Феномен толстого литературного журнала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Литературно-художественный журнал как социокультурный феномен меняется в историческом пространстве, отражая динамику социокультурных изменений в культурной политике государства, в обществе художественными средствами.С самого начала существования толстых журналов необходимо выделить главные типологические признаки, которые определяют лицо толстого отечественного журнала, не имеющего аналога в иных национальных культурах:
журнал в России есть собиратель, организатор нового литературного поколения;
российский журнал должен иметь свое идеологическое "направление";

Вложенные файлы: 1 файл

лутературно-художественная книга 1.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

Я думаю, проблемы с прозой возникают  из-за того, что толстые литературные журналы дотационные. С одной  стороны это даёт им возможность  отказаться от коммерческого ширпотреба, с другой – сваливаться в интеллигентскую  жвачку, которую невозможно читать, если тебе за это не платят.

Что касается отделов критики, то они  переполнены разборами книг тех  или иных писателей, что, конечно, очень  важно, но вот обзоров литературной ситуации на мой взгляд крайне недостаточно.

И ещё я заметил одну странность - журналы практически не откликаются  на положение литературных дел в  том городе, где они издаются. Единственное, что я нашёл, это  статью Владимира Шпакова «Полвека петербургской прозы: взгляд изнутри» почему-то опубликованную не в «Звезде» или «Неве», а в «Дружбе Народов». Ну и конечно, любое слово в адрес толстожурнальных соседей является табуированным. Опять же, очень по-человечески понятно, но литературу обедняет. Журналы, их удачи и оплошности, их литературная политика практически остаются без внимания.

Основные этапы исторической динамики развития литературно-художественных журналов с момента появления первого российского журнала, становления русского толстого журнала классического типа как самостоятельного социального института культуры:

1 этап начинается в январе 1755 года  с выхода в свет первого  русского журнала Российской  Академии наук  «Ежемесячные сочинения  к пользе и увеселению служащих»  и заканчивается началом эпохи  Н.М. Карамзина в журналистике, то есть публикацией его знаменитого  «Московского журнала». Этот период  зарождения литературно-художественных  журналов можно назвать докарамзинский;

2 этап – это время становления  классического русского журнала,  выделение его главных типологических  моделей,  формирование вокруг  журналов  политических пристрастий  и религиозных воззрений в  российской общественной мысли.  Начинается этот этап созданием  по сути первого журнала, соответствующего  современным представлениям о  журнале русского типа - «Вестник  Европы» под редакцией Н.М.  Карамзина и М.Т. Каченовского  и заканчивается закрытием по  цензурным соображениям «Отечественных  записок» в 1863 г. Этот этап  можно назвать этапом становления  русского журнала;

3 этап – это этап борьбы  идеологий, размежевания общества, подготовки революционного сознания  в кругах российской интеллигенции,  который можно назвать этапом  формирования революционного сознания.По времени этот этап начинается на рубеже веков и заканчивается полным крахом российской государственности в 1917г. Это этап трансформации российского толстого литературного журнала в доминанте своей в общественно-политический;

4 этап – это советский период  в истории развития толстого  журнала, внутри которого следует  выделить два периода: 

- период жёсткой регламентации  журнальной деятельности от 1 Всероссийского  съезда Союза писателей в 1934 г. и объявления основным методом  советской литературы социалистического  реализма до знаменитой «хрущевской  оттепели», начатой после выступления  Н.С. Хрущева на ХХ съезде  КПСС в 1956 г.;

- период расцвета толстого русского  журнала как нового типа советской  журнальной периодики, когда в  течение двух лет на всей  территории СССР были открыты  более 150 литературно-художественных  и общественно-политических журналов, ставших властителями дум самых  широких масс советской интеллигенции  и подготовивших новую революцию  90-х годов прошлого века. Это  время «Нового мира», «Нашего  современника», «Москвы», «Знамени»,  «Юности», «Урала», «Сибирских огней», «Простора», «Дона», «Кубани» и т.д.;

5 этап – постсоветский период  существования и «выживания»  журнальной периодики;

6 этап  зарождается: кроме традиционных  печатных изданий в бытовании  литературно-художественных журналов  определился переход на электронные  носители, от электронных версий  известных брендов до первых  оригинальных, самостоятельных электронных  изданий. 

 

  • Социокультурная сущность литературно-художественных журналов проявляется в том, что они являются

одним из важных механизмов воспроизводства  и передачи социального опыта, воплощенного в формах, наиболее актуальных для  читательской аудитории. Содержательные изменения в литературно-художественных журналах являются своеобразным отражением происходящих социально-экономических процессов. При этом  толстый журнал во все времена являлся институтом, формирующим общественное сознание, ценностный потенциал отдельной личности, неким механизмом, способствующим решению проблемы культурной идентификации человека как способа обретения духовной и эмоциональной устойчивости личности, выработки антропологических ценностей, осознания сопричастности к единой культурной общности, культурной политике государства, к национальной культуре.

  • При резком падении интереса к толстым журналам, активном наступлении «экранной культуры» и оттоке читающей аудитории в экранную форму восприятия искусства, как правило, превращающую реципиента в потребителя продукции массовой культуры, всё более возрастает влияние на процессы структурирования и функционирования печатных изданий аудиторной составляющей и её потребностей. Наибольшая эффективность в работе печатного органа достигается при совпадении информационной необходимости и информационных интересов аудитории, каждой конкретной личности.

 

При отсутствии в обществе стабильной системы духовных координат региональные литературно-художественные журналы ориентирует аудиторию на традиционные нормы взаимоотношений между человеком и окружающим миром, что имеет, безусловно, позитивное значение: позволяет индивидууму чувствовать себя защищённым, сопричастным некоему единому культурному пространству, общему «мы», формирует образы идентичности, что очень важно для человека, родившегося в эпоху ускользающих ценностей. Региональные литературно-художественные журналы являются уникальным в своем роде культурным явлением, оставаясь чуть ли не единственным культурным институтом – охранителем традиционных ценностей, единого культурного пространства России.

Необходимой составляющей литературно-художественного журнала  является качественный литературный текст. Художник, синтезируя социально детерминированное рациональное и эмоциональное отношение к реальности, выступает в качестве субъекта инновативно-креативной деятельности. Инноватор, основываясь на творческой интуиции и на социокультурном контексте, создает художественный мир,  генерирует никому не известную и никем не представляемую художественную реальность. Специфика диалогичности восприятия (рецепции) и сотворчества как завершающего компонента художественной культуры как коммуникативной и информационной системы способствует расширению сознания реципиента (читателя), что позволяет выводить на поверхность иррационально-бессознательное, выявлять лидирующие в культурном пространстве информационно-энергетические импульсы  коллективного бессознательного, порождать множественность смысловых вариаций текстовой и информационной игры.     

 

Итак, российский толстый литературно-художественный журнал это издание массовое, объединяющее в себе эстетическую, общественно-политическую  и научно-образовательную сферы, выражающее и консолидирующее общественное сознание, удовлетворяющее  культурные, социальные, духовные, эстетические, этические, а сегодня, в значительной мере,   и профессиональные запросы личности.

По формальным признакам современный  литературно-художественный журнал это:

во-первых, периодическое массовое издание, представляющее собой книжку, как правило, в мягком переплете, с указанием на обложке и титульном  листе названия, родовой принадлежности, порядкового номера, в содержании которой обязательно присутствуют, как минимум, два вида (жанра) литературно-художественного  текста: поэзия или проза и литературная критика или публицистика;

во-вторых, это постоянно действующий  творческий коллектив редакции во главе  с главным редактором (как правило, известным литератором), имеющий  постоянный юридический адрес, «портфель» рукописей, тематический и творческий планы, что позволяет осуществлять подписку, вести диалог с читателем, а также иметь свою собственную  политику, без чего литературно-художественный журнал как тип издания не имеет  смысла. Правда, в последнее время  редакция – это зачастую два-три  человека, а весь «портфель» – это  одно-два произведения близких знакомых;

в-третьих, это свой постоянный круг авторов, объединенных, прежде всего, сходными политическими, эстетическими и  литературно-художественными взглядами. Именно «круг» авторов определяет «лицо» журнала.

Несмотря на специфику и уникальность такого культурного феномена, как  российский литературно-художественный журнал, он имеет и общие для  всей журналистики черты:

  • отражает мир социальной реальности и творческое «Я» автора текста: журналиста, публициста, литератора;
  • несет на себе отпечаток источника информации;
  • создается с учетом типологических характеристик данного издания;
  • регулируется критериями, выработанными профессиональным журналистским сообществом.

 

Но всё же главным  типологическим признаком, выделяющим  толстый литературный журнал в отдельный  культурный феномен,  является наличие  в нем литературно-художественных текстов. Причем,  тексты эти должны быть доминирующими не только по качеству,  но и по количеству занимаемого ими журнального пространства. И важнейшей характеристикой толстого литературного журнала является  содержание и качество литературно-художественных текстов. Причем, ключевое словосочетание здесь «литературно-художественных». Под этим термином, в данном случае, мы подразумеваем классическое определение, данное еще М.М. Бахтиным. Журнал, как бы он себя ни называл, в котором нет литературно-художественных текстов или они не являются доминантными,  не соответствует этому типу издания.

Среди нашего типа изданий сегодня  явственно различимы как минимум  три основные группы:

- толстый классический литературно-художественный  журнал (большинство журналов рассматриваемого  нами типа). Эти издания в большей  степени заполнены литературно-художественными  текстами, как правило, без каких  либо фотографий или другого  изобразительного и иллюстративного  материала (иногда публикуются  небольшие фотографии авторов);

- литературно-художественный и общественно-политический журнал: здесь есть и толстые журналы («Дон», «Сибирские огни»), и тонкие («Диалог»). Отличаются от предыдущего жанра своей большей направленностью на освещение, зачастую в ущерб художественности, острейших общественно-политических проблем, значительным увеличением публицистических и новостных материалов. Многие журналы здесь балансируют на грани, иногда сваливаясь полностью в нишу общественно-политических  («Лица»);

- литературно-художественный, иллюстрированный: как правило, тонкий журнал («Огонек», «Смена»). Здесь иллюстрации играют важную, иногда доминирующую роль.

 


Информация о работе Феномен толстого литературного журнала