Основные понятия лингвистики текста. Структура текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1.
Сравните следующие группы предложений. Какая группа представляет собой текст? Объясните свою точку зрения.
Задание 2.
Определите, с помощью каких лексических средств связаны предложения?
Задние 3.
Используя различные лексические средства связи, создайте небольшие тексты. Озаглавьте их.

Вложенные файлы: 1 файл

русский - контрольная работа.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа № 1.

Тема: Основные понятия лингвистики текста.

Структура текста.

 

Задание 1.

Сравните следующие группы предложений. Какая группа представляет собой текст? Объясните свою точку зрения.

1.Поздняя  осень. Бродить по лесам и  полям. Сырой, озябший лес. Тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы. Похрустывающая ледком сумрачная тишина. Особый запах. Осенняя горечь, соединенная с легкостью в душе. (по Паустовскому).

2. Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый и лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев. (По Паустовскому).

3. А) И  как только я вернусь к этому  ощущению в каком-нибудь рассказе, то все тотчас появляется в  памяти и перейдет на бумагу. Б) А все, что называется  материалом, - люди, события, отдельные  частности и подробности, - это,  как я знал по опыту, надежно  спрятано до поры до времени  где-то внутри этого ощущения осени. В). Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, который она вызывала. (По Паустовскому).

4. Лучше  всего было в лесах. По лугам  дул ветер, а в лесах стояла  похрустывающая ледком тишина. В пять часов надо было уже зажигать старую керосиновую лампу. (По Паустовскому).

 

Я считаю, что 2 группа предложений является текстом, потому что в этой группе есть высказывание на определенную тему, выражен некий смысл с упорядоченным набором слов, эта группа состоит из нескольких предложений, есть смысловая цельность текста, тема и основная мысль. Так же к этой группе предложений можно подобрать заголовок и она имеет начало и конец.

 

Задание 2.

Определите, с помощью каких лексических средств связаны предложения?

  1. Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с нее яблоко. Птицы склевали  яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось. (К.Д. Ушинский).

 

Эти предложения связаны с помощью лексического повтора.

 

  1. Река была неширокая, извилистая и о ту сторону порядком заросшая. Густые поросли тростника входили в воду, среди широких гладких листьев кувшинок торчали камыши с бархатистыми наконечниками, тонкие хвощи с коричневыми перемычками никли под тяжестью стрекоз. (Ю. Нагибин).

 

Эти предложения связаны с помощью однотематической лексики.

 

  1. Соседи возвращались домой кто когда. Женщины прямо с работы бежали по магазинам. Они приходили нагруженные кошелками и пакетами. Мужчины работали далеко от дома и являлись позже.                                                                         (Р. Погодин).

 

Эти предложения  связаны с помощью использования  антонимов.

 

  1. Вдоль песчаных дорожек, вокруг фонтана, который шуршал мягкими струями, жили цветы. Дневные цветы спали. Ночные цветы бодрствовали.                                           (Р. Погодин).

 

Эти предложения  связаны с помощью лексического повтора и антонимов.

 

  1. Едва перевалив через цепь отлогих холмов на северо-западе, - к нам ползло тяжелое свинцовое облако. Оно было громадно и странно своим одиночеством на холодном и ясном небе. Вверху резко ограниченное, точно спина огромного животного, внизу оно спустило несколько темных отростков, которые тихо, зловеще шевелились.                                                 (В.Г. Короленко).

 

Эти предложения  связаны с помощью слов одной  тематической группы.

 

Задние 3.

Используя различные лексические  средства связи, создайте небольшие тексты. Озаглавьте их.

1.Море, корабли, прибой, волна, чайки, воздух, горизонт, брызги.

Когда я  была на море в последний раз, там  плавали большие корабли. Был слышен морской прибой и волна билась о камни, так сильно, что брызги казались мне фонтанами. Воздух тогда был очень свежим. Я смотрела на горизонт

 

 

Несерьезный – ветреный – пустой – шалопутный.

Правда  – неправда – ложь – вранье.

Побежать  – помчаться – понестись –  полететь.

Ссориться – мириться.

 

Тема: Орфоэпические нормы:

 

Задание 1.

С помощью «Орфоэпического  словаря» изучите приведенный ниже список слов и расставьте ударения. Определите особенности произношения слов.

Аналог, антитеза, аристократия, апостроф, атеист, афера, бактерия, баловаться, без толку, бекон, белесый, бидон, блеклый, бряцать (оружием), будни, булочная, бутерброд, бухгалтер, бытие, бюллетень, бюрократия, вандал, веревочный, взаперти, взять, втридорога, гантель, генезис, головешка, горчичник, гренки, гречневый, гусеница, дайджест, двоечник, деградация, дезинформация, дефис, детектив, двоечник, диалог, диета, добыча, договор, догмат, дозвонишься, донельзя, донизу, досыта, жалюзи, желоб, желчь, жужжать, завидно, завсегдатай, заклеить, залитый, заржаветь, звонит, идентичный, издревле, иначе, индустрия, интерпретатор, инцидент, испокон веков, истекший, каталог, квартал, клеить, кодекс, компетентный, компрометировать, конечно, конечный, констатировать, копеечный, копировать, корысть, красивее, кредо, крем, кулинария, легкоатлет, ломоть, лотерея, лоточник, маневры, маркетинг, мастерски, масштаб, мундштук, мельком, менеджер, мизерный, мышление, набело, назло, нарочно, настороже, настороженно, начал, недосоленный, недоуменный, некролог, неофашизм, несказанно, нефтепровод, никчемный, новорожденный, нужно, облегчить, облитый, одновременный, одноименный, творог, тенденция, термос, тинейджер, тотчас, убыстрить, уведомить, украинский, умерший, упрочение, фейерверк, феномен, хвоя, хитро, хребет, цемент, чистильщик, щавель, экипировать, эксперт, экскурс, яичница, ясли.

Задание 2.

Разделите данные слова на две группы: 1) согласный звук в позиции перед /- э / произносится мягко; 2)согласный звук в позиции перед /-э / произносится твердо. Запишите полученный результат.

Агрессия, академик, аутсайдер, анестезия, бизнес, депозит, депеша, генезис, гипотеза, девальвация, депеша, кафе, коэффициент, темп, менеджер, непрезентабельный, телефакс, шинель, свитер, резюме, термин, лютеранин, кодекс, компетентный, компьютер, интервал, пресса, интерферон, резидент, рейс, рейтинг, брюнет, реквием, интерн, интернат, атеист, резервуар, эфемерный, фортель, адепт, антресоли, артезианский.

Задание 4.

Разделите данные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения -ЧН -:

слова, где произносится / - ЧН - /;

слова, где произносится / - ШН -/;

слова, где возможны оба варианта произношения.

Запишите полученный результат.

Скворечник, пустячный, вторично, нарочно, Саввична, сердечный, скучный, бутылочный, копеечный, конечно, Кузьминична, двоечник, съемочный, молочная каша, молочник, яичница, прачечная, брусничный морс, взяточник, пряничный, песочный, лубочная картинка, мелочный, Никитична.

 

Тема: Лексика и фразеология; лексическая  норма

 

Задание 1.

Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте  предложения.

1. В 1931 г. инженеры соорудили _________ линейный ускоритель. 2. Самолет подвержен действию перепадов стужи __________ и тепла. 3. Кровля была выполнена _________ плохо. 4. С оттепелью придут __________ для нас главные заботы __________. 5. Это возможно только на основе всемерной _________ механизации работ. 6. Комбайн исчез_________ в логу, далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел _________ быстро в нашу сторону. 7. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение ________. 8. С изумлением ________ мы узнавали свою группу крови. 9. Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы___________ многих рабочих переквалифицироваться. 10. Это препятствие нелегко одолеть __________. 11. В комнате, где пребывает __________ большая группа людей, не ведающих ___________ об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает _________ их.

Задание 2.

Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.

1.Мы можем  сказать про человека, что он  чаще бывает добр, чем _________, умен, чем __________, чаще энергичен, чем _________, и наоборот (Л. Т.). 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и _____________ (Л. Т.). 3. Спят и богатые, и _________, и мудрые, и _________, и добрые, и __________ (Ч.). 4. Тянулась жизнь - как и у всех, кто живет, - богатая длинными горестями и ________(Шол.). 5. Каким бы ни был писатель - крупным или __________,- он должен изображать человека, а не условную фигуру (Эрен.). 6. Мы называем эгоистом того, кто противоположен  ________ (Лун.).

Задание 3.

Выделите  слова, имеющие омографы. В каких  случаях постановка ударения необходима?

1. Личность  поэта вырастает в лирике, он  становится, по слову Блока, больше себя, чувствует, как говорил Маяковский, - «я» для меня мало (Пап.). 2. Они [конкистадоры] убивали перуанцев и сжигали их дома (Верз.). 3. Ты не почитай себя стоящим только здесь вот, в сущем, в настоящем (Март.). 4. Западные державы… вопреки здравому смыслу заявляют, что не признают заключения мирного договора (из газ.). 5. В отличие от служебной записки, докладная записка имеет больший объем и большую значимость. 6. Временную протяженность можно воссоздать в памяти, измеряя ее вехами событий. 7. Мальчишка срезал прутья. 8. Как чудно он себя ведет! 9. «Вы не учите мальчика», - с раздражением заметил отец.

Задание 4.

Найдите речевые ошибки (неправильный выбор  слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.). Исправьте  предложения.

1. Лично я считаю, что те выступающие,  которые будут выступать, будут говорить о деле.

2. От непогашенной сигареты возникло  пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

3. Загрязнение атмосферного воздуха  - животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века.

4. На уроках русского языка  ученики учатся находить в  целом тексте речевые формы,  которые учитель учит их находить.

5. Его поэзия имеет в своей  основе живые переживания жизнелюбивого поэта.

6. Помещение таких больных в  обычные больничные отделения  для незаразных заболеваний строго  воспрещается.

7. Герой целеустремленно стремится  к своей намеченной цели.

8. Наружная внешность героини  достаточно привлекательна.

9 Беседа, которую мы с вами  провели, подошла к своему завершающему концу.

Задание 5.

Укажите случаи использования фразеологизмов без учета их семантики. Отметьте другие недочеты. Исправьте предложения.

1. Жизнь у моей мамы не из  легких, а теперь еще болезни… Но она всегда находила силы встать на ноги.

2. Командиры и солдаты диву дались: каким манером враг, никем не замеченный, мог пройти версты четыре полем и почти сесть на шею нашим.

3. Смешит зрителя драматург не  один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади, а дай только посмешить.

4. На этой прекрасной выставке  цветов хочется сказать: «Спасибо  ее устроителям за организацию  путешествия в мир иной, где  так отдыхаешь душой!» 

5. Наш мастер - человек, который  не равнодушен к тому, что плохо  лежит. 

6. Услышав шум, он выскочил  в коридор в чем мать родила, в одних трусах и майке.

7. Я высказал свои критические  замечания по поводу новой  работы драматурга, но это мое личное мнение, и если кто-нибудь со мной не согласен - что ж, как говорится, да будет им земля пухом!

 

Тема:  Орфография

 

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Темы: «Правописание корневых и суффиксальных морфем», «Твердый и мягкий знаки в составе слова», «Правописание приставок».

Подру…ка , дворня…..ка, мелочи…ка, деву…ка, деревя…ка, раз…езд, сверх…аполитичный, навзнич…, наотмаш…, ужас…ный, до…атый, весну…чатый, доблес…ный воин, дилетан…ский, брус…атый тротуар, скворе…ник, ску…ный, серде…ный, иску…твенный свет, иску…ный мастер, кос…ный мозг, ко…сный человек, мой сверс…ник, мой ровес…ник, я…ственный случай, я…ство на столе, блес…нуть (о луче), бл…стеть (о луче, солнце), бл…стать (об уме), учас…твовать, чу…ствовать, выпускной бал…, пшеничный колос.., родосский коло…, грам…атика, груп…а, кристал…, тон…а, тон…ель, помощ…ник, кон…юнктура.

 

Тема: «Правописание «Е/Ё/О» в разных частях речи и разных морфемах».

Ш…пот, ч…лка, неч…тный, сгущ…нка, щ…нок, кош…лёк, подж…г дома, он подж…г дом, обж…рство, ш…рты, ш…рох, крыж…вник, жонгл…р, за рубеж…м, чуж…е, кофе, морж…вый, алыч…вый, груш…вый, лиц…вой, пал…вый, ситц…вый, чесуч…вый, глянц…вый, ж…лтый, туш…нка, ч…рт, старич…к, резать нож…м, плеч…м к плечу, печ…нка, щ…лкнуть, медвеж…нок, мелкая душ…нка, щ…тка, творож…к, интересоваться репортаж…м, испеч…м пирог, копч…ности, замуж…м, идти с тяж…лой ношей, выпить на посош…к., ш…винизм, ш…кировать, ш…ссе, ж…сткий, зач…т, щ…лка, изж…га, пч…лка, реш…тка, щ…лк, ш…потка чая.

 

 

 

 

 

 

Тема: «Правописание суффиксов существительных

и прилагательных»

 

Задание 1.

Замоч…к, хорош…нький, грузч…к, разносч…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, переводч…к, вкладч…к, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, милост…вый государь, правд…вый человек, заботл…вый мальчик, черкес…кий обычай, одес…кий порт, ангел…ский характер, январ…ский, консул…ский, нищ…нский, голланд…кий, никел…вый, нул…вой, жалостл…вый, обидч…вый, бел…ватый, молодц…ватый, ялт…нский, мари…нский, мешоч…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, солн...шко.

Задание 2.

Объясните правописание пропущенных орфограмм

Соч…тания, отр…сль, пр…людия, ап…артамент, ком…ентарий, импре…арио, пр…града, сверх…емкий, ю…ный, сви…ой, безветре…ый, гру…чик, клю…ка, старуш…нка, деш…вый, сгущ…нка, тяж…лый, ш…рты, ж…лтый, письм…цо, ди…та, р…квием, в…негрет, в здани… суда, пьеса став…ся, дом стро…ся, улыба…ийся, он хахоч…т, трава стел…ся, верить в его творени…, петербур…ский, кокетл…вый, без…нтересный, неот…емл…мый, непр…рекаемый, серебр…ный, куст мо…жевельника, хлес..нуть кнутом, фура…ка, опас…ный, сверс…ница, будн…чный, озеро не измере…но, его глубина не промер…на, люди сдержа…ны, простуже…ный ребенок, они избалова…ны родителями, удары молота медле…ны и неповоротливы, дорога асфальтирова…на, она великолепна и торжестве…на, они были не потеря…ные, ветр…ные мельницы, гости…ный двор, подержа…ная машина

Информация о работе Основные понятия лингвистики текста. Структура текста