Общественное телевидение в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: установить особенности российского и зарубежного общественного телевидения.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «общественного телевидение»;
2. Определить значение общественного телевидения в формировании гражданского общества;

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1 Роль общественного телевидения в формировании гражданского общества……………………………………...………………………………...
1.1 Теоретические основы исследования общественного телевидения…...
1.2 Общественное телевидение как важный компонент демократии.......…
2 Система функционирования всемирного общественного телевидения…
2.1 Особенности российского общественного телевидения………….……
2.2 Зарубежный опыт создания общественных телекомпаний….………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Общественное телевидение в России и за рубежом.docx

— 65.52 Кб (Скачать файл)

Абонентская плата является очень важным моментом. Во многих странах Европы абонентская плата – основной источник финансирования общественного вещания. Можно привести пример Словении, где при населении менее 2 млн человек и наличии 2 общенациональных телеканалов, 4 круглосуточных радиоканалов и вещания на зарубежные страны лицензионная (абонентская) плата в 2003 году составляла порядка 35 евро в год с каждого гражданина. Однако в некоторых странах, например в Испании, абонентская плата отсутствует, и средства выделяются государством в виде дотаций, другой источник финансирования – спонсорская поддержка. Роль абонентской платы состоит, прежде всего, в установлении правовой связи между зрителем и телерадиокомпанией. У нас на данный момент этой правовой связи нет. Телекомпания показывает, а зритель смотрит. Между ними не установлены правовые отношения. Если же зритель заплатил за информационные услуги общественной телекомпании, то у него эти отношения возникают, и он уже может предъявлять требования через своего представителя в том общественном совете, который будет создаваться через различные общественные организации, утверждаться, формироваться через согласительные процедуры внутри представительных органов.

 

 

 

 

 

 

2 Система функционирования всемирного общественного телевидения

2.1 Особенности российского общественного телевидения

Общественное телевидение России по своей структуре — достаточно уникальное и феноменальное явление. Его можно рассматривать и как целостную систему, и как информационную единицу — часть этой самой системы.

Исследуя общественное телевидение России как систему, отметим, что его базовыми являются контрольные органы (Совет по общественному телевидению), органы управления (Наблюдательный совет и генеральный директор, ревизионная комиссия и Совет по использованию целевого капитала), сам телеканал (руководство, редакция и другие представители СМИ) и общество, которое заказывает определенный информационный продукт (и, по определению, организует общественное телевидение).

Рассмотрим каждое звено системной цепи отдельно. Общественное телевидение России в данной совокупности представляет собой отдельное средство массовой информации, которое, в свою очередь, также является некой системой. И поэтому данный элемент целесообразно рассматривать как отдельный телеканал со своим руководством, редакцией, программной политикой, его ролью и местом в современном медиапространстве. Поэтому мы рассмотрим ОТР как отдельно взятую из общей системы информационную единицу (об этом речь пойдет дальше).

Общество, конечно, является центральным звеном. Исходя из многих теоретических работ, именно социум формирует конкретный заказ СМИ, исходя из своих вкусов, идей и потребностей, а телеканал уже этот самый заказ выполняет, но в соответствии с целями, принципами и задачами, определенными в Уставе [7].

Кроме того, на начальном этапе развития ОТР финансируется государственными субсидиями (а это общественные налоги и сборы), добровольными пожертвованиями общества, а также иными другими источниками дохода, прописанных в проекте концепции «О создании общественного вещания в Российской Федерации» [3].

Проследить тесную взаимосвязь между обществом и вещателем помогает формула, выведенная доктором В. Румпхорстом. Определение гласит, что всякое общественное телевидение удовлетворяет трем условиям: оно должно служить интересам общества, финансироваться обществом и контролироваться обществом. Однако данная концепция (применительно к ОТР) остро обсуждается современными журналистами, политологами и медиааналитиками.

В органы управления входит Наблюдательный совет во главе с генеральным директором. Согласно Уставу ОТР, генеральный директор является единоличным исполнительным органом организации. Он осуществляет действующее руководство деятельностью вещателя, а также выполняет функции главного редактора телеканала. Генеральный директор назначается указом президента, и правительство (т. е. учредитель) передает ему все властные полномочия.

Наблюдательный совет — коллегиальный высший орган управления организации, который состоит из 7 представителей. В компетенции Наблюдательного совета — определение приоритетных направлений профессиональной и творческой работы организации, финансовое планирование его деятельности. Наблюдательный совет формируется Советом по общественному телевидению.

Совет по общественному телевидению представляет собой контрольный (надзорный) орган. Его основная функция — общественный контроль за деятельностью телеканала. Кроме того, он определяет состав Наблюдательного Совета. Как отмечает Е.В. Абашина, этот совет выполняет роль «общественного контролера и буфера» [1].

Кроме этого, в органы надзора входит ревизионная комиссия (она осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью) и совет по использованию целевого капитала (следит за выполнением целенаправленного использования денежных средств).

Органы управления и органы надзора могут назначаться высшими должностными лицами из представителей различных групп общественности.

Таким образом, мы попытались рассмотреть Общественное телевидение России как некий общий социальный проект, который в своей совокупности представляет собой деятельность различных органов (управления и контроля), телеканала и общества.

Далее мы рассмотрим Общественное телевидение России как отдельно взятый элемент, представляющий собой российский федеральный независимый телеканал (таким он является по определению) и осуществляющий свою деятельность в лице руководства, редакции и различных представителей общественности.

Как отдельная функциональная единица Общественное телевидение России также представляет собой систему, а точнее — подсистему. Это — совокупность информационных, технологических, материальных и человеческих ресурсов, которые в тесном взаимодействии помогают сформировать целостное представление о функционировании и стратегической направленности телеканала (в данном случае, преимущественно, социальной). Это позволяет целевой аудитории, различным СМИ и прочим участникам массовой коммуникации определить непосредственно свое отношение к программной политике, идеологическим и различным векторным характеристикам (тем основным направлениям, которые сегодня реализует общественное российское телевидение).

Здесь мы анализируем общественное телевидение России как объект с информационной составляющей. Главная его задача заключается в предоставлении объективной, достоверной информации с беспристрастной манерой подачи. На уровне мировой практики такая тактика уже давно отработана. Можно сказать, что данный принцип является основополагающим.

Общественное телевидение России представляет собой отдельно взятый информационно-вещательный элемент, определенную систему, включающую различные типы ресурсов. Эти ресурсы необходимы для организации и формирования политики управления, профессиональной и творческой, в том числе и производственной деятельности, а также для позиционирования ОТР как независимого объекта российской медиасферы, который определяет свои законы и принципы социокультурного диалога с целевой аудиторией — то есть обществом.

Под информационными ресурсами понимается конкретные информационные поводы, анонсы, пресс-релизы, архивы или события, которые получают в результате взаимодействия руководства, редакции «Общественного телевидения России» с представителями других средств массовой информации, различных медиа, а также с представителями общественности. Важным источником информационной базы является авторитетный ее представитель — человек (как очевидец, герой и т. д.). Сюда можно включить и различные общественные знания, полученные в ходе социальной практики. Одним из современных видов информационных ресурсов можно рассматривать и Интернет.

Информационные ресурсы являются важнейшей базой, формирующей новостной контент или наполнение других важных программ социально-политического или культурного значения на «Общественном телевидении России».

Система организации съемок, телевизионного (эфирного) вещания, прямого включения, а также работа монтажной, режиссерской группы представляет собой технологическую базу. К производственным ресурсам также можно отнести организацию цифрового вещания, что сегодня в принципе представляет новый тип работы в средствах массовой информации. Отметим, что в этом смысле, телеканал «Общественное телевидение России» включен в первый мультиплекс цифрового телевещания по стране.

Человеческий потенциал (трудовые ресурсы) — это, прежде всего, часть общества, занятая в сфере производства. К данной группе относим руководство, редакции программ, творческие объединения и группы, занимающиеся определенной производственной деятельностью и обладающих набором профессиональных качеств (журналисты, редакторы, операторы, продюсеры, архивариусы, режиссеры, монтажеры). Также мы включаем и других спецработников, занимающихся иной деятельностью, связанной с работой организации.

К материальным ресурсам можно отнести материалы или продукцию, необходимую для реализации полноценной производственной деятельности.

В своей тесной взаимосвязи данные элементы позволяют в конечном итоге выдавать то, над чем организация работает, а именно — достоверную, объективную и социально значимую информацию. Именно информация формирует новостийный контент, что для общественности имеет особую важность. Отметим, что главная информационная программа новостей на Общественном телевидении России выходит каждый час (в постоянном обновлении).

 

 Общественное телевидение России можно рассматривать как внутреннюю социальную организацию, которая, в свою очередь, выстраивает отношения и формирует определенные связи с внешней средой (представителями СМИ, различных медиа и прочих участников социально-информационного диалога). Тем самым мы определяем, что Общественное телевидение России» занимает важную нишу в российском медиапространстве, выполняет социально значимую роль. И роль эта заключается, прежде всего, в служении обществу.

Итак, попробуем дать собственное определение понятию «Общественное телевидение России» в широком и узком понимании.

Общественное телевидение России в широком смысле — это федеральный системный проект, основанный на правовой базе, который включает в себя не только конкретный телеканал, но также и органы управления, контроля, и представителей различных групп общественности, которые в своем взаимодействии помогают в реализации общественных задач.

Общественное телевидение России в узком смысле — это отдельное телевизионное средство массовой информации, с присущими ему признаками независимости, доступности и объективности. Это федеральный телеканал, выполняющий миссию «социального заказа», играющий социально значимую роль и имеющий социальное стратегическое назначение в сознании российского общества.

 

 Общественное телевидение России — один из немногих отечественных каналов, существующих в российских масс-медиа, преследующих социально-значимые цели, руководствующийся социокультурными мотивами и потребностями, имеющий общественную направленность.

Главное его отличие — это доступность для всех и каждого. Он имеет различные тематические блоки — общественно-политический, молодежно-подростковый, культурно-спортивный, а также отдельный блок, в котором размещаются программы зарубежных вещателей. Это позволяет говорить о том, что для каждого сегмента зрительской аудитории всегда найдется интересный контент, главное — подготовить его с большим творческим основанием.

 

1.1 Зарубежный опыт создания общественных телекомпаний

Британскую вещательную корпорацию многие эксперты называют классическим образцом. Как показывает история BBC, даже в Великобритании, где демократические традиции давно стали нормой жизни, правительство склонно считать, что именно оно лучше всех знает, что нужно обществу. За время своего существования (более 80 лет) BBC несколько раз вступала в серьезные конфликты с властями. В 1927 году корпорация получила первую Королевскую хартию, официально определившую, как должно функционировать общественное радио. Именно в это время в общем сформировался базовый принцип BBC, определивший его задачи, – информировать, образовывать и развлекать. Особое дополнение к хартии гарантировало редакционной политике BBC независимость от властей и определило обязанности этого общественного вещания. В течение последних 40 лет BBC конкурирует с коммерческими каналами, обладающими более сильными финансовыми возможностями. BBC же существует в первую очередь на весьма скромную абонентскую плату. Свой вклад в бюджет корпорации вносит продажа лицензий и программ. Существует совет управляющих, состоящий из 12 членов, которые обязаны следить за тем, чтобы редакционная политика BBC соответствовала общественным интересам, однако без вмешательства в сферу руководства компании. Основную деятельность ВВС ведет исполнительный комитет из девяти человек, которые назначаются советом управляющих. 

Японское общественное телевидение представлено Японской вещательной корпорацией NHK, которая является общественной корпорацией и находится под контролем государства. Так же, как и в великобританском образце общественного вещания, NHK возглавляет совет управляющих из 12 человек, назначаемых правительством с одобрения парламента, NHK ведет телевещание на пяти каналах и является второй по величине вещательной корпорацией в мире после уже упомянутой BBC. NHK существует за счет абонентской платы, которую вносят 38 млн  японских семей (это 90 % всех семей). Однако сигнал NHK не кодируется, и смотреть передачи общественного телевидения может каждый житель страны. Таким образом, абонентская плата становится добровольной по сути, что вызывает время от времени дискуссии о необходимости приватизации корпорации. 45 % эфирного времени NHK выделяет для информационных программ (для сравнения – коммерческое телевидение – 20 %);  для развлекательных – 17 % (коммерческое – 37 %), для передач о культуре – 25 % эфирного времени (коммерческое – 25 %); для образовательных передач – соответственно 10 % и 5 %. NHK не финансируется государством и поэтому имеет определенную защищенность от влияния властей и финансово-промышленных групп. Это дает возможность корпорации общественного телевидения объективно отражать общественное мнение страны. Свидетельствует об этом тот факт, что, по данным опросов общественного мнения,  до 80 % респондентов доверяют информации NHK, в то время как уровень доверия к коммерческому телевидению приближается к 40 %.

Информация о работе Общественное телевидение в России и за рубежом