Пражурналистские и раннежурналистские явления в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:42, доклад

Краткое описание

Когда основой для массовых информационных коммуникаций стало развитие письменности, практически тот час же в обществе появились и люди понимавшие необходимость эффективного массового информирования и использовавшие приемы и методы этой работы.
Так, например, уже в древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей употреблялись стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Новый документ.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Пражурналистские  и  раннежурналистские  явления  в обществе

 

Когда основой для массовых информационных коммуникаций стало развитие письменности,  практически тот час же в обществе появились и люди понимавшие необходимость  эффективного массового информирования и использовавшие приемы и методы этой работы. Так, например, уже в древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей употреблялись стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т.д. Далее эти дощатые щиты – таблицы складывались в архив. При Гае Юлии Цезаре стали оперативно сообщать о решениях сената с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения. При императоре Августе на досках начали публиковать и светскую хронику. Были и рукописные издания, которые выходили ежедневно и содержали сведения о жизни государства, общественных событиях, войнах, играх и т.д. Созданный по распоряжению Цезаря еженедельник «Комментариус рерум новарум» ( «Записки о новых событиях») переписывали 300 рабов.

 Использовались стены домов и для надписей информационно – рекламного содержания – в частности в них сообщалось о гладиаторских боях.

  При раскопках Помпей было обнаружено более восьмидесяти таких надписей. Одна из них гласила: «31 мая в Помпеях выступят гладиаторы эдила Авла Светтия Церта. Под навесом амфитеатра состоится травля диких зверей. Удачи всем бойцам из школы императора Нерона! Писал Секунд; стену белил Виктор; помогал Всесбин; по поручению (неразборчиво)». Часто публику извещали о том, по какому поводу организуются игры, сколько гладиаторов выйдет на арену и что еще будет предложено вниманию зрителей: в программу могли включить, например, помимо борьбы гладиаторов, еще и праздничное шествие. Порой заманивали посетителей уверениями, что, мол, обьявленная труппа борцов «приводит в восхищение весь мир».

Таким образом, античная культура вплотную подошла к созданию института  журналистики, т.е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. Но стены и камни, и появившиеся  папирусные свитки, и дорогостоящий  пергамент – это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»). На рубеже первого и второго веков новой эры переживает расцвет римская сатира (Ювенал, Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V-Xвека нашей эры) на сознание и поведение аудитории воздействуют нравоучительные трактаты и проповеди, которые также как и книги переписывались от руки.

Западноевропейская рукописная книга.

Центрами книжной культуры в раннем средневековье стали монастыри.

Скрипторий ( мастерская по переписыванию  книг) и библиотека стали обязательной частью любого средневекового монастыря. Недаром сложилась поговорка  «Монастырь без книжного шкафа –  как крепость без арсенала» (Claustrum sine armario est quasi castrum sine armamentario).

В VII-X вв. в Западной Европе было построено множество монастырей, где усердно переписывались книги. Прекрасные каллиграфы и мастера книжного оформления создали там немало изумительных памятников книжного искусства. Располагая мастерскими, библиотеками, школами, монастыри естественным образом стали центрами культуры и религиозного просвещения.

Переписывание церковных книг приравнивалось к апостольскому подвигу, а имена  некоторых переписчиков после их смерти были окружены легендарным ореолом. Не каждому монаху позволялось браться за такое богоугодное дело. Переписыванием занимались не только молодые грамотные монахи, но и почтенные члены монашеских орденов, нередко даже сами аббаты. Некоторые из них успевали выполнить гигантскую по объему работу. Каллиграф Фульдского, затем Регенсбургского монастыря Отло (1010-1070) за свою жизнь переписал девятнадцать Требников, три Евангелия, Псалтырь, шесть других книг религиозного содержания, и все они были богато украшены инициалами, заставками и т.п.

Однако расцвет монастырских скрипториев  длился недолго. В 1291 г. в знаменитом некогда своими великолепными рукописями Мурбахском монастыре уже не осталось ни одного грамотного монаха. В Санкт-Галленском монастыре неграмотными были и монахи, и сам  настоятель. В других обителях на скриптории смотрели уже просто как на источник дохода. Переписчики не обращали внимания на каллиграфию, оформляли книги неряшливо. Дорогой и дефицитный пергамент для книг добывали, уничтожая библиотеки: оттуда, как со склада, брали фолианты, расшивали их, смывали или соскребали текст и вписывали новый, пользовавшийся спросом на книжном рынке.

Надо сказать, что еще в раннем средневековье инициатива в книгоиздательском  деле не всегда принадлежала церкви. Светские власти также занимались им. В правление франкского короля, затем императора Карла Великого (768-814) Франкская держава, созданная династией Каролингов, не могла бы функционировать без грамотных людей. Карл Великий заставлял свою родню и все окружение учиться грамоте. По его инициативе при дворе была собрана богатая коллекция книг античных и средневековых авторов.

По примеру дворцовой академии расширили свою деятельность монастырские школы и скриптории. Там стали  переписывать не только религиозную литературу, но и произведения поэтов, философов, ученых, ораторов древности. Благодаря этому до нас дошли труды Тацита, Светония, Саллюстия, Цицерона, Вергилия, Тита Ливия и многих других античных авторов.

При Карле Великом и его ближайших  преемниках высоко поднялось искусство оформления книг. Тогда же была проведена реформа письма. В скрипториях преобладающим шрифтом стал ясный и приятный для глаза каролингский минускул, подобие латинского шрифта античной эпохи.

Параллельно существовала и народная культура, далеко не во всем подчиненная влиянию христианства. Создавались героические эпосы: «Песнь о Нибелунгах», «Сказание о Беовульфе» и другие, слагались песни и сказки, развивалось изобразительное искусство.

Росли и расцветали города, развивались  ремесла и торговля. Это обостряло потребность в грамотных, образованных людях для ведения торговой документации, работы в городском самоуправлении, устройства дел в ремесленнических цехах. В результате возникло совершенно новое явление – городские школы, отличавшиеся от церковных и монастырских и по программе, и по составу учащихся. Здесь занимались выходцы из самых различных слоев общества – рыцари, горожане, крестьяне.

На основе некоторых из этих школ в XII в. стали формироваться университеты, сыгравшие затем выдающуюся роль и в истории книги.

В XI в. в итальянском городе Салерно  открылось первое в Европе высшее медицинское учебное заведение. Старейшими в Западной Европе университетами считаются Болонский (возник в 1119 г.) и Парижский (официально учрежден в 1200 г.). В начале XIII в. возникли Кембриджский и Оксфордский университеты в Англии и Саламанкский в Испании. В 1400 г. в Европе  действовали уже 55 университетов.

Первые уставы, регулировавшие издание  и распространение книг, были обнародованы Болонским университетом (1259-1289 и 1334) и парижской Сорбонной (1275 и 1316). Согласно этим документам, подготовка, размножение и распространение рукописных книг были поручены университетским чиновникам – так называемым стационариям. В мастерских по переписке работали обычно несколько мастеров и подмастерьев: переписчики-скрибы, каллиграфы, рубрикаторы, иллюминаторы, миниаторы, переплетчики. Они объединялись в цехи и гильдии. Уже в 1292 г. в парижских податных списках числятся 24 переписчика книг. В первой половине XV в. книготорговцы и ремесленники, изготовлявшие книги, занимали в Париже целый квартал, получивший название Латинского. О дороговизне книг можно судить по таким примерам: в X в. графиня Анжуйская приобрела сборник проповедей за двести овец, три бочки зерна и несколько куньих шкурок; в Испании за один манускрипт отдавали несколько домов с виноградниками. Школьный учебник стоил больше двух телят.

Основным писчим материалом в средневековье  служил пергамент. На раннем этапе его  иногда красили, обычно в пурпур, писали золотом или серебром. Широкое распространение получили так называемые палимпсесты – пергаменты, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем написан новый. К этому способу в Европе прибегали еще во времена раннего средневековья. В результате подверглось соскабливанию множество ценнейших текстов, особенно античных. Инструментом для письма, как и в античности, служили калам и птичье перо – сначала в равной степени, а затем писцы перешли в основном на птичьи перья. Пользовались и металлическими перьями, но редко, так как они были слишком жесткими. Эластичные стальные перья были изобретены лишь в конце XVIII в., а массовое их производство и вовсе началось только лишь с середины XIX в.

Для разлиновки листа употреблялись  острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит.

В середине века было известно несколько  рецептов приготовления чернил. Главными компонентами служили черный орех (дубовый  нарост), сульфат меди и гуммиарабик. Густые черные чернила той эпохи были по качеству выше античных – их не так легко было смыть. Но на рынок попадали в весьма незначительном количестве, так как скриптории и канцелярии изготовляли чернила лишь для собственных нужд. Чернильницей служил рог, вставляемый в специальное отверстие в столешнице. Существовали и переносные металлические чернильницы. Широко применялись цветные чернила, особенно – красные, приготовленные, как и в античности, на свинцовой основе. Они давали четкий алый цвет. Пользовались также зелеными, голубыми и желтыми чернилами, реже – фиолетовыми.

Первая стадия изготовления книги  – выделка пергамента. В скрипторий обычно попадал пергамент невысокого качества – недостаточно гладкий, с  жировыми пятнами. Выделку его поручали монаху не из числа грамотных. Он проверял весь запас, сортировал его и годные листы нарезал по трафарету. Потом выскабливал пергамент ножом или пемзой, заклеивал трещины специальным клеем (сохранился даже рецепт такого клея). Затем начиналась вторая стадия – разлиновка. Для этого использовали циркуль, линейку и грифель или карандаш. В большинстве рукописных книг текст расположен в два столбца, и каждый обрамлен тонкими бледными листьями. Размещению текста на листе придавалось большое значение. Площадь полей и текста распределялась в соответствии со строгими правилами композиции. Непременно оставлялись места (обычно – обрамленные) для миниатюр, инициалов, виньеток и прочих элементов украшения. И только после этого за работу брался каллиграф-переписчик, следуя особым правилам письма.

Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты – миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Миниатор (лат. minium-сурик, красная краска) – художник, рисовавший цветные иллюстрации, миниатюры, инициалы; заголовки, отдельные строки – «рубрики» и т.п., - раскрашивал красным рубрикатор (лат. ruber-красный). Иногда инициал или миниатюру иллюминировали сусальным золотом. Мастерами оформления сначала были монахи, но с XIII-XIV в. все чаще этим стали заниматься художники-миряне.

Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу – все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги. Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга») или вообще без них.

Так как книги оставались дорогими, их хранили бережно, вкладывали в  прочные, массивные обложки. На переплетные  крышки шли доски твердого дерева (отсюда выражение «прочитать книгу  от доски до доски»), они обтягивались кожей или пергаментом, реже – материей (бархатом) и украшались тем или иным способом.

Для предохранения от пыли книгу  снабжали металлическими застежками (лат.fibula) или тесемочками. Иногда ее обтягивали своего рода чехлом – камизой; часть  его составляла обычная оболочка книги, а дальше как бы полуоткрытый футляр. Его завязывали ремешком из цветной кожи и таким образом книгу можно было подвесить к поясу или седлу.       

Вспомним, что бумага в свое время  попала из Китая в Европу через  «арабский мост». Уже в XI в. в Европе, на территории Испании, неподалеку от Валенсии, в арабском городе Хатива начали изготовлять бумагу. Древнейшая из сохранившихся до нашего времени книг, написанных на бумаге, находится также в Испании в одном из монастырей близ города Бургоса: это Требник начала XI в.

В середине XIII в. бумажная промышленность возникла в Италии – в городе Фабриано, и вскоре итальянская бумага составила серьезную конкуренцию  арабской.

В начале XIV в. бумажные фабрики появляются во Франции – в Труа, затем в Германии – в Нюрнберге, в Хемнице, в Равенсбурге; в середине XV

в. немецкая бумажная промышленность и по масштабу, и по качеству продукции  оказалась лидером. В других европейских  бумажная промышленность возникла позже: в Англии – в конце XV в., в Швеции, Дании и Голландии – в начале XVI в., хотя здесь пользоваться бумагой стали еще в XIV в. В деревянной или каменной ванне (ролле) тряпье рубилось на мелкие части, перемалывалось и варилось в чане. Массу зачерпывали специальным черпаком и выливали в прямоугольное сито, одновременно формируя лист. Листы выкладывали на сукно, сушили, разглаживали. Затем листы опускали в котел с желатином, чтобы бумага не пропускала чернила. Стремление оградить свою продукцию от подделок побудили бумажников применять как своеобразные фирменные знаки – филиграни – изображения или литеры из тонкой проволоки, припаиваемые к сетке бумажной формы для получения соответствующих знаков, ясно различимых на свет. Изображались: гербы, звери, цветы и т.д.

Новый материал позволил увеличить  количество книг. С середины XIV века стала применяться ксилография, когда на деревянной доске вырезали зеркально рельефное изображение или текст, затем на рельеф тампоном наносили краску, а печатник прижимал к этой доске лист бумаги, легко приглаживая ее щеточкой или специальной кожаной подушкой. Массовый выпуск книг путем ксилографии значительно удешевил книгоиздание. А вслед за распространением производства бумаги в Европе появилось и книгопечатание, изобретенное в г. Майнце в 1450 г. Иоганном Гутенбергом  (родился между 1394-1400 г., умер в 1468 г.).

Изготовление печатных литер в  технике Гутенберга происходило  следующим образом:

  1. На пластине твердого металла вырезалась буква в зеркальном изображении или выпуклую, или углубленную.
  2. Выпуклая- ее заливали гипсом, снимали форму, а затем делали металлические литеры.
  3. Углубленная – изображение заливалось металлом. Сплав: 70 ч. свинца, 25 ч. олова, 5 ч. сурьмы – «гарт». Чернила для печати: смесь сажи и олифы.

Информация о работе Пражурналистские и раннежурналистские явления в обществе