Роль социально-психологических знаний в общественной жизни и журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

В наше время методы социальной психологии имеют большое практическое значение. Потребность в социально-психологических исследованиях в условиях современного общества возникает во многих областях общественной жизни: в сфере экономических отношений, в средствах массовой информации, политике, сфере обслуживания. К социальной психологии обращаются также и специалисты в педагогике, юриспруденции, медицине, экономике, праве, политике, быту, науке, искусстве, религии, философии. Существуют большие возможности использования прикладной психологии и в средствах массовой коммуникации: печати, телевидении, радио.

Вложенные файлы: 1 файл

работа по аполон знания.docx

— 25.33 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южный федеральный университет»

 

 

Факультет филологии и  журналистики

 

 

Контрольная работа по теме «Роль социально-психологических знаний в общественной жизни и журналистике»

 

Выполнила студентка 5 курса 

заочной формы обучения

Попова М. А.

                                                             Преподаватель:

Аполлонова Л.П.

 

Ростов-на-Дону

2014

 

В наше время методы социальной психологии имеют большое  практическое значение. Потребность  в социально-психологических исследованиях  в условиях современного общества возникает  во многих областях общественной жизни: в сфере экономических отношений, в средствах массовой информации, политике, сфере обслуживания. К социальной психологии обращаются также и специалисты в педагогике, юриспруденции, медицине, экономике, праве, политике, быту, науке, искусстве, религии, философии. Существуют большие возможности использования прикладной психологии и в средствах массовой коммуникации: печати, телевидении, радио.

Промышленное  производство является одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. И в первую очередь социальная психология решает проблемы формирования производственных коллективов.

Раскрыть психологический  климат можно, обозначив как минимум  три ряда отношений:

1.    отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью);

2.    отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

3.    отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).

Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении  людей, так и в различных системах их отношений, постольку не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования психологического климата. Социальный психолог в каждой конкретной ситуации творчески подходит к составлению набора методик. Он может комбинировать при этом методику наблюдения, интервью, специальные приемы установления стиля руководства и т.д. В области отношений по горизонтали обычно выделяют исследование характера деловых отношений между членами коллектива, а также межличностных отношений.

Социальная психология также  занимается проблемой управления.  Самостоятельный блок проблем в связи с психологией управления представляет относительно новая область социальной психологии, получившая название «организационное развитие». Эта проблематика возникла первоначально не в недрах социальной психологии, в ее создании принимали участие и виднейшие социологи, и социальные психологи: А.Маслоу, Ф.Херцберг, К.Арджирис и др. Исследования в области организационного развития начались с повышения квалификации управленческого персонала. В ходе этой работы выяснилось, что изолированно обеспечить более высокую квалификацию сотрудников не представляется возможным. Окружающая среда, в условиях которой работают организации, стала настолько сложной, что организация вынуждена все время приспосабливаться к меняющимся условиям. В самом широком смысле слова организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций.

Перед психологом встает задача обеспечения трех видов изменений: 1) «изменение» людей, что подразумевает  изменение стиля их поведения  в соответствии с новыми условиями  в организации, их квалификации, ценностных ориентации и т.п.; 2) изменение управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд и пр.; 3) изменение самой структуры организации, что предполагает изменение ее целей  для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникаций и т.д.

Система средств  массовой информации невозможно представить без использования социально-психологических знаний. Объектами прикладных исследований являются коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В целом ситуацию, сложившуюся в области прикладных исследований сферы массовой коммуникации и пропаганды, нельзя считать удовлетворительной: важность таких исследований осознается и специалистами, и заказчиками, особенно в современных условиях, когда роль средств массовой информации многократно возрастает. К социально-психологическим исследованиям в области массовой коммуникации тесно примыкают и исследования в области рекламы. Их оживление в последние годы тоже заметно в связи с новыми запросами практики. Методы, которыми активно пользуется социальная психология, нашли свое применение и в работе средств массовых коммуникаций. Весь набор этих методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Методы же исследования можно поделить на методы сбора информации и методы ее обработки. Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Все эти методы активно используют журналисты в своей повседневной работе.

Искусство убеждения  посредством речи и способы повышения  воздействия текста сообщения –  те социально-психологические знания, без которых невозможно представить  процесс работы журналиста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для XIX в. взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автоматически изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клаппера), что никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности наиболее важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований относительно роли установок аудитории в восприятии информации. Легко видеть, что каждое из обозначенных здесь направлений исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане повышения эффективности средств массовой информации. Полезным для журналистики оказалось и знание о невербальных коммуникациях, которые, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Знания общих законов коммуникации, закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, помогают журналисту в его работе, в достижении поставленных перед ним профессиональных целях.

В исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно вторгается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации.

Как и во многих других странах, основными задачами психологической  службы в школе являются помощь в  обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений  в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач  принимают участие и сами работники  школы, и родители, и психологи  различных специализаций, прежде всего  в области возрастной и педагогической психологии.

В области психологического просвещения учителей и родителей  социальный психолог концентрирует  свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах  юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей  разного пола.

Одна из относительно новых  сфер приложения социальной психологии – сфера научной деятельности. В сложной системе современной науки организация исследований и управление ими постоянно требуют решения вопросов, связанных с психологическими механизмами и закономерностями этой системы. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, поскольку производство знаний является результатом работы множества людей на исследовательских «комбинатах». В соответствии с этим существенно изменяется тип исходной социальной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это, скорее, исследовательский коллектив. В таком коллективе возникает чрезвычайно высокая интеграция его членов, все чаще рождаются собственно коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые решения, групповая экспертиза и т.д. Субъектом исследовательского труда становится малая группа. Главная из стоящих здесь проблем – выявление специфики такого вида деятельности, как «коллективная научная деятельность». Для традиционной психологии такой вид деятельности содержит очевидное противоречие: эта деятельность является одновременно и совместной, и творческой, тогда как в традиционной психологии творческая (и, соответственно, научная) деятельность всегда рассматривалась как индивидуальная. Подход к решению этих вопросов содержится в «программно-ролевом подходе» к исследованию науки, разработанном в отечественной социальной психологии М.Г.Ярошевским. Одна из основных идей этой концепции заключается в том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли: «генератор», «критик», «эрудит» и др.

Прикладные исследования и практическая работа социального  психолога в сфере политики – относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г.Лассуэлллу, относятся к 30-м гг. Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое. Зачастую психологи работают консультантами у какого-либо крупного политического деятеля. Осознание необходимости психологической поддержки постепенно распространяется среди политических деятелей. В нашем обществе это осознание пришло вместе с радикальными преобразованиями в разных сферах жизни общества, с изменениями экономических и политических структур, с возникновением совершенно новых отношений, в том числе в политической сфере, например в период избирательных кампаний. Поэтому постепенно формируются проблемы и методы работы психолога в этой области.

Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следующие направления.

1.    Участие в разработке и принятии решений (с учетом фактора восприятия этих решений гражданами).

2.    Второе направление практической деятельности психолога – это систематический анализ динамики общественного мнения.

3.    Третье направление – это прямое консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями. Работа, которая выполняется при этом, сходна с работой в рекламе: она обозначается как создание имиджа, т.е. определенного образа.

4.    Четвертое направление работы – создание психологических портретов оппонентов, а в более широком смысле – психологическое обеспечение различного рода переговоров.

Медицинская практика, связанная с предупреждением, диагностикой и лечением различных заболеваний, пожалуй, еще раньше, чем образование, оказалась самым тесным образом связанной с использованием психологических знаний. С древнейших времен было замечено, что успешность лечения прямо зависит от того, поверит ли больной в возможности врача, в излечимость его заболевания. На протяжении нескольких тысячелетий тело и душу человека лечили не только медики, но и представители различного рода вероучений, например с помощью разного рода культов, обрядов. Все они активно использовали знания о психологии человека и оказывали психологическое воздействие на него, с тем чтобы избавить от разного рода недугов, переживаний. Более того, начиная с XVIII в. некоторые врачи стали добиваться даже официального признания в медицине методов психологического воздействия на человека с помощью внушения, гипноза именно как методов терапии или лечения различных заболеваний и к началу XIX в. добились этого.

Таковы основные современные  направления практического применения социальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Н.Н. Богомолова. Социальная психология массовой коммуникации http://www.takelink.ru/knigi_uchebniki/nauka_obrazovanie/92343-nn-bogomolova-socialnaya-psihologiya-massovoy-kommunikacii.html
  2. Л.Я.Гозман Психология эмоциональных отношений http://log-in.ru/books/psikhologiya-emocsionalnykh-otnosheniiy-gozman-l-ya-obshaya-psikhologiya/
  3. Е. Дубовская, О. Тихомандрицкая О СТРАТЕГИЯХ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/39.php

  1. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе PDF. Москва: ДатаСтром, 1992.
  2. Свенцицкий А.Л. Социальная психологияУчеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 336 с.

 

 

 


Информация о работе Роль социально-психологических знаний в общественной жизни и журналистике