Типы и виды радиопрограмм. Новые сферы радиовещания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 17:21, реферат

Краткое описание

Радио как неотъемлемая часть жизни общества существует уже довольно давно. Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии) считается итальянский инженер Гульельмо Маркони (1895г.) в Италии, в России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова, в США изобретателем радио считается Никола Тесла, запатентовавший в 1893 году радиопередатчик, во Франции изобретателем беспроволочной телеграфии долгое время считался Эдуар Бранли. Но а кто и когда явил миру первую передачу, транслируемую с помощью радиоволн?

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 23.27 Кб (Скачать файл)

«Типы и виды радиопрограмм. Новые сферы радиовещания»

 

ВВЕДЕНИЕ

Радио как неотъемлемая часть жизни общества существует уже довольно давно. Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии) считается итальянский инженер Гульельмо Маркони (1895г.) в Италии, в России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова, в США изобретателем радио считается Никола Тесла, запатентовавший в 1893 году радиопередатчик, во Франции изобретателем беспроволочной телеграфии долгое время считался Эдуар Бранли. Но а кто и когда явил миру первую передачу, транслируемую с помощью радиоволн? Первую трансляцию радиопередачи, в её современном понимании, в Рождественский вечер 1906 года провёл "отец радиовещания" Реджинальд Фессенден. Таким образом, начиная с 1906 года, радиопередача начала своё существование. Разумеется то, что сегодня мы понимаем под словом «радиопередача», в корне отличается от своего прародителя.

 

ТИПЫ И ВИДЫ РАДИОПРОГРАММ

 

На сегодняшний день выделяют три типа радиопрограмм: информационные, аналитические и документально-художественные.

Информационные передачи на радио функционируют в контексте вещательного дня. Они прямо и опосредованно связаны с другими программами. Можно представить вещание и как непрерывный информационный поток. Информационная программа не существует сама по себе. Она лишь часть информационного потока, который постоянно дополняет, обогащает, развивает ранее прозвучавшую информационную картину мира. Это организованное по определенным законам и принципам отражение потока самой жизни во всей ее сложности, противоречивости и многозначности. Для выражения всего многообразия общественной жизни, наиболее важных, актуальных, значительных фактов, событий, явлений действительности, для удовлетворения ожиданий, запросов аудитории и звучат в эфире различные типы информационных программ:

– информационные;

– информационно-аналитические;

– информационно-музыкальные;

– информационно-развлекательные;

– информационно-рекламные.

Выпуски оперативной информации (например, «Последние известия») представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение. Они определяются значимостью информации и условно делятся на основные части по темам: политика, экономика, культура, спорт, погода, реклама.

Информационно-аналитические программы подводят, как правило, итоги вещательного отрезка. Они более объемны по времени и разнообразны по жанрам (в них могут звучать корреспонденции, интервью, обозрения, комментарии). Более активно выступает в них и ведущий.

Информационно-музыкальные программы (например, «Маяк») представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока. Обычно они делятся по темам: экономика, культура, события в Думе, в правительстве, спорт и т.д.

Информационно-развлекательные программы, характерные для зарубежного вещания, появились и у нас на коммерческом вещании.

Информационно-рекламные передачи используют рекламу в самых актуальных передачах радиоэфира – информационных. Поначалу практики остановились на следующей организации выпусков: реклама шла после окончания собственно информационных текстов, а не в середине самих выпусков. Потом она стала появляться и «внутри» событийной информации.

Информационные программы обладают рядом типологических признаков, которые присущи и другим программам вещания:

– постоянное место в эфире в вещательной сетке;

– постоянный объем звучания;

– фирменное оформление (музыкальная обложка, постоянные разбивки, рубрики);

– присутствие ведущего;

– жанровое разнообразие;

– анонс выпуска, краткое изложение наиболее важных тем. Но есть и ряд особенностей, характерных только для информационных программ:

– более частая периодичность выхода в эфир;

– мозаичность подачи материала (блоки).

Современные информационные программы характеризуются следующими чертами:

– постоянное расширение спектра информации;

– расширение тематики;

– большая острота и актуальность тем;

– большая свобода ведущего;

– ускорение речевого темпа подачи информации;

– обогащение лексики.

К непременным, постоянно проявляющим себя тенденциям развития информационного вещания нужно отнести:

– повышение оперативности;

– снижение объема официальных сообщений;

– увеличение объема рекламы;

– удовлетворение широкого круга интересов слушателей;

– повышение роли местного, регионального вещания.

 

Аналитические передачи называют также информационно-публицистическими. В таком определении отражены специфика профессиональных задач, особенности структуры материала и языка. «Информационный» – значит насыщенный принципиально новыми или повторяемыми, но сохраняющими актуальность социально значимыми фактами. «Публицистический» означает, что эти факты изложены через призму индивидуального восприятия и субъективных оценок журналиста, что личность журналиста, его нравственная, профессиональная позиции непременно открыты и откровенно выражены в материале. Но если в чисто информационных передачах самой главной задачей репортера является точное и четкое изложение фактов и событии, то в аналитических программах (где также необходимы объективность и точность) не менее важными становятся авторские оценки, выраженные с помощью различных средств, включая интонацию и прямое обращение к мыслям и чувствам аудитории. Факты, на которых построены аналитические материалы, являются своего рода строительным материалом радиожанра. Но, к сожалению, к такого рода передачам на радио обращаются редко, пожалуй, самым ярким примером будет служить ток-шоу «Поговорим» с Михаилом Веллером на «Радио России».

Документально-художественные передачи именуются также художественно-публицистическими, так как в них соединены информативное начало, авторская личностно-чувственная оценка и образное представление о человеке или событии. К радиопроизведениям такого типа относятся прежде всего радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон (документальная драма), и радиокомпозиция. Все они находятся на грани между собственно радиожурналистикой и радиодраматургией. Но анализ их структуры, характеризующейся синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов, показывает, что практически в каждом из видов, переплетаясь, в различных соотношениях фигурируют корреспонденция, беседа, интервью и репортаж. Документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, анализ реальных жизненных ситуаций соединяются в радиоочерке, радиорассказе, радиофелъетоне и документальной драме с широкими обобщениями, публицистическими отступлениями – авторскими комментариями и откровенным художественным домыслом. Следует подчеркнуть, что эти элементы равноправны в рамках этих жанров, ибо только в комплексе они позволяют добиться цели: воздействовать в полной мере и на разум, и на чувства слушателей. В основе подобных радиопроизведений лежат, как правило, достаточно яркие и неординарные случаи, факты, жизненные коллизии, но в центре, в фокусе журналистского, а следовательно, слушательского внимания всегда остаются человек – творец события, его дела, желания, поступки, действия и только через них переданные чувства и мысли. Радиоочерк, радиорассказ и документальная драма в отличие от информационных и информационно-публицистических передач показывают не столько внешние, пусть даже очень важные обстоятельства жизни, сколько ее глубинные, внутренние конфликты.

 

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ

 

Радио РЕТРО ФМ Биробиджан и ФМ-Биробиджан – коммерческие радиоканалы, входящие в состав ООО «Технорад». На сколько всем известно, любая коммерческая редакция живёт за счёт рекламы, которую выпускает в эфир в гораздо большем объёме, относительно любой государственной. Таким образом, в эфире обоих радиоканалов появляются лишь передачи информационного блока: новостные, развлекательные, музыкальные и рекламные.  

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша современная жизнь очень динамична. Это своего рода реакция на годы застоя, топтания на месте. Многое в ней, в ее животрепещущих проблемах, волнующих каждого из нас, рождено прежней жизнью. Такова диалектика проявления внутренних взаимосвязей, влияющих на ход общественных процессов, тенденции их дальнейшего развития.

Особенности нашей нынешней социальной жизни определяют и динамику современной журналистики, в том числе, естественно, и радиожурналистики. Радиовещание в России, как и другие средства массовой коммуникации, находится сейчас в активном поиске новых форм, новых моделей работы в эфире, нового общения с аудиторией. Современная радиожурналистика активно осваивает новые взаимоотношения со слушателями. Основные тенденции развития вещания – это увеличение объема новостных и авторских программ, разнообразие передач, рассчитанных на самые разные интересы аудитории, диалогизация вещательных форм и жанров, углубление анализа текущих политических и социальных процессов, усиление значения местного вещания, увеличение объема вещания коммерческих радиостанций, повышение роли ведущего, все большая зависимость радиоорганизации от властных структур и финансовых группировок. Эти тенденции определяют его дальнейший путь в бесцензурном эфире.


Информация о работе Типы и виды радиопрограмм. Новые сферы радиовещания