Формирование образа террориста-смертника в Российских СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования «Проблема формирования образа террориста-смертника в российских СМИ» определена узким стереотипным пониманием и зачастую неверной трактовкой данной темы в интерпретации российских журналистов, что приводит к формированию в обществе образов, несовместимых с реальным положением дел и, как отмечают некоторые авторы, препятствует реализации антитеррористических программ. В целом отметим, что терроризм – это тот злободневный вопрос, которому, по понятным причинам, обращено широкое внимание общественности. Этот вопрос в той или иной степени активно изучается многими учеными, экспертами, журналистами во всем мире.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
3

I. Мировой опыт изучения проблемы террористов-смертников на основе публикаций зарубежных СМИ……………………………………………….
1.1.Основные понятия ………………………………………………………..
1.2. Типология потенциальных террористов-самоубийц…………………..
1.3. Аспекты вербовки террористов-смертников……………………………


8
8
12
17
II. Проблема формирования образа террориста-смертника в российских СМИ……………………………………………………………………………
2.1. Основные тенденции освещения террористических актов в российских СМИ ……………………………………………………………...
2.2. Проблема подмены понятий и, как следствие, формирование образа «Ислам – религия террора» средствами массовой информации...................
2.3. Анализ проблемы освещения деятельности Заремы Мужахоевой……………………………………………………………..

24

29

29

38
2.3.1. Перечень террористических актов, совершенных женщинами смертницами в период с 2000 по 2010 год………………………………….
2.3.2 Освещение деятельности «террористки-неудачницы» Заремы Мужахоевой……………………………………………………………………



38

40
Заключение……………………………………………………………..
52
Библиография…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговый вариант курсовой Добриной .doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Ислам  - (в пер. с араб.  "Мир", «Предание себя [Всевышнему]», «Покорность»).

Происходит от трехбуквенного корня «Син»-«Лям»-«Мим». «Мусульманин» и «Салям» того же корня.

Большой энциклопедический словарь 2000 г. приводит следующую статью: «Ислам - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - Мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);..2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);..3) милостыня в пользу бедных (закат);..4) пост в месяце рамадан (саун);..5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм[11].

Муджахид - усидчивый перед Всевышним, также человек, участвующий в джихаде. Муджахид, погибший за правое дело становится (иншаАллах) шахидом. Все эти усилия на пути Аллаха, совершаемые муджахидом не примутся, если это все делалось не ради Всевышнего, а ради славы, показухи, мести и пр..

Шахид - дословно: свидетель. Человек, потративший что-либо (жизнь, духовные, материальные и прочие ценности) на пути Аллаха. Как правило, под шахидом понимают муджахида, мученика веры, потерявшего жизнь на пути служения Аллаха (или) в джихаде[12].

Словарь «Террор и террористы» по-своему толкует это понятие: (арабск. — свидетель) — термин, которым сегодня обозначают исламских террористов-смертников. В исламе шахидом называют мусульманских воинов, погибших за веру и поэтому автоматически попадающих в рай, минуя Страшный суд. В раю шахид находится в сказочно комфортных условиях. Его ожидает вкусная еда и напитки, в его распоряжение поступают семьдесят девственниц для обеспечения сексуального наслаждения. Вера мусульманских фанатиков в подобную перспективу позволяет преодолевать страх смерти и идти на гибель. Данный психологический комплекс активно используется террористическими группировками[13].

Смертник - 1. Человек, который приговорён к смертной казни. Камера смертников.

2. Тот, кто обречён или обрекает себя на близкую смерть[14].

 

 

 

 

1.2. Типология потенциальных террористов-самоубийц

Тема терроризма широко рассматривается самыми разными специалистами. Что говорит не только об актуальности вопроса, но и понимании большой угрозы террористической войны, которая ведется уже больше 10 лет. «Последние события показали, что потенциальных террористов у нас великое множество. И стать им может любой. Как говорят некоторые специалисты, в России ведется профилактическая работа по выявлению и предотвращению терактов в 3 направлениях:

1. Методы психологического тестирования и выявления лиц, склонных (в т. ч. легко манипулируемых) к террористическим актам.

2. Профилактика терроризма среди подрастающего поколения, ведущаяся на основе воспитания защиты против зомбирования и манипулирования (в т.ч. духовного).

3. Обучение бдительности и наблюдательности к возможным террористическим актам.

В статье «Психология терроризма» психотерапевт Р.Р. Грифуллин представляет  типологию потенциальных террористов-самоубийц: шахидов, камикадзе и др.

ТИПОЛОГИЯ:

1. Террористы-экзистенциалы. Необходимо признать, что в основе психотехнологии производства самоубийц лежит не только искусство манипулирования психопатологическим сознанием потенциального террориста-смертника, но и феномен экзистенции, присущий всем людям — скрытой способности людей жертвовать своей жизнью ради Великой Цели или Ценности (детей, отечества, Бога, Святого и т. п.) и на этой основе ощущать свою уникальную сущность и ценность. Это разновидность духовной формы проявления инстинкта желания собственной смерти. Неосознаваемое (замаскированное) любопытство к собственной смерти есть у всех. Только в состоянии экзистенции возможно истинное ощущение жизни и себя. Впрочем, именно эту способность организаторы терроризма и используют в своих психотехнологиях духовного и псевдорелигиозного манипулирования.

2. Террористы-психопаты. Если террористы-экзистенциалы действуют на основании высшей формы инстинкта собственной смерти, то этот тип основывается на низшем уровне инстинкта собственной смерти. Он проявляется в виде садомазохизма, психопатологической агрессии, маниакального синдрома и мании величия (прославиться на весь мир по телевизору, стать Святым, Избранным и т.п.) Именно они чаще всего стреляют во всяких «кеннеди и леннонов». Такой тип требует наименьшей обработки и манипуляции. Им достаточно указать на мишень воздействия и обосновать ценности, которые смертник «получит» после своей смерти.

3. Террористы-суицидники. Они страдают сильными депрессиями, благодаря которым у них отсутствуют ценности и смысл жизни (позитивные переживания и т. п.), которые привязывали бы их к жизни. Этот тип желает избавиться от этих страданий, выключив собственную жизнь. Организаторы терроризма просят их о том, чтобы это выключение произошло с «пользой» не только для них (суицидников), но и для других, т. е. в нужной для террористического акта ситуации. Этот тип как бы продаёт или жертвует своим суицидным желанием во благо терроризма. Организатор терроризма создаёт такие условия, чтобы усугубить суицидные желания своей жертвы и воспользоваться ими.

4. Террористы-инфантилы. Это часто безграмотные, инфантильные (не способные к учёбе и познанию) и неимущие фанаты (в частности религиозные), которые примитивно верят в существование «того света», где будет полное изобилие всяческих удовольствий и радостей. Только они забывают, что радость — это всегда продукт преодоления и дефицита, которого на «том свете» не будет. Их вера основана на нищете и голоде, которым они страдали в течение этой жизни. Организаторы терроризма всегда знают, что «кормить» таких смертников нельзя, чтобы они всегда имели желание «наесться» в раю. Среди этой группы много больных начальной формой олигофрении. Психотехнология манипулирования в данном случае основывается на когнитивных структурах (незнании и безграмотности жертвы)

5. Террористы-зомби. Это одна из самых распространённых технологий манипулирования, основанная на воздействии на психофизиологические структуры. В этом случае искусственно (часто скрытым образом, через систематическое и долгосрочное подсыпание наркотика в чай и супы) создаётся психологическая и физическая зависимость от психоактивных веществ (наркотиков, «травки» и т. п.) На этой основе развивается сильная депрессия, позволяющая «закачивать» в сознание информацию о враге, который является причиной всех страданий данной жертвы. Хотя главным врагом оказывается наркотик, о котором жертва пока не догадывается. Чрезмерное периодическое употребление наркотика постепенно приводит к деградации сознания и потере психического контроля, что способствует более эффективному проведению внешних раппортов и установок (т. е. наркогипноза и зомбирования) на проведение конкретных террористических действий. В этом случае смертницу всегда ведут (пасут) и лишь на заключительной стадии оставляют одну. Очевидно, что зомби чаще всего женщины, в силу того, что деградационные процессы, вызванные наркотиком, у них протекают быстрее, чем у мужчин.

6. Террористки-вдовы. Здесь особо следует выделить феномен, который назвали «феноменом вечно страдающей вдовы». Социально-психологические исследования показывают, что многие вдовы после смерти супругов очень долго, вплоть до собственной смерти, страдают депрессией. И часто это бывает связано не с чувствами вдовы к умершему, а затяжной депрессией, вызванной её алкоголизацией, которая началась со дня поминок. Иными словами, имеет место феномен вторичной депрессии, никоим образом не связанной со смертью супруга (первичная депрессия), а связанный с алкоголизмом вдовы. (Большинство непьющих вдов так не страдают). Хотя вдове может казаться, что все её страдания вызваны смертью супруга. Именно этот феномен используют организаторы терроризма.

Задача террористов — перехватить такую страдающую вдову из рук родственников и врачей и оказать «свою помощь». Её подсаживают на наркотики, чтобы снять муки страдания. Благодаря этому, по мере развития наркотической зависимости депрессия по мужу лишь усугубляется. На этой основе внедряются установки «отомстить за смерть супруга». Таким образом, в данном случае, профилактика терроризма будет основываться на том, насколько удастся перехватить вдову из рук опасных для неё «доброжелателей».

7. Террористы-солидарники. В этом случае чувство солидарности становится опасной психологической ловушкой для потенциального террориста-смертника. Он не должен подводить тех, кто уже ушёл в рай. Он должен так же, как и они, уйти из этого мира и «встретиться с ними в раю», так как они его там ждут. Психологами ещё не до конца изучен феномен солидарности. Но уже существуют методы нейро-лингвистического программирования, направленные на снятие зависимости от опасной солидарности.

8. Террористы-эксплуатируемые. До сих пор рассматривали потенциальных террористов-смертников, которые являлись жертвами манипуляции, и для них была характерна иллюзия самостоятельности принятого решения, поэтому смертник шёл на теракт благодаря «собственному согласию и желанию». То есть имело место скрытое воздействие со стороны манипуляторов-организаторов терроризма. В данном случае всё делается в открытую. Жертва не желает погибать, но в силу определённых причин (насилия, финансовой зависимости, деньги, льготы для своих родственников после смерти шахида, долга, штрафа, искупления грехов, ответственности, безысходности, дула пистолета за спиной, искупления за позор и т. д.) Кроме того, организуется всё таким образом, чтобы жертва была обречена идти на теракт. Так, например, у лётчиков-камикадзе отбирали парашют, шасси и т.д.

9. Террористы-гибриды. Необходимо отметить, что вышеприведённая типология условна и в действительности имеют место смешанные типы потенциальных террористов-смертников.

Исполнителей гипотетически можно разделить на следующие группы:

1. Прагматики, имеющие чисто финансовый интерес (Согласно латентному соц. опросу, есть такой процент, и он будет расти по мере ухудшения материального положения.)

2. Актёры, выступающие перед всем обществом. Эта группа удовлетворяет свои маниакально-психологические потребности благодаря СМИ. Стоит лишь прекратить освещать террористические акты в СМИ, как у них резко исчезнет интерес к террору.

3. Мстители за погибших родственников.

4. Психопатологические личности.

5. Национал-патриоты (ригидно-религиозные личности). Их число падает по мере получения ими объективной информации о месте и роли терроризма в обществе.

6. Психогенетические агрессивные самородки (феномен беспричинного терроризма).

7. Активисты движения типа «Народ против мафии».

8. Упреждающие действия рэкетиров.

9. Смешанный тип»[15].

Таким образом, подготовив словарь терминов и типологических список потенциальных террористов-смерников, журналист может подойти к разрабатываемой теме более профессионально. Сложность возникает при использовании терминов, потому что академических словарных статей недостаточно, их содержание значительно разнится друг с другом. При составлении современных словарей в статьи заносятся стереотипы, созданные средствами масс медиа. Так, например, в словаре «Террор  и террористы» термин «шахид» раскрывается как исламские террористы-смертники.

 

1.3. Аспекты вербовки террористов-смертников

Каждый россиянин, имеющий доступ к сети Интернет может стать террористом-смертником.  На 8 мая 2011 года при вводе в поисковой системе «Яндекс» словосочетания «Караван шахидов» предлагается 24 тысячи прямых ссылок на пособия для шахидов, видеоматериалы, литературу и даже «доски почёта» шахидов. Поисковая система «Google» предлагает пользователям на русском языке 120 тысяч ссылок, на турецком – 215 тысяч,  на английском – 757 тысяч, на арабском языке представлено 2 миллиона 220 тысяч ссылок со словосочетанием «الشهداء قافلة.

Традиция добровольного самопожертвования «воинов ислама» во имя Аллаха имеет давнюю историю – по меньшей мере, 800 лет. Фанатиков-самоубийц впервые использовали для своих целей основатели шиитской секты «ассасинов». Создал эту секту Хасан ас-Сабах. Именно его считают инициатором террора самоубийц[16].

Как орудие терроризма смертник - это практически идеальный инструмент: простой, недорогой и потрясающе эффективный. Тридцать лет назад подобное случалось крайне редко. Впервые в наше время террористов смертников использовала ливанская «Хезболлах» и «Тамильские тигры» на Шри-Ланке. Сейчас в городах Ирака, Пакистана и Афганистана смертники взрывают себя почти ежедневно, угрожая жизням мирных граждан.

«Их мотивы понять трудно. Ученые говорят, что они не поддаются классификации. Террористы-смертники могут быть богатыми и бедными, образованными и неграмотными, религиозными фундаменталистами и людьми светскими. Одни из них хотят отомстить за убитых в вооруженных конфликтах родственников,  другие ищут мученической смерти. Но, как бы то ни было, использование террористов-смертников ради достижения политических целей растет, в том числе - вербовка людей, не принадлежащих к боевикам, что является тревожной тенденцией. Что заставляет тикать живые бомбы?» - пишет  "The Globe And Mail", Канада[17].

Информация о работе Формирование образа террориста-смертника в Российских СМИ