«Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной исследовательской работы является ознакомление и последующий анализ нового типа русского журнала – «Мир искусства».
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности общественно-эстетических движений конца XIX начала XX в;
- проанализировать состояние русского искусства, его особенности, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»;
- обратиться к история создания журнала «Мир искусства»;
- показать роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»;
- выявить особенности журнала «Мир искусства» как первого журнала-манифеста в истории отечественной журналистики.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
§1Особенности общественно-эстетических движений конца XIX – начала XX вв, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»………………………………………………………………………6
§2 Роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»……………………………………………………………..………11
§3 «Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.). …...………….15
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников и литературы..………………………...…………………………………………28
Приложения……………………………………………………………..…….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа моя.docx

— 344.42 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................................................3

§1Особенности общественно-эстетических движений конца XIX – начала XX вв, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»………………………………………………………………………6

§2 Роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»……………………………………………………………..………11

§3 «Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.). …...………….15

Заключение…………………………………………………………………….26

Список использованных источников и литературы..………………………...…………………………………………28

Приложения……………………………………………………………..…….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Тема данного исследования посвящена одной из самых ярких  и интересных страниц истории  отечественной журналистики – журналу «Мир искусства». Наследие рассматриваемого журнала настолько обширно, что ученым потребуется еще достаточно много усилий, чтобы определить значение и осмыслить до конца это культурное явление.

Впервые критики пытались оценить журнал еще в пору его  существования. Но и тогда, и сегодня  основное внимание уделялось объединению  «Мир искусства», а журнал в большинстве  случаев рассматривался как печатный орган мирискусников - художников, выражавший их эстетическое кредо.

Журнал «Мир искусства», олицетворяя собой «слепок» с  культуры эпохи, представлял и сознание,  и самосознание культуры «серебряного века». Оно выразилось в тех культурологических и антропологических воззрениях, философски – теоретических обоснованиях культуры, которым полны страницы «Мира искусства». Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Журнал Мир искусств - как новый тип русского журнала» определяют несомненную актуальность данного исследования.

Объектом исследования является новый тип русского журнала - «Мир искусства».

Предметом исследования является: особенности журнала «Мир искусства» как нового типа русского журнала.

Целью данной исследовательской работы является ознакомление и последующий анализ нового типа русского журнала – «Мир искусства».

Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотреть особенности общественно-эстетических движений конца XIX начала XX в;

-  проанализировать состояние русского искусства,  его особенности, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»;

- обратиться к история создания журнала «Мир искусства»;

-  показать роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»;

- выявить особенности  журнала «Мир искусства»  как  первого журнала-манифеста в истории  отечественной журналистики.

При написании работы был использован комплексный метод исследования: историко-сравнительный, требующий сопоставления взглядов авторов журнала и выявления сходства и различия между ними; использовался синхронический метод, когда сравнительное изучение проводилось в одном выбранном промежутке времени (с 1898 по 1904 годы) – времени существования журнала.

Степень изученности проблемы: данная тема получила широкое освещение в специализированной литературе, в частности особый интерес представляет работа С.Я. Махониной1. Кроме того, данная тема отражается в литературе по истории искусства2, а так же опубликована в мемуарах некоторых авторов.3

Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая  состоит из: введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, а так же ??? приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1Особенности  общественно-эстетических движений конца  XIX – начала XX вв, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства».

  1. 1. Особенности общественно-эстетических движений конца XIX – начала XX вв.                        

 

Эпоха конца XIX –начала XX века в России – время, отмеченное сложнейшими сдвигами как в социальной, так и в духовной жизни общества. В конце 80 – начале 90-х годов художественное единство русской литературы оказалось нарушенным.  Рядом с традиционным реалистическим направлением появились представители «нового» искусства, заявившие о себе не только в литературе, но и в живописи, театре, музыке, архитектуре. Они пытались познакомить русскую публику с философскими и эстетическими принципами нового течения, с образцами творчества.4

Неприятие современной действительности и остро ощущаемое нарастание революционной ситуации обуславливали  прямо или косвенно общее умонастроение  и весь пафос творческой деятельности русской интеллигенции, характер тех  или иных эстетических поисков. При крайней обостренности чувства своего «я» каждого отдельного человека тема «взаимоотношений» личности и мира, включающая характер восприятия последнего, отношения к миру художника и поэта, особенности их собственного самосознания в ту эпоху, становится одной из основных в психологии творчества. Углублялось ощущение непрочности всех казавшихся ранее вечными установлений и норм. Все существовавшие до того, сложившиеся на протяжении целых поколений представления о добре и зле, о прекрасном, истинном, вечном оказались несостоятельными, требовали самого срочного и строгого пересмотра.5

Типичным стало ощущение политической и социальной неустойчивости, а в след за этим – изменчивости. Мир вдруг сделался зыбким, миражным, таинственным; за видимым, доступным  обычным чувствам, угадывалось нечто  неведомое, непостигнутое, а может  быть, и непостижимое. 6

Проблема личности в условиях буржуазной цивилизации, судьба человеческого  в человеке – вот то, что прежде всего волнует наиболее чутких и  мыслящих русских интеллигентов  на рубеже XIX-XX веков, несомненно свидетельствуя об их верности лучшим гуманистическим традициям не только национальной, но и мировой культуры. Именно настоятельная моральная потребность защитить и утвердить собственно человеческие ценности, заключающиеся как в завоеваниях многовековой культуры, так и в духовном богатстве личности, выражающемся не только в сложнейших и утонченнейших проявлениях ее эмоционально-психической сферы, но и в преображенной по-человечески чувственности, составила основной смысл творческого пафоса всех наиболее талантливых русских поэтов, художников и музыкантов. 7

Русское искусство конца  XIX начала XX века представляет собой чрезвычайно сложный поток, образованный множеством составляющих. Отличительной особенностью развития искусства на новом этапе стала публичность – превращение художественного процесса в широко обсуждаемый факт культурной жизни общества. Об этом прежде всего свидетельствует резкое увеличение числа художественных выставок  и журналов, публиковавших материалы по вопросам искусства.

  1. 2.  История создания журнала «Мир искусства»

Название «Мир искусства» относится к таким явлениям культурной жизни России рубежа XIX и XX вв., как  литературно-художественный журнал и  объединение художников, создавших  целое направление русской живописи.

Журнал «Мир искусства» издавался  с 1898 по 1904 год в Петербурге усилиями небольшой по составу редакции. Главной  фигурой всего предприятия был  С. П. Дягилев; обязанности секретаря  редакции, выдавшего также и литературную часть, исполнял В. Д. Философов; в ведении  А. П. Нурока и В. Ф. Нувеля находилась музыкальная жизнь; за художественный облик журнала отвечал Л. С. Бакст.

Сначала вся редакция помещалась в квартире Дягилева (на верхнем  этаже дома 45 по Литейному проспекту), а с 1901 года переместилась в здание на набережной Фонтанки. Довольно экзотичная обстановка, встречавшая каждого, кто  сюда приходил («вместо люстры дракон, стильные стулья и т. п.») с одной  стороны, била на неожиданный театральный  эффект, с другой – действительно  отражала эстетические пристрастия мирискусников.8

Свой журнал был мечтой всего кружка. Название искали долго. Выбранное после долгих размышлений название имело большой смысл: не обыденный, божий или современный мир, а особый, освобожденный от грубой повседневности мир искусства, в котором живут лишь избранные и посвященные.

Журнал вышел в ноябре 1898 г., как раз в то время, когда Бенуа был в Париже, поэтому вся организационная и практическая работа легла на плечи Дягилева. Очень большое внимание Дягилев уделял оформлению журнальных книжек. Непосредственно этим занимался Л. Бакст, он и был «жертвой Сережиной деспотии». «В одной из последних комнат можно было почти всегда найти Бакста; Сережа и Дима засадили туда покладистого Левушку за довольно неблагодарные графические работы и главным образом за ретушь фотографий, отправляемых в Германию для изготовления из них клише. Бакст рисовал и особенно нарядные подписи, заглавия, а то и виньетки.  Левушка любил эту работу и исполнял ее с удивительным мастерством».9

Таким образом, появление  журнала «Мир искусства», ведущим  свою историю с 1898 года, обусловлено  рядом вышеперечисленных особенностей духовной жизни общества, а также  основными общественно-эстетическими  движениями, требующими формирования и развития в русской журналистике конца XIX  начала XX в. нового типа русского журнала – «Мир искусства».

 

 

 

 

 

 

 

§2 Роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»

2. 1. Организационная работа С. Дягилева в журнале «Мир искусства»

С. Дягилев был великолепным организатором, воплощавшим самые неформальные идеи своих друзей, которые были и старше и талантливее его самого. Образ жизни, поведение Дягилева было рассчитано на то, чтобы шокировать окружающих. П. П. Перцов, журналист, издатель, близкий к модернистским журналам, вспоминал: «Дягилев без чванства, без сногсшибательных замашек, без чрезвычайной изысканности своего вида, без монокля, без надменного тона, без задранной головы, без оскорбительного под час крика на своих «подчиненных», был бы уже не Дягилевым».10

О Дягилеве много писали знавшие его люди, его рисовали художники (особенно известен портрет  кисти Л. Бакста «С.П. Дягилев с  няней»), память о нем восстанавливается  в наше время – создан фонд Дягилева. В1998 г. столетие «Мира искусства» было отмечено целым рядом выставок. Дягилев не оставил картин, опер и книг, его талант был совершенно особым. А. Бенуа так характеризовал этого человека: «Сергей Дягилев ни в какой области не был исполнителем, и все же вся его деятельность прошла в области искусства, под знаком творчества, созидания... У Дягилева была своя специальность, это была именно его воля, его хотение. Лишь с того момента, когда этот удивительный человек «начинал хотеть, всякое дело начинало становиться, делаться». Самые инициативы его выступлений принадлежали не ему. Он был скорее беден на выдумку, зато он с жадностью ловил то, что возникало в голове его друзей, в чем он чувствовал начатки жизненности. С упоением принимался он за осуществление этих не его идей... Взяв навязанное дело в руки, он его превращал в свое, и часто с этого момента инициаторы, вдохновители как-то стушевывались, они становились ревностными исполнителями своих же собственных идей, но уже понукаемые нашим “вождем”».11

Следует отдать должное Дягилеву-редактору. Он смог привлечь к работе в журнале талантливых молодых художников и критиков своего времени. Он открыл для широкого читателя искусствоведческое дарование А. Н. Бенуа и весной 1899 года пригласил сотрудничать И. Э. Грабаря, тогда еще начинающего критика. Без повседневной и всесторонней помощи художников было бы невозможно издание журнала в течение пяти с лишним лет. Они не только работали над его оформлением, но были озабочены и содержанием заметок и статей. В 1902 году Серов, например, просил поместить сообщение о работе Совета Третьяковской галереи. Под давлением Дягилева одни из художников впервые брались за перо, другие изыскивали средства для издания журнала среди своей клиентуры, а некоторые сами оказывали ему материальную поддержку. Художники считали журнал своим детищем, и недаром М. В. Нестеров в ответ на ругань В. П. Буренина в адрес Дягилева заявил в 1898 году: «За Дягилева порукой те имена честных и даровитых людей, которые сознательно доверились ему, признавая в нем человека способного и с хорошим вкусом».

2. 2. Работа С. Дягилева над журналом «Мир искусства». Оформление журнала

С. Дягилев стремился из самого журнала сделать «предмет искусства», поэтому так много  внимания уделял оформлению. В этом плане «Мир искусства» открыл новую  эру в развитии книжного дела и  полиграфии в России. Полиграфические проблемы создателям журнала приходилось решать самим. Д.В. Философов рассказывал впоследствии, что «мечтатели должны были превратиться в техников». Подлинный «елизаветинский» шрифт12, даже не сам шрифт, а матрицы, нашли в Академии наук. Не умели делать репродукции с картин, на помощь пришел старый фотограф, автор известного руководства по фотографии. Первое время клише и репродукции заказывали за границей. «Только с 1901 года журнал с внешней стороны стал удовлетворять самих редакторов». 13

Оформление нового стиля  во многом стало возможным благодаря  происходившей в это время  технической революции в полиграфии. Развитие цинкографии позволяло  с помощью штрихового клише практически  без потерь воспроизводить в печати линейное (штриховое) изображение, а  растровая автотипия с легкостью  передавала тонной оригинал. Это способствовало развитию графики (журнальной и книжной) принципиально нового типа, когда  художник, рисуя на бумаге, тем самым  создавал оригинал для печати, ориентируясь на будущий тиражный оттиск как на конечный результат. С 1900 года, когда  на обложках журнала «Мир искусства» композиции К. А. Коровина и М. В. Якунчиковой сменил рисунок К. А. Сомова,14 такая графика становится традиционной.

Несомненной заслугой мирискусников  стало создание новой, современной  книги. Разработанная ими эстетика оформления печатных изданий рассматривает  книгу как единый организм, формируемый гармоничным содержанием иллюстраций со всеми другими элементами: переплетом (обложкой) и суперобложкой, авантитулом, титульным листом и шмуцтитулами, заставками, концовками, буквами, декоративными рамками и линейками, форзацем, нахзацем и др. Тщательный же выбор формата, сорта и цвета бумаги, гарнитуры (начертания) и кегля (размера) шрифта превращал издание в настоящий художественный предмет.

Информация о работе «Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.)