и В. Гусинского).

Основная  функция института СМИ в России состоит в артикуляции интересов владельцев СМИ и информировании аудиторий о текущих событиях, в том числе и о политических. Конечно, до реальной объективности в подаче информационных материалов еще далеко, но этого не смогли добиться даже самые уважаемые СМИ мира (что мы видели недавно на примере освещения войны в Ираке). Гораздо важнее, что основная функция СМИ в России стала именно такой, какая и должна быть у института СМИ – информирование.

Каждый  период функционирования СМИ в России характеризовался своими собственными механизмами функционирования и, самое  главное, некими идеологическими и  пропагандистскими установками, оказывавшими (в отсутствие иных развитых институтов политического участия, например, крупных  политических партий) фундаментальное  влияние на политический процесс. Можно  с уверенностью сказать, что именно с опорой на сотрудничество со СМИ  связан политический взлет ведущих  российских политиков – Б. Ельцина  и М. Горбачева. Кроме того, нельзя не отметить метаморфозу, связанную  с ролью журналиста в политической сфере общественной жизни.

Если  до 1985 года роль журналиста была инструментальной, посреднической между властью и  обществом, а позднее – очень  важной, оказывающей чуть ли не самое  важное влияние на политический процесс (1990–1991 гг.), то к концу 90-ых она вновь  теряет свою важность и вновь превращается в проводника информации между хозяевами  СМИ и обществом.

Только  в новой конфигурации СМИ журналисты вынуждены не проводить одну (государственную) позицию по важнейшим социально-политическим вопросам, а выражать интересы собственников  крупнейших СМИ, что часто приводило  их к взаимной травле и «войне компроматов», что на фоне ухудшающейся экономической  ситуации в стране резко снизило  уровень доверия общества к СМИ  в целом. Однако именно на последнем  этапе функционирования СМИ информационная функция стала основной в наборе политических функций СМИ.5 [13]

Итак, период становления российских СМИ претерпел  несколько этапов.

На современном  этапе развития средство массовой информации следует рассматривать как симбиоз медиасообщества с политической властью. Именно на последнем этапе функционирования средств массовой информации информационная функция стала основной в наборе политических функций СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Актуальность  функций СМИ в современных  условиях

 

Средства  массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все  различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и  особой структуре коммуникативного процесса.

Среди функций  СМИ обычно выделяют следующие:

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. При этом содержание информации во многом определяется запросом аудитории. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида. Особенно важна эта функция в сфере культуры, где ежедневно создаются новые произведения и появляются новые имена.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Но и благодаря ей лучшие явления культурной жизни также находят отклик у ценителей вслед за их появлением. Здесь все дело во вкусе и мере творцов и потребителей массовой коммуникации. Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция выполняет не только свою основную, познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой  в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить  широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями  и тенденциями является несомненной  заслугой СМИ.

С другой стороны, низкий художественный уровень  развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования порождают  дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Различные исследователи деятельности СМИ  выделяют ряд основополагающих функций, так, Т.В. Науменко6[10] рассматривает функции СМИ в сопоставлении с другими социальными системами (подсистемами). Следует учитывать, что «анализ функций любой системы социальной деятельности – важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Эта функция выступает как внешняя необходимость, как фактор, детерминирующий данную систему деятельности».

Другой, существенно отличающийся перечень функций предполагает Е. П. Прохоров7. [15] В качестве исходной он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто «технической», вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций. Хотя в этом качестве они и выступают действительно, объем ее «полномочий» шире.

Как замечает Е. П. Прохоров прочный контакт с  конкретным СМИ у аудитории устанавливается  тогда, когда они признают его  «своим», а социальные институты  ощущают авторитет и силу влияния  данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории.

Вторая  наиболее важная группа функции, по мнению Е.П. Прохорова носит непосредственно-организаторский характер – выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом.

Таким образом, СМИ выполняют контрольные и  регулятивные функции, оказывают воздействия (непосредственно или опосредованно, через формирование соответствующего общественного мнения) на деятельность социальных институтов и должностных  лиц. Через этого рода деятельность в первую очередь и реализуется  особый властный ресурс СМИ (СМИ как  «четвертая власть»).

В числе  наиболее значимых функций СМИ Е. П. Прохоровым называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая  включает в себя широкий диапазон воздействия – начиная с сообщений  о фактах, событиях, воздействия  на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории.

К идеологической функции примыкает культурно-образовательная  – формирование политической, экономической  культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т. д.

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий  перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций  СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные, отчасти  – разным пониманием актуальности для современности тех или  иных общественных задач, решаемых с  помощью СМИ).

На периферии  системы функций находятся рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов аудитории) и рекреативная.

Представление о развитии взглядов отечественных  специалистов на природу функции  СМИ дает В. В. Ворошилов в своей  книге «Журналистика» (С. -Петербург, 2006 г.), начиная от И. Хмары (1969 г.) до публикаций последних лет. Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет.

К примеру, И. Хмара называет следующие функции  СМИ: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и производственно-экономическая.

Значимыми представляются функции СМИ применительно к уровню и индивида и социума8. [15]

Так, применительно  к социуму выделяются следующие функции:

I. Информационная:

♦ информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

♦ информационное обеспечение инновационных процессов.

II. Социальной  связи:

♦ комментирование и интерпретация происходящего;

♦ поддержка существующих норм и властных отношений;

♦ социализация;

♦ координация разнонаправленной социальной активности, формирование

общественного согласия.

III. Обеспечение  преемственности:

♦ выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

♦ поддержание общности социальных ценностей.

IV. Рекреативная:

♦ создание возможностей для отдыха и развлечения;

♦ снижение социальной напряженности.

V. Мобилизации:

♦ организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:

1. Информационная  функция:

♦ нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

♦ удовлетворение общих интересов и любознательности;

♦ обучение и самообразование;

♦ поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

2. Функция  личностной идентификации:

♦ подкрепление индивидуальных ценностей;

♦ получение сведений о моделях поведения;

♦ идентификация с ценностями других;

♦ достижение понимания самого себя.

3. Функция  интеграции и социального общения:

♦ понимание положения другого, переживание;

♦ формирование основы для диалога, социального общения;

♦ помощь в реализации социальных ролей;

♦ возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

4. Функция  развлечения:

♦ эмоциональная разрядка;

♦ заполнение свободного времени;

♦ эскапизм, уход от проблем;

♦ получение эстетического наслаждения;

♦ сексуальное возбуждение.

В упомянутой работе В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного  сознания с целью образования  в людях социально-психологических  качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и  рыночных отношениях, и превращения  убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни9[3].

В учебном  пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации России»  под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я. Н. Засурского10[7], выделяются следующие функции СМИ:

♦ информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

Информация о работе Функции СМИ