Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:43, реферат

Краткое описание

Одной из черт Второй мировой войны стала активная информационная война советского и нацистского режимов. Москва активно использовала технические новинки XX века: радио, кинематограф, массовую печать. Великая держава активно изучали и использовали методы по воздействию на психику людей, их сознание и подсознание.

Вложенные файлы: 1 файл

пропаганда в ссср.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной  войны

Одной из черт Второй мировой войны стала активная информационная война советского и нацистского режимов. Москва активно использовала технические новинки XX века: радио, кинематограф, массовую печать. Великая держава активно изучали и использовали методы по воздействию на психику людей, их сознание и подсознание.

 
Постоянное влияние на людей, с  самого раннего возраста, включение  их в различные массовые детские, молодежные, женские, профсоюзные и  пр. организации. Постоянное вдалбливание в сознание лозунгов, тезисов. Жесткий контроль СМИ. Создание образа врага – внутреннего и внешнего. В СССР это были буржуазные плутократы. 

Помогали в мощнейшем информационном воздействии на людей, повсеместная ликвидация безграмотности, рост роли радио и кинематографа. Уже в тот период психологи знали, что люди делятся на две категории – легко внушаемое:

большинство (90-95%) и  небольшую категорию трудновнушаемых  людей. Работу ведут с обеими группами населения: для первой достаточно обычной простейшей агитации, идею изо дня в день упорно вдалбливают в головы, до тех пор, пока она не овладеет массами. Вторую группу увлекают более изощрёнными учениями, идеями.

 
Для безграмотных и полуграмотных  существовали плакаты, которые должны были самым простым образом объяснить суть явления, события.  
Огромную роль стал играть и играет до сих пор кинематограф. Фильмы несут в себе большой посыл убеждения. Их можно использовать, как во благо народа, так и для его разложения, обмана. К примеру, в СССР важнейшее значение играл соцреализм, когда жизнь людей идеализировалась. Он задавал высокую социальную и культурную планку, к которой были должны стремиться советские люди. Снимались фильмы о тружениках, историко-патриотические картины, например: «Стальной путь (Турксиб)» в 1929 года, «Александр Невский» 1938 года.

В 30-е годы в СССР стали исправлять ошибки и злоупотребления, которые были допущены после Октябрьской  революции 1917 года. Так, снизили давление на христианство, стали восстанавливать образы героев периода «проклятого царизма». Хотя ещё в 20-е годы считалось, что с «царским наследием» надо покончить полностью, в том числе и с Кутузовым, Суворовым, Ушаковым, Нахимовым, Румянцевым и т. д. Постепенно пришло понимание, что советского патриота надо воспитывать и на примерах дореволюционной поры. Были реабилитированы и великие деятели русской культуры – Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Чехов и т. д. 

 Часть работ советских художников носила сатирический характер, рисовали карикатуры гитлеровских лидеров, в частности Геббельса. Другие описывали злодеяния нацистов – грабежи, убийства, насилие. Их быстро распространяли по всему Союзу, на каждом заводе, колхозе, в вузах и школах, больницах, частях Красной армии, на кораблях флота, чтобы они затрагивали практически каждого советского гражданина. Бывало, что такие агитационные материалы сопровождались едкими стихами, авторами которых были поэты, такие как Самуил Маршак.

 
Для поддерживания боевого духа и в тоже время для определённого расслабления психики людей, были созданы пропагандистские поезда, агитационные бригады. Комплектовались передвижные бригады лекторов, художников, поэтов, певцов, артистов. Они ездили по всему Союзу, в том числе и на фронт, проводили беседы, лекции, показывали фильмы, организовывали концерты, и снабжали людей информацией о ходе войны.

 
Кино также играло огромную роль, именно во время войны были сняты  также знаменитые фильмы, как «Кутузов»  (1943 года), «Зоя» (1944 года), были сняты документальные фильмы.

Пропаганда СССР в годы Второй мировой войны как  в пределах страны, так и за границей, была удивительно успешной. За границей Москва смогла сыграть на симпатиях  народов мира к советскому строю  и народу, так пострадавшему от зверств нацистов.  

Внутри страны жесткая  дисциплина и обращение к глубоко  укоренившимся в людях чувствам любви к своей родине, отечеству  позволили Сталину проводить  настолько успешную военную кампанию, что в Берлине, Лондоне и Вашингтоне были сильно удивлены. Они считали, что СССР это колосс на глиняных ногах, который не выдержит удара вооруженных сил Третьего рейха. 
 
 
 
 

Информация о работе Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны