Первоначальные этапы развития книговедения в России. Элементы теории книговедения в трудах В.Г. Анастасевича и В.С. Сопикова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:10, реферат

Краткое описание

Книговедение есть приведенное в систему научное знание о книге как объективном явлении социальной действительности: о природе и сущности книги, о логических и исторических формах, процессах и закономерностях ее существования, движения, развития и функционирования; метод получения нового знания о книге; способ организации результатов познания книги либо в теоретические компоненты и элементы книговедческого знания (категории, понятия, определения, суждения, концепты, концепции, теории), либо в теоретически осознанные правила, приемы, процедуры - т.е. методики - практической (предметно-преобразующей)

Содержание

Введение
1. Зарождение книговедения в России
2. А.И. Богданов и его роль в становлении книговедения
3. В.С. Сопиков
4. В.Г. Анастасевич
5. Элементы теории книговедения в трудах В.С. Сопикова и
В.Г. Анастасевича
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оригинал реферата.docx

— 45.58 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Московский  государственный университет печати им. И. Федорова

Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра книговедения и пропаганды книги 
 
 
 

Реферат по дисциплине общее книговедение

    Тема

    Первоначальные  этапы развития книговедения в России.

    Элементы  теории книговедения в трудах

    В.Г. Анастасевича и В.С. Сопикова.  
 

Выполнила: Храмова А.

студентка группы Дкир2-1

    Проверила: Сухорукова Е. М. 
 
 
 

    Москва 2012.

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Зарождение книговедения в России

2. А.И. Богданов и его роль в становлении книговедения

3. В.С. Сопиков

4. В.Г. Анастасевич

5. Элементы теории  книговедения в трудах В.С.  Сопикова и

В.Г. Анастасевича

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

    Книговедение  есть приведенное в систему научное  знание о книге как объективном  явлении социальной действительности: о природе и сущности книги, о  логических и исторических формах, процессах и закономерностях  ее существования, движения, развития и функционирования; метод получения  нового знания о книге; способ организации результатов познания книги либо в теоретические компоненты и элементы книговедческого знания (категории, понятия, определения, суждения, концепты, концепции, теории), либо в теоретически осознанные правила, приемы, процедуры - т.е. методики - практической (предметно-преобразующей) книговедческой деятельности в той или иной сфере книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического) как способа существования реальной, действительной книги в ее книговедческой целостности.

    Основная  историческая закономерность развития книговедения заключается в том, что, формируясь как многосоставная наука, в конце ХIХ - начале. ХХ вв., оно долгое время существовало и развивалось как сумма отдельных дисциплин, слабо взаимодействовавших в русле общей тенденции к дифференциации научного знания.

    Эту закономерность подтверждает фиксированная  история и современное развитие библиографоведения, библиотековедения, истории книги, теории редактирования, теории художественного конструирования книжного издания, библиополистики (книготоргового книговедческого знания).

     Как говорил известный советский  книговед и историк русской библиографии Н.В. Здобнов, «без рациональной теории не может быть и рациональной практики, а теория является результатом исторических обобщений коллективного опыта». Именно так может быть выражена сущность диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности трех уровней на которых наука изучает свой объект (исторического, теоретического, методического), и определена конечная цель любой науки - совершенствование соответствующего вида общественной практики.

    История книговедения наряду с теорией и  методикой является равноправной составной частью науки о книге, которая в начале XIX века в России характеризовалась тремя особенностями:

1) становление систематического библиографического знания;

2) описание исторического развития книжного дела;

3) заимствование готовых концепций из европейских источников.

     В конце XVIII – начале XIX века европейское книговедение переживало так называемый «библиографический период», причём библиография понималась как история печатной и рукописной книги. В России же книговедение представляло собой компиляцию западноевропейских идей и концепций.

     Предмет истории книговедения - исследование исторического процесса и выявление  ведущих закономерностей и тенденций  формирования книговедческого знания. Поэтому целью данной работы является исследование становления книговедения на первоначальных этапах, а также выявление значения трудов В.С. Сопикова и В.Г. Анастасевича в развитии науки о книге как объективном явлении социальной действительности.

 

     1. Зарождение книговедения  в России.

     Для отечественной науки о книге  всегда было характерно обращение к  зарубежному опыту. На первых порах  это было непосредственное усвоение его и переработка применительно  к своим задачам.

     Первым теоретиком книговедения считают основоположника  австрийской библиографии Михаэля Дениса (1729-1800). Ему принадлежит первая книговедческая монография. Сначала она называлась «Очерк библиографии» (1774). Впоследствии он переработал ее, объединив со своей монографией «Очерк истории литературы» (1776), и в 1777-1778 гг. издал под общим названием «Введение в книговедение». Именно в названии этого труда впервые появляется термин «книговедение».

     Появление термина «библиология» связано с именем Луи Коста  для обозначения книговедческого знания. В 1800г. он в Центральной школе в департаменте Дуб объявил курс «библиологии», понимаемой как наука о книге и разработал программу этого курса. Впоследствии французский библиограф и библиотековед Этьенн Габриэль Пеньо (1767-1849) использовал термин «библиология» для обозначения теории библиографии, имеющей, по его представлениям, универсальный характер. Предметом библиологии он считает не только внешнее описание книг и других письменных документов, но и их содержание, а потому библиологию возводит до универсальной науки. Универсализация библиографии надолго стала традиционной в науке о книге и в конечном итоге затруднила выявление предмета собственно книговедения.

     Специальное изучение книги в России началось в середине XVIII в. Оно было подготовлено и стимулировано началом гражданского книгопечатания, издательской и библиографической  деятельностью Академии наук, интенсивным  развитием гуманитарных наук, и особенно литературоведения и языкознания.

     Разумнее  будет начать с предпосылок возникновения  науки о книге, а именно с трудов первого русского книговеда Андрея Ивановича Богданова.

 

2. А.И. Богданов и  его роль в становлении  книговедения.

    Богданов  Андрей Иванович (ок. 1696 – 11.9.1766), один их первых русских книговедов, энтузиаст библиотечного дела. Родившийся близ Москвы, А.И. Богданов был привезен в Петербург и отдан в гимназию при Академии наук; впоследствии он служил в академической типографии, а затем был арихивариусом и помощником библиотекаря Академии наук.

Н.И. Новиков  назвал его «мужем ученым и искусным». Он был автором известного труда  «Историческое, географическое и топографическое  описание Санктпетербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 г.» (1779, с добавлениями В.Г. Рубана). Составитель каталога «Российские печатные книги, находящиеся в императорской библиотеке» («Камерный каталог», который вышел из печати после 1742) и «Краткого Российского летописца» М.В. Ломоносова. Ряд книговедческих и филологических работ Б. остался неопубликованным при жизни. К числу работ Богданова, оставшихся в рукописях, принадлежал большой труд «Краткое ведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов…» (1755, опубликовано почти полностью в 1958), содержащее первую историю русских типографий и первый опыт библиографического свода отечественной книги, «Собрание пословий и присловиц российских».

    С именем А.И. Богданова связаны самые  ранние опыты составления  репертуара русской книги, разысканий в области истории книгопечатания в России, истории книжной культуры. В его основном труде  «Краткое сведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов...» содержится материал по истории отечественного просвещения, истории книгоиздательского дела, перечень и описание типографий. Примечательно, что в библиографическом списке печатные книги систематизированы не по алфавиту имен авторов или заглавий, а по типографиям, т.е. по книговедческому признаку. Этим подтверждается историко-культурный подход А.И. Богданова к книге и библиографии, принцип изучения истории книги и книгопечатания в связи с историей русского просвещения. Однако сами термины «библиография» и «книговедение» в трудах А.И. Богданова еще не встречаются.

    Теоретические книговедческие построения впервые  появляются в работах крупнейших русских книговедов и библиографов В.С. Сопикова и В.Г. Анастасевича. Свои работы они начали одновременно (1811), хотя опубликовали их в разное время. Ими впервые были определены социальные функции, объект и предмет, методы, литературные формы, структура библиографии, т.е. важнейшие составляющие каждой науки, необходимые для ее обоснования. Работы В.Г.Анастасевича и В.С.Сопикова как бы венчают первый этап становления библиографоведения и книговедения в России и открывают новые перспективы в их развитии. Прежде чем перейти к вкладу этих деятелей в развитие книговедения, обратимся к их биографии.

 

3. В.С. Сопиков.

     Сопиков Василий Степанович (1765-1818) - один из основоположников русской библиографии, библиографоведения и книговедения. О его жизни и деятельности, к сожалению, имеются скудные сведения. Так, известно, что он выходец из купеческой семьи, самоучка. В юности служил приказчиком в книжной лавке сначала московского книгопродавца Н.И. Полежаева, а затем Н.Н. Кольчугина, которые были комиссионерами  Н.И.Новикова. Отсюда новиковские традиции в мировоззрении В.С.Сопикова. В 1788 г. он открыл в Петербурге собственную книжную торговлю, а при ней публичную "библиотеку для чтения" и неоднократно издавал росписи имеющейся здесь литературы. Для того времени это была значительная библиотека: ее каталог содержит 1 411 библиографических записей. Значительных размеров достигала и книжная торговля В.С. Сопикова. В начале 90-х годов его книжная лавка по размерам своего ассортимента не отставала от книжных лавок одного из крупнейших в то время петербургских книгопродавцев – Ивана Глазунова.

     В.С. Сопиков много работал над самообразованием. «Будучи призван по природным дарованиям к познанию наук и словесности, - писал А.Н.Оленин, - он старался усовершенствовать себя в отечественном языке и выучился между тем разуметь и язык французский». Поэтому позже он стал заниматься издательской и переводческой деятельностью. Правда, достоверно известно издание только шести книг, в том числе переводы французских просветителей.

     В 1811 г. В.С. Сопиков ликвидировал свою книжную торговлю и по предложению А.Н. Оленина поступил в Публичную библиотеку "помощником библиотекаря по части русской словесности", получив поручение привести в порядок книги на русском и церковнославянском языках. В этой должности оставался до конца своей жизни. Совместно с И.А.Крыловым  он проделал большую работу по созданию фонда русской книги. Во время Отечественной войны 1812 В.С. Сопиков осуществил эвакуацию книг Публичной библиотеки. Также ему принадлежит заслуга установления контроля за доставкой обязательного экземпляра в Публичную библиотеку.

     Именно  к 1811 г. был уже в основном готов  главный труд его жизни "Опыт российской библиографии" [В 5 ч. СПб., 1813-1821], над которым он работал около двенадцати лет. Собственно, эта работа и послужила основанием для приглашения В.С. Сопикова на службу в Публичную библиотеку, чтобы дать ему возможность успешно реализовать труд его жизни. Это единственный за всю историю русской дореволюционной библиографии до конца составленный и полностью опубликованный репертуар русской книги от начала заведения типографий до 1813 г. в виде словарного указателя. В труде В.С. Сопикова описано 13 249 книг и журналов, изданных на русском и церковно-славянском языках в России и за рубежом – от возникновения книгопечатания до 1813-16 (частично до 1818). Сторонник прогрессивных просветительских воззрений на воспитательную роль библиографии, он делал выписки из книг, с его точки зрения наиболее полезных, помещал аннотации и таким образом придавал своему «Опыту» характер рекомендательного указателя. Он понимал библиографию расширительно, считая, что она «состоит в познании вообще», «показывает состояние и постепенное распространение наук, образует вкус читателей к хорошим сочинениям». К «Предуведомлению» приложены хронологические росписи славянских книг (с 1489 по 1800) и славянских типографий (с 1491), причем здесь не только издания на русском и церковнославянском языках, но и книги на языках зарубежных славянских народов, употреблявших латиницу. Именно создание «Опыта» и принесло В.С. Сопикову славу, сделало его наиболее яркой фигурой в русской библиографии, "истинным отцом" которой он и считается. 
 
 

Информация о работе Первоначальные этапы развития книговедения в России. Элементы теории книговедения в трудах В.Г. Анастасевича и В.С. Сопикова