Особенности развлекательных телеканалов на современном российском телевидении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – изучить особенности развлекательных телеканалов в России и определить перспективы развития данного вида телеканалов в нашей стране.
Цель работы определила и задачи всего исследования:
На основе анализа исторических этапов появления и развития развлекательных передач на ТВ и анализа особенностей функционирования первых развлекательных телеканалов определить особенности развития развлекательного телевидения в России.
На основе анализа сетки вещания и политики, а также названий программ на основных развлекательных телеканалах провести их сравнительную характеристику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Особенности развития развлекательного телевидения в России………..5
Анализ исторических этапов появления и развития развлекательных передач на российском телевидении………………………………………..5
Особенности функционирования первых развлекательных телеканалов в России………………………………………………………………................8
Сравнительный анализ развлекательных телеканалов в России………….9
Характеристика сетки вещания и политики телеканалов СТС и ТНТ…....9
Анализ названий программ на телеканалах СТС и ТНТ…………………..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик, 2 курс.docx

— 64.64 Кб (Скачать файл)

«Особенности развлекательных телеканалов

на современном российском телевидении»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Особенности развития развлекательного телевидения в России………..5
    1. Анализ исторических этапов появления и развития развлекательных передач на российском телевидении………………………………………..5
    2. Особенности функционирования первых развлекательных телеканалов в России………………………………………………………………................8
  2. Сравнительный анализ развлекательных телеканалов в России………….9
    1. Характеристика сетки вещания и политики телеканалов СТС и ТНТ…....9
    2. Анализ названий программ на телеканалах СТС и ТНТ…………………..26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………...29

 

 

 

 

Введение

 

Темой своей курсовой работы я выбрал следующую: «Особенности развлекательных телеканалов на современном российском телевидении». Актуальность темы заключается в том, что развлекательные телеканалы являются значимым сегментом на российском телевидении, и политика этих телеканалов нуждается в изучении. Так на долю чисто развлекательных телеканалов приходится свыше четверти суточной аудитории всех российских телеканалов [1], а вместе с информационно-развлекательными телеканалами «Большой тройки» (Первый канал, Россия1 и НТВ) суммарная доля развлекательных телеканалов превысит две трети от суммарной аудитории российских телеканалов [1].

Цель моей работы – изучить особенности развлекательных телеканалов в России и определить перспективы развития данного вида телеканалов в нашей стране.

Цель работы определила и задачи всего исследования:

  • На основе анализа исторических этапов появления и развития развлекательных передач на ТВ и анализа особенностей функционирования первых развлекательных телеканалов определить особенности развития развлекательного телевидения в России.
  • На основе анализа сетки вещания и политики, а также названий программ на основных развлекательных телеканалах провести их сравнительную  характеристику.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

  • Сравнительный метод
  • Аналитический метод
  • Описание
  • Изучение исторических публикаций, статей, документальных фильмов
  • Классификация
  • Прогнозирование

Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что в ней будет проанализирована эфирная политика крупнейших развлекательных телеканалов и будут определены перспективы развития данных телеканалов.

Объектом исследования в моей работе является развлекательное телевидение в России. Предметом исследования – эфирная политика телеканалов СТС и ТНТ, крупнейших развлекательных телеканалов в стране.

В настоящий момент практически нет работ, посвящённых развитию развлекательного телевидения, так же невозможно найти научных работ о перспективах развития данного типа телеканалов.

Базой для исследования являются эфирные сетки телеканалов СТС и ТНТ, а также публикации в СМИ относительно проектов данных телеканалов.

Структура работы:

В первой части будут проанализированы исторические этапы развития развлекательного телевидения в России и будет дан краткий анализ функционированию первых развлекательных телеканалов.

Во второй части будут проанализированы эфирная сетка телеканалов СТС и ТНТ, а также названия передач на данных телеканалах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития развлекательного телевидения в России
    1. Анализ исторических этапов появления и развития развлекательных передач на российском телевидении

 

25 июля 1907 года была изобретена  катодная телескопия [2]. Эту дату можно считать датой изобретения современного телевидения. Создателем «Способа электрической передачи изображения» является Борис Львович Розинг. Почти двадцать лет изобретатель всячески совершенствовал свою систему, пока в 1928г он, наконец, не предложил свою систему в США.

Середина двадцатых готов – это время начала практического телевещания. В 1931 году в Москве состоялась первая в нашей стране телепрограмма. Впрочем, «телепрограмма» - сильно сказано. Это была передача фото с помощью радиоволн. А телевизионные центры в СССР появились в 1938 году в Москве и Ленинграде [3].

Первоначально в нашей стране телевидение выполняло информационную функцию: так ежедневно выходила в эфир «фотогазета» - актуальные фотографии прошедшего дня с комментариями к изображениям.

А в 1934 году в Москве началась первая в СССР трансляция регулярного телевидения, и это был эстрадный концерт, то есть регулярное телевидение в нашей стране началось с музыкальной, развлекательной программы.

Телевидение в Ленинграде (с 1938г.) развивали люди, пришедшие из театров, этим можно объяснить большое количество развлекательных по своей сути программ в эфире Ленинградского Телевидения: театральных постановок, концертов и т.д. Но также была велика доля пропагандистских передач:  главным образом, фильмов.

В целом, до Великой Отечественной войны телевидение в нашей стране носило экспериментальный характер [4]. По аналогии назовём этот этап развития телевидения в целом и развлекательного ТВ в частности – экспериментальным.

В 1949г. у Московской Телестудии появилась передвижная телевизионная станция. С этого времени начались репортажи, включения и трансляции из театров, с концертов, спортивных мероприятий. Т.е. можно говорить о распространении развлекательных и музыкальных программ. Также в начале 1950х гг. на телевидение пришли журналисты [4].

С 1960х годов началось бурное развитие телевидения в СССР. Появилось множество новых по формату передач, в том числе развлекательных: «КВН», «Голубой Огонёк», «Что? Где? Когда?», «Семь раз отмерь…» и др. Многие из этих программ, претерпев изменения, дошли и до наших дней.

В 1970е гг. из эфира советских телеканалов практически полностью исчезли прямые включения: программы снимались в записи. Это можно объяснить просто – телевидение всё время было инструментом партийной пропаганды, а в прямом эфире могли быть высказаны мысли, не соответствовавшие позиции власти. Но телевидение продолжало развиваться, несмотря на отсутствие прямого эфира [4].

С середины 80х, после объявления политики «гласности» телевидение стало развиваться усиленными темпами. Главным образом это касалось общественно-политических программ, но и развлекательное телевидение развитие не обошло стороной. Так, в 1986г после тринадцатилетнего перерыва возобновил свою деятельность закрытый цензорами и партийным руководством «Клуб Веселых и Находчивых» [4],  в том же году в эфир вышел «Музыкальный ринг». На конец 80х также пришелся дебют таких программ, как «Играй, гармонь!» [5], «Аншлаг» [6] и многие другие. В 80е в эфир выходили передачи, посвящённые конкурсу «Евровидение» и обсуждался возможный дебют СССР на этом мероприятии [7]. С 1984г. в СССР целиком транслировался фестиваль «Сан-Ремо» [8]. В 1989 г. в появился первый в истории отечественного телевидения коммерческий телеканал – 2x2, в эфире которого показывались рекламные блоки, музыкальные клипы и мультфильмы [9]. По сути это был первый в стране развлекательный телеканал.

Среди причин усиленного развития телевидения в 1980е гг. можно отметить Московскую Олимпиаду (1980), когда возобновилось регулярное вещание в прямом эфире, и политику «гласности» в период Перестройки.

После распада СССР, в 90-е годы на отечественном телевидении произошли значительные изменения. Первое и самое главное – это то, что появились сотни новых телестудий. Второе – на российское телевидение пришли иностранные форматы программ различной направленности: будь то аналитика, публицистика или музыка с развлечением. Третье – получили распространение тематические телеканалы: в 1993 году начал вещание  AMTV общей тематики (с 1996 г. – развлекательный СТС), в 1994 г. – M1 (c 2005 г. – «Домашний»), в 1998 г. – ТНТ и другие [10]. Четвёртое – значительно сократилась роль идеологической составляющей на телевидении [8].

В последние годы на телевидении повышается роль интерактива – то есть зрители получают возможность так или иначе принять участие в программе – проголосовать за любимого участника шоу или даже самому принять участие в программе. Также развлекательные телеканалы, как и всё телевидение, выходят в Интернет и социальные сети, что ещё больше расширяет возможности телезрителей.

 

    1. Особенности функционирования первых развлекательных телеканалов в России

 

Рассмотрим особенности функционирования первых отечественных развлекательных телеканалов на примере 2x2, т.к. данный телеканал в своё время стал культовым для советского, а затем и российского телезрителя.

Первым развлекательным телеканалом в нашей стране можно назвать телеканал 2x2. Слоган телеканала звучал так: «Для детей от семи до семидесяти». В эфире демонстрировались музыкальные клипы, мультфильмы и впервые на отечественном телевидении – реклама. Рекламные блоки длились в среднем полчаса.

По состоянию на 1991 год по данным опроса в московских школах -

2x2 смотрело 35% старшеклассников.

С 1990 года в эфире телеканала появились программы с иностранных телеканалов: Super Channel (Великобритания), MTV-Europe, BBC (Великобритания).

Стоит отметить, что была возможность приобрести эфирное время телеканала – так в эфире присутствовали оплаченные клипы российских музыкантов.

К моменту закрытия телеканала в 1997г. его рейтинги упали, во многом из-за понижения качества программ, а также из-за вынужденного перехода на дециметровый диапазон, менее распространённый [9].

Кроме общедоступного 2x2, советскому, а затем российскому телезрителю были доступны и другие развлекательные телеканалы. Но, в отличие от вышеназванного телеканала, они распространялись по кабельным и спутниковым сетям с абонентской платой.

 

 

  1. Сравнительный анализ развлекательных телеканалов в России
    1. Характеристика сетки вещания и политики телеканалов СТС и ТНТ

 

Телеканал СТС в своём современном виде появился в 1996 году, придя на замену телеканалу общей тематики AMTV [11]. Телеканал СТС представляет из себя сеть региональных телекомпаний, объединённых под единым названием и единой концепцией.

Телеканал был основан медиа-компанией СТС-Медиа, которая, в свою очередь, является дочерним предприятием шведского медиа-холдинга «Modern Times Group» [11]. Телеканал позиционирует себя как «Первый развлекательный телеканал»,  слоганом же является следующий – «Классика развлечений» [12].

Большая часть эфирного времени во всех регионах страны занята одними и теми же программами, но некоторую часть эфира занимают региональные программы. Примечательно то, что и рекламная политика СТС аналогична по принципу: в каждом часу приходится 10 минут рекламы, 7 минут – реклама общероссийская, остальные 3 – региональная.

Целевая аудитория телеканала СТС до 2013 года была от 6 до 54 лет, обоих полов, а с начала 2013 года – 10-45 лет. Концепция канала сменилась от семейной на семейно-молодёжную [11].

Телеканал ТНТ появился в 1997 году, эфирное вещание началось в 1998. Канал был основан холдингом «Медиа-Мост». Приблизительно до 2003 года тематику телеканала можно было охарактеризовать как общую: имели место как развлекательные программы и сериалы, так и мультфильмы, музыка и даже документалистика. Такая неопределённость не лучшим образом сказывалась на рейтингах телеканала – ТНТ постоянно находился на грани закрытия.

К 2003 году ТНТ провёл серьёзные изменения в своей концепции вещании, так в эфире появилась программа «Окна», ставшая очень популярной в стране, а также различные реалити-шоу, в частности «Дом-2», которое находится в эфире и в настоящее время [13].

В настоящее время слоган ТНТ звучит как «Почувствуй нашу любовь» [13]. В отличие от телеканала СТС, ТНТ позиционирует себя в первую очередь как молодёжный канал. Это косвенно подтверждает отсутствие программ для детей.

Теперь хотелось бы перейти к более подробному анализу эфирной сетки обоих телеканалов.

Итак, начнём с телеканала СТС. На заре существования телеканала в эфире телеканала транслировалось большое количество спортивных и детских телепрограмм. Среди них: «Спорт на грани…», «ХХ век. Страницы футбола», «Улица Сезам» [14], также транслировался рестлинг [11]. Трансляцию этого вида спортивного зрелища можно объяснить политикой телеканала ТНТ – прямого конкурента СТС, который также транслировал рестлинг в своём эфире [12].

На 2000-2003 годы пришёлся пик популярности ток-шоу: за это время в эфире СТС было аж 5 программ подобного формата – «Окна», «Большой куш», «Девичьи слёзы», «Чёрное-Белое» и «Детали». Хотелось бы подробнее рассказать об «Окнах», позднее перешедших на ТНТ, и «Деталях» [14].

Информация о работе Особенности развлекательных телеканалов на современном российском телевидении