Сущность и порядок проведения делового спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является: изучение и рассмотрение основных характеристик делового спора, ознакомление с его сущностью и порядком проведения.
Задачи контрольной работы:
- ознакомиться с понятием «деловой спор»;
- рассмотреть сущность делового спора на конкретном примере;
- изучить порядок проведения делового спора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…2
1. Сущность делового спора………………………………………...………..…...…4
1.1. Понятие делового спора………………………………………………...……...4
1.2. Цели ведения спора и его предмет………………………………………….....6
1.3. Разновидности спора………………………….…………………….………….7
2. Подходы и приемы при ведении делового спора………………………..……..11
2.1. Подходы к ведению спора…………………………………………………….11
2.2. Тактические приемы…………………………………………………………...12
2.3. Запрещенные приемы в споре………………………………………………...15
3. Порядок ведения делового спора между руководителем и подчиненными….19
Заключение………………………………………………………..………………….21
Список использованных источников…………………………….…………………22

Вложенные файлы: 1 файл

печатать 1й лист!.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Подмазывание аргумента. Этот прием чем-то сродни предыдущему, только мишенью здесь является ваше самолюбие, самооценка. Особенно слабый довод, который может быть вами легко опротестован «подмазывается» комплиментом в ваш адрес. Если вы «купились», то довод, естественно опротестован вами не будет. Что и требуется… В связи с этим обращайте внимание на фразы типа: «Вы, как умный человек не станете отрицать…» или: «Всем хорошо известна ваша честность в принципиальных вопросах, поэтому вы….», или: «Человек, не столь интеллигентный, как вы не поймет мой аргумент, но вы…». Ну и так далее. Вам дают понять, что к вам лично относятся с особым уважением, выделяют вас из общей массы, признают ваши многочисленные достоинства. Особенно часто на этот «крючок» попадаются неуверенные в себе люди с заниженной самооценкой, сильно зависящее от мнения окружающих. Ссылка на возраст, образование, положение. Как правило, мы привыкли с уважением относиться к людям, старше нас, более образованным или стоящим выше нас на служебной лестнице. Мы априори считаем, что они всегда правы. И только очень независимые люди, не зависящие от стереотипов спокойно воспринимают тот факт, что любой человек может быть не прав в той или иной ситуации и не уступают в споре только лишь потому, что их оппонент занимает более высокое положение или годиться им в отцы. Вот наиболее типичное начало фраз, которое должно вас насторожить: «Вот доживете до моих лет…», «Сначала закончите институт, потом и поговорим…», «Займите мое место, тогда и будете учить, как надо…». Один из всемирно известных философов заметил по этому поводу: «…то же самое и в наших диспутах: важный вид, облачение, и высокое положение говорящего часто заставляют верить словам пустым и нелепым. Никому и в голову не придет, что у человека столь уважаемого и почитаемого нет за душой ничего, кроме этого уважения толпы…»[8].

Упор на противоречие между словом и делом. Действует  этот прием всегда безотказно. Как  только вы особенно удачно загнали  вашего оппонента в угол и у  него не остается других аргументов, он переводит разговор на противоречие между словом и делом. Имеется ввиду противоречие между вашими словами и вашими делами, между вашими взглядами и аргументами и вашими поступками или образом жизни вашим или ваших близких. Найти в жизни и поведении любого человека такие противоречия – плевое дело, жизнь вообще полна противоречий. Но, озвучив данный факт в данном конкретном споре, ваш противник буквально обезоруживает вас: очень трудно подобрать новые аргументы, все равно создастся впечатление, что вы оправдываетесь, а значит – не правы. Особенно «убийственным» данный прием становится, если в вашем споре есть свидетели. Почти наверняка благодарные зрители примут сторону вашего оппонента. Один из теоретиков психологии общения назвал данный прием «зажиманием рта», подчеркнув, что он не имеет ничего общего с честным спором за истину. Переход на точку зрения пользы или вреда. Тоже весьма распространенный крючок» у спорщиков-манипуляторов [8].

Такие доводы нередко  называют «карманными» из-за того, что  они всегда под рукой, лежат на поверхности и весьма удобны и выгодны в употреблении. Если вы поставили вашего оппонента в тупик особенно удачным доводом, то он ловко может перевести стрелки в область пользы и вреда. При этом вы, казалось бы, остаетесь в теме, но основным становится аргумент полезности для вас, организации, других людей и т.п. Ясное дело, ваш аргумент становится собственным отражением в кривом зеркале, ибо вопросы пользы всегда крайне относительны и расплывчаты. Понятно, что когда мы чувствуем, что данное предложение выгодно нам, хотя и имеет вредные и непредсказуемые последствия для кого-то другого, то мы скорее с ним согласимся. Этой слабостью человеческой натуры и пользуются нечестные спорщики. Они начинают давить на нас, делая упор на пользу, а не на истину. К сожалению, этот прием часто оказывает поистине гипнотическое действие на участников спора.

В любом споре всегда очень большое действие, хотим  мы того или нет, оказывает внушение. А в любом внушении основой  является интонации нашего голоса. Поэтому весьма распространенным аргументом нечестных спорщиков является самоуверенный, безапелляционный, решительный тон. Думается мне, что с этим приемом мы все сталкиваемся особенно часто. Практически каждый второй человек теряется, столкнувшись в споре с повышенными интонациями уверенности, напора, хамства, наконец. Человек, говорящий с апломбом, внушительным голосом всегда психологически давит на присутствующих, вне зависимости от смысла того, что он произносит. А мы, даже чувствуя себя правыми, начинаем сомневаться в своей позиции.

Интонация – великая  вещь, ведь она действует непосредственно  на подсознание. А уж если мы не чувствуем  себя до конца уверенно в своей  позиции спора, то одной интонации  достаточно, чтобы мы стушевались. Единственное спасение от этого приема – взять себя в руки и перевести спор от общих фраз к конкретным фактам. Язык конкретики, все-таки, меньше зависит от интонации и чувств.

 

    1. Порядок ведения делового спора между руководителем и подчиненными

Один из руководителей  банка при общении со своими подчиненными использовал строго приказной, не терпящий никаких возражений стиль. Надо отметить, что все сотрудники отдела – это знающие свое дело, умеющие работать высококвалифицированные специалисты, но, тем не менее, руководитель не учитывал это.

В данном случае наслоение  заданий, неумение или нежелание  определить приоритеты и последовательность выполнения заданий, требование выполнить  все сразу и при том срочно, то есть повышенные и необоснованные требования – все это имеет  отрицательный характер: нервирует работников, вносит отрицательный климат в отдел, что, безусловно, отбивает желание трудиться и не способствует качественному и продуктивному труду работников.

В условиях существования  определенных сложностей при устройстве на работу и в силу своей скромности, сотрудники долгое время не решались высказать претензии своему начальнику. Но такая ситуация продолжаться в скрытой форме бесконечно не могла, и в какой-то момент претензии были частично высказаны.

Ненормальная, накаленная обстановка в отделе, как и следовало ожидать, в итоге привлекла внимание высшего руководства банка. Здесь надо также отметить, что сам этот руководитель является хорошим работником и отлично выполняет свою работу, и просто увольнять его не было смысла, – хорошего специалиста не так-то просто найти. В этой ситуации была сделана попытка организовать откровенный разговор - беседу руководителя и его сотрудников, но, к сожалению, она должного результата не имела. Конечно, определенные улучшения появились, но в полной мере устранить конфликтную ситуацию не удалось. Поэтому для полной нормализации обстановки в отделе сейчас проводятся индивидуальные доверительные беседы с руководителем отдела и с каждым из сотрудников.

Причинами возникшей  проблемы являются:

- боязнь персонала  высказывать свое мнение;

- не прислушивание  руководителя к мнению работников  и плохая забота за позитивной  «атмосферой» в организации.

Необходимо знать, что:

- у участников полемики должна быть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание, единая платформа для нерешенных вопросов. Те, кто совершенно не понимает друг друга, не способны спорить и не способны прийти к согласию. Нереален спор с человеком, который отвергает основополагающие принципы, отказывается принять единый для данной среды базис, лежащий в основе форм ее жизни и коммуникации. Для спора нужна известная общность позиций противостоящих сторон, уходящая своими корнями в их чувства, веру, интуицию.

- участники спора должны разговаривать «на одном языке», т.е. не должна применяться сложная, не понятная для всех терминология;

- в споре надо вести себя достойно, уважительно по отношению друг к другу, не прибегать к нечестным приемам и уловкам, не допускать резкого тона, внимательно анализировать доводы оппонента, основательно аргументировать свою позицию. Если участники спора чувствуют себя как на войне, исходят из необходимости непременно «разбить противника», а не решить проблему, то они часто прибегают к некорректным приемам ведения дискуссии: могут грубо оборвать оппонента, унизить его оскорбительными выпадами.

 

Заключение

Совет Аристотеля: не спорить  с первым встречным, а лишь с тем, кто стремится к истине. Этим советом  не всегда можно воспользоваться, так  как интересы дела иногда не позволяют выбирать оппонента для дискуссии. Однако в тех случаях, когда оппоненты спорят не ради достижения истины, а ради того, чтобы "себя показать", можно прервать спор.

Тезис должен подходить  оппонентам. Это означает, что обсуждать вопросы в аудитории, не компетентной для их решения (из-за отсутствия необходимых знаний), по меньшей мере, бесполезно.

Нужно знать предмет  спора. Не следует категорично высказываться о вещах, которые вам малознакомы.

Нужно знать правила  логики. Иногда в споре мы чувствуем, что "что-то здесь не то", а что  именно, не знаем. В таких случаях используют знания логики, е помощью которых находят ошибки, а также убеждают других в том, что они рассуждают неправильно. Если рассуждение сложное, то для его анализа необходимо использовать символическую логику. Без этого установить правильность или неправильность рассуждения не всегда удается.

Спор — это не совсем безобидное мероприятие. Он может привести и к нежелательным последствиям. Поэтому следует уметь минимизировать возможный ущерб, причиненный этим явлением, и извлекать из него как можно

большую пользу. Главный  результат спора — это не сама по себе победа над противной стороной, а решение некоторой конкретной проблемы, лучше всего — 

обоюдоприемлемое ее решение. В этом случае о победе одной  из спорящих сторон можно говорить лишь в переносном смысле: когда в результате спора открывается истина, она становится достоянием обеих сторон, и «победа» одной из них имеет чисто психологический характер.

 

 

Список использованных источников

  1. Андреев В. И., «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)», М., 1995.
  2. Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. Вопросы философии. 1990.
  3. Поварнин С. И., «Спор: о теории и практике спора», СПб, 1996.
  4. Ивин А.А. Логика: учебник. – М.: Гардарики, 2000.
  5. Статья «Тонкое искусство спора»: http://www.Beautytime.ru
  6. Гришина, И.В., «Я и другие: общение в трудовом коллективе» – СПб: Лениздат, 1990.
    1. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. - М: Издательство

Альфа-Пресс, 2007. - 456 с.

        8. Столяренко  Л.Д. Психология делового общения  и управления. Учебник / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с. 

       9. Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2006.

      10. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика [Текст] / Л.Г. Павлова. – М: Высш. шк., 2000. – 278 с.

      11. http://www.uamconsult.com/book_365.html - [электронный ресурс];

 

 


Информация о работе Сущность и порядок проведения делового спора