Особенности репрезентации мужчин на современном телевидении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проанализировать, каким образом на современном ТВ репрезентируются стереотипные образы мужчин. Реализации поставленной цели способствует решение ряда задач:
Рассмотреть особенности репрезентации мужчин на современном ТВ;
Проанализировать и классифицировать основные мужские образы и доказать, что они во многом стереотипны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяГОТОВАЯ.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

Комические изображения  мужчин становится все более и  более отрицательными. Мужчины высмеиваются и психологически унижаются в  средствах информации. Женщины, показанные на телеэкране интеллектуальны, позитивны  и заботливы, в то время как  мужчины жалки и глупы. Когда  такие образы часто повторяются, скудный мужской образ начинает укоренятся в умах граждан.

Телевизионные изображения  помогают создавать или укреплять  отрицательные стереотипы, могут  вести к проблемам с самовосприятием, самоуважением, и персональными устремлениями. Молодые мужчины узнают, что они ожидаются как малоспособные, что женщины будут выглядеть умнее их, и забота о детях – выше их способностей. Слишком мало на телевидении положительных образцов для подражания.

Следующий тип мужского образа, репрезентируемого на телевидении  – мужчина-интеллект. Например, Михаил Ширвиндт. Это трудоголики, они любят познавать мир, серьезные, вызывают доверие, надежные, выдержанные, любознательные. С ними всегда интересно в общении, так как они эрудированны, начитаны. Тембр голоса низкий.

У Михаила Ширвиндта открытый взгляд, он расположен к откровенному общению, а значит, уверен в себе, тверд в характере. Но он мало внимания уделяет своей внешности, не занимается самолюбованием, и не старается привлекать женщин. Реалист, прагматично смотрит  на мир.

Еще один образ, обнаруженный нами, это ретросексуал. Представитель – Михаил Аверин (режиссер и актер НТВ), Михаил Пореченков (ведущий программы «Кулинарный поединок», НТВ).

Такие мужчины трудолюбивы, для них важны такие понятия  как «семья» и «друзья». Могут  разобраться с любыми проблемами, а поэтому в них можно быть уверенным. Тембр голоса – низкий. Придерживаются романтических взглядов на отношения с женщинами. Они  красиво ухаживают, при этом демонстрируют  мужественность, имеет долю брутальности. Хорошо одеты, но не заостряют внимание на моде. Резко противопоставлен метросексуалам. Ретросексуал имеет хобби и привычки, которые жизненно необходимы для его мужественности.

Проанализировав собирательный  образ мужчины на современном  телевидении становится понятным то, что он неоднозначен Традиционно  мужчине предписывалось быть сильным, смелым, агрессивным, выносливым, энергичным, но не особенно чувствительным (другое дело – проявление «сильных» чувств вроде гнева). Эти качества и сегодня очень важны. Для мужчины наиболее значимы сейчас – высокий рост и физическая сила; позже на первый план выступает сила воли, а затем интеллект, обеспечивающий успех в жизни. Нормативные представления стереотипны; желая утвердиться в своей мужской роли, мужчины  всячески подчеркивают свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности. Но сейчас эта позиция ослабевает. Мужчина начинает ценить в себе и в других такие тонкие качества, как терпимость, способность понять и другого, эмоциональную отзывчивость, которые раньше казались ему признаками слабости. Но эти качества весьма трудно совместить с несдержанностью и грубостью. Иначе говоря, нормативные наборы  социально-положительных черт мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими и открывается возможность самых разнообразных индивидуальных их сочетаний. Человек, привыкший ориентироваться на однозначную, жесткую норму, в этих условиях чувствует себя неуютно.

 

2.2 Характеристика образов мужчин из реальной жизни

 

Образы ведущих, героев телесериалов являются собирательными образами, которые  зачастую придуманы. Медийные лица – это инструмент создания стереотипов в реальной жизни. «Видение» образов, которые воспроизводятся на экране, оказывается источником формирования идентичности субъекта посредством зрительных практик. Определяющим моментом в формировании «Я» человека является ситуация узнавания себя в зеркале на основе идентификации себя с изображением. На этом основании формируется способность ко всем последующим вторичным идентификациям, которые в дальнейшем формируют, структурируют, дифференцируют личность субъекта. С репрезентируемым образом происходит идентификация, т.е. отождествление себя с субъектом видения. На телевидении таким субъектом оказывается тот, чью точку зрения репрезентирует камера.

Идентифицируя себя с объектом камеры, зритель берет в себя и  ту идеологическую позицию, которую  камера как субъект видения олицетворяет. Например, в хорошо поставленной сцене  насилия он/она будет идентифицировать себя с насильником или жертвой, испытывая при этом садистские чувства  
или боль.

Таким образом, идеология  участвует в формировании субъективной индивидуальности на уровне бессознательного: и именно так мужчина-зритель  посредством заимствования «мужского взгляда» принимает идеологию того социума, который ему навязывается.

На примере программы  «Пусть говорят» мы проанализировали образы мужчин из реальной жизни.

Программа «Пусть говорят» – это настоящие истории реальных людей. На обсуждение выносятся частные проблемы отдельных людей, отдельной семьи.

Очень часто показаны ситуации, в которых мужчины, мужья и  отцы, могут поднимать руку на женщину. За последнее время участились случаи, когда мужчина, который не смог реализовать  себя, из чувства мести или по причине того, что хотят доказать свое важное место в жизни, забирают своих детей от матери, не разрешая ей видеться с детьми. Видимо, такие  действия являются способом показать свою власть. Мужчины не могут решить проблемы мирными путями, ведут себя жестоко.  Прибегают ко лжи и  клевете, поливая грязью свои семьи. (11.01.2011 г. выпуск «Дочка матери»).

Показаны истории, когда  мужчины очень агрессивны, что  приводит к ужасным последствиям. В силу своей слабости мужчины  пьют, не имея выдержанности. Когда  сталкиваются со сложными ситуациями, не умея защитить себя достоянным образом, совершают преступления. (25 .04.2011г. выпуск «Легко ли быть молодым»).

Представлены образы мужчин-алкоголиков, мужчин-наркоманов. Их жалеют жены, матери, сестры. Они помогают справиться с проблемами. Женщины сами взяли на себя роль опеки, от природы обладая материнскими качествами. Из-за этого из мужчины получилось избалованное дитя.

В некоторых случаях жестокость молодых людей доходит до нечеловеческого  поведения. Например, в выпуске «Фотография на память» герой, Сергей Поздняков, опубликовал в интернете фотографию с отрубленной головой собаки, тем самым он добивался известности. Герой представлен злобным, жестоким, циничным. Он  не жалеет о том, что совершил, он стал «героем» благодаря ужасному поступку – надругательство над животным. У Сергея татуировка на руке, сережка в ухе, грязные волосы, неухоженный вид. Он оправдывает свой поступок тем, что хотел привлечь внимание, посмеяться с друзьями. Ему важно, чтобы на его персону обратили внимание, он этого добился. (5.04.2011г. выпуск «Фотография на память»).

Также мы рассмотрели программу  «НТВшники» на канале НТВ, ведущий которой Антон Хреков. Это ток-шоу, на котором проводятся обсуждения острых проблем в стране. В качестве комментаторов в студию программы «НТВшники» приглашают гостей. Часто репрезентируются мужчины политико-артистического типажа, которые высказывают свои мнения, хвалят себя и свои поступки, мечтают о славе, высоких статусах и больших деньгах, в ток-шоу такие люди рассуждают о проблемах страны, об успехе, о карьере, в их семье жена отвечает за домашние дела. В этом образе проявляется самый распространенный гендерный стереотип: мужчина – глава семьи, кормилец и добытчик (выпуск от 16 июля 2010 года «Хочу быть начальником»).

А вот в выпуске под  названием «Хамство» той же программы, аудитории был представлен герой – Володя «Доктор». Его досуг – звонить на чужой номер несколько раз подряд и выводить людей из себя. Внешность его похожа на тип метросексуала – волосы длинные, сидит в позе «нога на ногу». Обладает качествами, больше присущими женскому полу, манерность, эмоциональность, позволяет себе выражаться нецензурно, говорит пошлости, передразнивает, перебивает других героев (28.03.2010 г.).

Проанализировав данные образы, нам стало понятно, что идеальные  представления о мужчинах и их реальное поведение находится как  бы в разных планах. Соответственно, идеал  не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.

В современности самоутверждение  мужчины и в семейной, и в  профессиональной сферах делается все  более сложным. Телевидение культивирует «героев», действия которых вряд ли можно назвать поступками «настоящего» мужчины. Идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку  зрения.

Все более многочисленные  исследования описывают изменение  мужской роли в обществе через  термин «кризис маскулинности». Он выражается, прежде всего, в том, что так называемые традиционные нормы мужского поведения, формирующие стереотип мужественности, усваиваемый мужчинами в ходе социализации, все в меньшей степени обеспечивает успешность или даже простую адаптацию взрослого мужчины в обществе12.

Культура требует изменения  жестких норм мужского поведения  и закрепления в сознании и  опыте новых поколений иных социальных и психологических навыков, вступающих в очевидное противоречие с традиционными  нормами мужского поведения. Это  проявляется в том, что на телевидении  возникают образы, которые разрушают  старые патриархальные стереотипы, создавая новые, менее мужественные, более чувственные, эмоциональные. Возникает вопрос: не последует ли вслед за разрушением традиционной модели кормильца разрушение мужской модели поведения вообще.

«Мужская» и «женская»  культуры, традиционно четко разделенные, сближаются и перемешиваются: женщины  все больше времени посвящают  профессиональной работе, а мужчины  все больше личного времени отдают домашней жизни. Благодаря этому, роль «добытчика» теряет свою жесткость  и определенность, ее границы постепенно размываются13. В характеристике мужчины утрачивается роль физической силы, ответственность за свои поступки. При этом мужчины остаются жестокими в силу своей слабости. Старые стереотипы разрушаются, мужчины теряют свои «маскулинные» качества, становятся женоподобными. Но и женские обязанности, например воспитание детей, работа по дому, от природы мужчине выполнять хорошо не всегда удается. В результате этого из мужчины возник «средний» род, все чаще в последнее время говорится о бесполезности мужчины в социуме.

Многие репрезентируемые мужские образы на телевидении являются стереотипными. Некоторые представлены в устаревших патриархальных представлениях о предназначении мужчины образах. Также создается большое количество новых стереотипов. Современный мужчина должен ухаживать за собой, следить за модой, быть понимающим. Если он не соответствует этим нормам, он не современен. Разумеется, это создает огромные трудности для мужской социализации, все еще «привязанной» к трациционной модели кормильца.

Последнее чрезвычайно характерно для современной России, где пока гораздо чаще говорят и пишут  о возвращении к неким традиционным нормам, искаженным в советский период, чем о кризисе самих этих норм, в том числе кризисе классических представлений о мужественности. Именно поэтому для российских мужчин более реальна опасность оказаться неудачниками с точки зрения требований традиционной мужской роли и в то же время неудачниками в современной роли, пока еще не устоявшейся и открытой для экспериментов. Только и остается добиваться внимания шокирующими поступками недостойного поведения.

Социальный прогресс с  его демократизацией отношений  полов, стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные  представления о мужских и  женских половых ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше «естественными», различия. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом. В  тоне дискуссий о феминизации  мужчин и маскулинизации женщин звучит тревога едва ли не за биологическое  вырождение тех и других.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы рассмотрели  особенности репрезентации мужчин на современном телевидении, проанализировали основные мужские образы – собирательные и реальные. Был изучен вопрос появления интерпретации мужских образов.

Телевидение оказывает огромное влияние на человека, оно вполне может посоперничать в воспитании с учителями, родителями и другими людьми в качестве источника персонажей для подражания. Ведь герои на телеэкране кажутся такими реальными, а у человека есть возможность выбирать того, кому подражать. Телевидение и отражает реальность, и влияет на нее. Изменения гендерных ролей приводят к тому, что у мужчин наступили очень непростые времена. Общество призывает мужчин быть более чувствительными и эмоциональными, но только когда это уместно и только до какой-то неопределенной степени. Если мальчик-подросток открывается и проявляет «женские» качества, его могут счесть гомосексуалистом, если же он остается сильным и молчит, демонстрируя традиционно мужские качества, то его обвиняют в том, что он антисоциален или даже жесток.

Мужчины, разрываются между  уверенностью в том, что они должны обеспечить девушку или женщину  всем необходимым, и страхом, что  их обвинят в мужском шовинизме. Найти «золотую середину» бывает сложно, особенно если у них перед  глазами нет ролевых моделей, которые могли бы показать им, как  это сделать. Мужчины не знают  как себя вести, и какие качества в себе развивать. Положительных  примеров для подражания на телевидении  очень мало.

Сегодня социальный прогресс и демократизация отношений полов, стирание границ между «мужскими» и  «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные  представления о мужских и  женских половых ролях. Изменения  эти происходят довольно быстро и  вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим  дискомфортом.

Так, гипотеза о том, что  из-за телевидения в массовом сознании формируются типичные характеристики современного мужчины, подтвердилась частично.

Информация о работе Особенности репрезентации мужчин на современном телевидении