Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 02:28, реферат

Краткое описание

Функциональные стили складываются из особых, присущих только им устойчивых лексических, синтаксических, морфологических, фонетических единиц, и, тем не менее, не могут быть жестко разграничены. Устойчивые единицы, характерные для одного стиля встречаются в текстах другого стиля. Подобного рода взаимопроникновение достаточно распространено и вызывает интерес у широкого круга лингвистов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Характеристика и языковые особенности научного стиля……………...5
1.1 Общая характеристика научного стиля речи…………………....5
1.2 Разновидности научного стиля…………………………………...7
1.3 Фонетика научного стиля…………………………………………7
1.4 Морфология научного стиля……………………………………...8
1.5 Синтаксис научного стиля………………………………………...9
2 Характеристика и языковые особенности публицистического стиля…..10
2.1 Общая характеристика публицистического стиля речи……….10
2.2 Жанры публицистики……………………………………………20
2.3 Лексические особенности публицистического стиля………….20
2.4 Синтаксические особенности публицистического стиля……...20
3 Сопоставительный анализ основных стилеобразующих элементов научного и публицистического стилей ……………..…………………..21
Заключение………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………......27

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей.docx

— 61.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

1 Характеристика  и языковые особенности научного  стиля……………...5

1.1 Общая характеристика научного  стиля речи…………………....5

1.2 Разновидности  научного стиля…………………………………...7

1.3 Фонетика научного стиля…………………………………………7

1.4 Морфология научного стиля……………………………………...8

1.5 Синтаксис научного стиля………………………………………...9

2 Характеристика и языковые особенности публицистического стиля…..10

2.1 Общая характеристика публицистического стиля речи……….10

2.2 Жанры публицистики……………………………………………20

2.3 Лексические особенности публицистического стиля………….20

2.4 Синтаксические особенности публицистического стиля……...20

3 Сопоставительный анализ основных стилеобразующих элементов научного и публицистического стилей ……………..…………………..21

Заключение………………………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………………......27

 

Введение

Русский язык, как и всякий развитой язык с длительной традицией, предоставляет богатейшие выразительные возможности, в том числе стилистические. Овладение этими ресурсами языка требует знаний, развитого лингвостилистического чутья и навыков.

Стилистические средства языка и приемы их использования складываются постепенно, представляя собой явление исторически изменяющееся. Не случайно с давних времен они начинают изучаться исследователями-учеными, писателями и деятелями культуры. Стилистические ресурсы современного русского литературного языка имеются на всех уровнях языковой структуры и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц.

Функциональные стили складываются из особых, присущих только им устойчивых лексических, синтаксических, морфологических, фонетических единиц, и, тем не менее, не могут быть жестко разграничены. Устойчивые единицы, характерные для одного стиля встречаются в текстах другого стиля. Подобного рода взаимопроникновение достаточно распространено и вызывает интерес у широкого круга лингвистов. Но взаимопроникновение стилей не может быть рассмотрено достаточно полно без выделения характерных черт каждого из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Характеристика и языковые особенности научного стиля

 

1.1Общая характеристика научного стиля речи

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно–научной деятельности, он принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер речи, строгий отбор языковых средств, стремление к нормированной речи. Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования, но создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного.

В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании им совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

Научный текст – это текст, понятный научному сообществу, текст, стилевые особенности которого не мешают восприятию научной информации, текст, самым точным образом передающий смысл. Научный текст должен выразить мысль ученого или группы ученых так, чтобы она была понята, причем, понята правильно, всеми работниками науки соответствующего направления. На этом пути текст встречает много препятствий.

1. Научная тематика текстов.

2. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность  изложения.

Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно–обобщенный характер речи проявляется в том, что в научных текстах существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах, часто используются неопределенно-личные предложения.

3. Логичность изложения.

Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

4. Точность изложения.

Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико–семантической сочетаемостью.

5. Доказательность изложения.

Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

6. Объективность изложения.

Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

7. Насыщенность фактической информацией.

Необходима для доказательности и объективности изложения.

Научная функционально – стилевая разновидность литературного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в монографиях, научных статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, научных докладаx, лекциях, учебной и научно-технической литературе, сообщениях на научные темы и т.д.

Здесь необходимо отметить ряд существенных функций, которые выполняет эта стилевая разновидность:

1) отражение  действительности и хранение  знания (эпистемическая функция);

2) получение  нового знания (когнитивная функции);

3) передача  специальной информации (коммуникативная  функция).

Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный стиль характеризуется рядом общих экстра- и интралингвистических особенностей, позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергается внутристилевой дифференциации.

Главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность изложения.

Данные экстралингвистические признаки объединяют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, более частные, стилевые черты: смысловую точность (однозначность выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения, безобразность, скрытую эмоциональность.

 

1.2 Разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

1)собственно–научный,

2) научно–технический (производственно–технический),

3) научно–информативный,

4) научно–справочный,

5) учебно–научный,

6) научно–популярный.

Реализуясь в письменной и в устной форме общения, современный научный стиль имеет различные виды текстов: учебник, справочник, научная статья, монография, диссертация, лекция, доклад, аннотация, реферат, конспект, тезисы, резюме, рецензия, отзыв.

Учебно–научная речь реализуется в следующих жанрах: сообщение, ответ (устный ответ, ответ–анализ, ответ–обобщение, ответ–группировка), рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение–пояснение, объяснение–толкование).

Многообразие видов научного стиля речи основано на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных).

 

1.3 Фонетика научного стиля

Научная информация в основном существует в письменном виде, поэтому роль фонетических барьеров невелика. За рамки нашего рассмотрения выходит тот факт, что современная наука интернациональна, научные сообщения слушают люди разных национальностей, для многих из которых язык доклада не является родным. Однако, научные тексты обычно весьма сложны с лингвистической точки зрения, сильно насыщены новой информацией, и новыми для слушателей лексическими единицами. Проблему правильного произношения новообразованных слов отнесем к фонетике.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Фонетико–интонационная сторона в устной форме научной речи не имеет определяющего значения, она призвана в основном поддержать стилистическую специфику на других уровнях. Стиль произношения должен обеспечить четкое восприятие слов. Этому же служит и относительно замедленный темп произношения. Понятийные словосочетания разделяются удлиненными паузами, чтобы адресат лучше воспринимал их смысл. Общий равномерно-замедленный темп речи также призван создавать благоприятные условия восприятия.

Фонетические особенности научного стиля сводятся к следующим: подчиненность интонации синтаксическому строю научной речи, стандартность интонации, замедленность темпа, стабильность ритмического интонационного рисунка. К особенностям произносительного научного стиля, как стиля книжного, относятся: ослабленная редукция гласных, отчетливое произношение безударных слогов (с приближением к буквенному произношению), произношение заимствованных и интернациональных слов с приближением к интернациональной норме и др.

1.4 Морфология научного стиля

Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк – хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить – к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить –расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят – перегонка производится; можно вывести заключение – выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67–85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим, уравнение, примет, вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Информация о работе Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей