Композиция газеты и ее оформление. Иллюстрации в газете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 15:37, реферат

Краткое описание

Практически в каждой газете постепенно складывается более или менее устойчивая композиция, под которой подразумеваются характерное для данного издания оформление полос, основные разделы и рубрики.
Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели газеты, облегчающих читателю ознакомление с номером, поиск интересующих его материалов. Устойчивость композиции вырабатывает у читателя своеобразную «модель ожидания» — готовность воспринимать публикации каждого номера той или иной газеты в хорошо знакомых и привычных формах.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет документоведения и педагогического образования

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Композиция газеты и ее оформление. Иллюстрации в газете.»

 

Выполнила

студентка 5 курса 7 группы

отделения очного обучения

Фоменко Е. В.

 

Проверил

Игнатьева В.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел - 2013

 

Композиция номера газеты

Практически в каждой газете постепенно складывается более или менее устойчивая композиция, под которой подразумеваются характерное для данного издания оформление полос, основные разделы и рубрики.

Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели газеты, облегчающих читателю ознакомление с номером, поиск интересующих его материалов. Устойчивость композиции вырабатывает у читателя своеобразную «модель ожидания» — готовность воспринимать публикации каждого номера той или иной газеты в хорошо знакомых и привычных формах.

Но устойчивость композиции газетного номера не означает принятия жесткого стандарта ее схемы. Один из признаков хорошей композиции — ее гибкость, допускающая при необходимости быструю переверстку той или иной полосы или даже замену какой—либо из них целиком, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение важнейших на данный момент материалов вперед, на самые выгодные места номера.

Связь между полосами газетного номера подчеркивается единством стиля их оформления. Это проявляется, например, в общем формате всех полос, в постоянном, стандартном для данной газеты, количестве текстовых колонок на полосе, в общих для всех полос особенностях технического оформления.

Разумеется, связь между полосами номера не исключает возможности резкого выделения какой—либо из них, если такая необходимость диктуется содержанием материалов. Это может быть выделение в форме тематической полосы или страницы—плаката и т.п.

Разрабатывая композицию номера, можно в целях выделения какой—либо полосы изменять количество текстовых колонок на ней. Например, в газете, верстающейся на пять стандартных колонок, при необходимости выделяют одну из полос, размещая на ней шесть узких колонок. Иногда такое изменение числа текстовых колонок связано с характером постоянно помещаемых на полосе материалов. Так, если на последней полосе газеты публикуются мелкие информационные сообщения, то ее можно постоянно верстать на шесть колонок, что открывает более широкие возможности для верстки и оформления материалов.

Композиция номера во многом определяется его объемом, зависящим от формата и количества полос. Чем больше полос в номере, тем легче разместить на них материалы основных разделов газеты, закрепив важнейшие тематические рубрики за определенными полосами. Поэтому для того, чтобы сделать композицию номера более четкой, облегчить группировку материалов и рационально распределить газетную площадь, формат периодического издания иногда уменьшают, увеличивая за счет этого количество страниц и полос.

Компонуя номер, верстальщик должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с большими статьями на страницах должны быть помещены и средние по размерам заметки, и разнообразные мелкие сообщения. Переход от крупных проблемных статей к мелким заметкам облегчает восприятие всего номера.

Важный элемент композиции газеты — ее разделы и рубрики. Рубрики подразделяются на служебные, определяющие жанр или источник публикуемого материала, и тематические, указывающие направление и характер публикации. Для композиции номера решающее значение имеют именно тематические рубрики, которые позволяют реализовать дифференцированный подход к читательской аудитории, систематизировать материал газеты и ориентировать его на конкретные группы читателей. В каждой газете существует несколько разделов, в которых помещают материалы определенного направления, характера или жанра. Раздел газеты может совпадать с рубрикой, но чаще статьи и заметки, входящие в какой—либо раздел, печатают под разными рубриками, которые выступают как его части. Чем больше таких рубрик, тем разнообразнее газета. В каждой газете должна быть разработана своя система рубрик, различающихся характером, продолжительностью своего существования, ориентацией на определенную аудиторию и т.д. Одни рубрики используются в издании постоянно или живут длительное время, иногда несколько лет, и обычно совпадают с главными тематическими разделами газеты, другие связаны с конъюнктурой или имеют сезонный характер. Применяются и эпизодические рубрики, которые помогают уточнить характер публикации в одном номере и более не повторяются. Они также помогают читателям, хотя и не играют большой роли в формировании лица газеты.

Рубрики различаются и периодичностью, частотой своего появления в газете. Одни применяются в каждом или почти в каждом номере, другие, рассчитанные на определенные читательские группы, используются реже, с большими или меньшими интервалами. Некоторые предназначены для всей читательской аудитории, иные — лишь для ее части.

У рубрик в газете своя жизнь: какие—то из них могут наскучить читателю, а другие потребовать обновления. Иногда достаточно видоизменить рубрику над старым постоянным разделом газеты, чтобы его материалы стали восприниматься поновому. Лучший метод обеспечить оптимальное функционирование системы рубрик газеты — планирование, для чего составляются редакционные планы по рубрикам, определяется периодичность их появления в газете; рубрики закрепляются за определенными страницами номера и местом на полосе, связываются с конкретными днями недели или месяца.

Композиция газетного номера в значительной мере определяет характер его верстки.

 

Особенности композиции специальных номеров газеты

Особенности содержания специального номера газеты — целевого, выпускаемого к празднику, юбилею, знаменательной дате, или тематического, все материалы которого посвящены какой—либо одной теме, — определяют и особенности его композиции и оформления. Для того чтобы оформление спецвыпуска не было однообразным, необходимо разносторонне подать избранную тему с использованием различных газетных жанров и форм подачи материалов. Возможно более разнообразной, необычной должна быть и композиция такого номера, определяющая яркую верстку и оформление. Тематический номер нужно надлежащим образом иллюстрировать, в его оформлении очень часто используют дополнительный цвет.

Особый вид целевого номера представляет так называемый объединенный номер. Он выпускается редакциями нескольких газет и посвящается теме, представляющей общий интерес для читателей всех этих изданий. В номере, независимо от места его издания, помещают одни и те же материалы, подготовленные по единому плану журналистским коллективом из представителей всех газет. Редакции выпускают номер по заранее разработанному макету. На первой его странице обычно воспроизводят названия и логотипы всех газет, принимавших участие в подготовке номера. Здесь же помещается и вводная часть, сообщающая о целях выпуска объединенного номера и о его участниках.

Элементы планирования газетной полосы

И весь номер, и каждая из его полос должны представлять собой единое целое и строиться по тщательно разработанному плану. Разрабатывая верстку полосы, следует исходить из тех же принципов, которые определяют композицию и оформление всего номера. Размещение и оформление материалов полосы, прежде всего, зависят от их содержания и значения. Как и в целом номере, все статьи и заметки, предназначенные для публикации на полосе, систематизируют, группируют, образуя разнообразные подборки. Эти материалы различны по своему содержанию и значению, и их разнообразие получает выражение с помощью контраста в оформлении. Важнейшие из них выделяются различными средствами, в том числе посредством их размещения на самом выгодном месте страницы.

На верстку полосы влияет как ее место в номере, так и роль, которую она играет в ансамбле всех его полос. Понятно, что первая или последняя страница четырехполосного номера значительно отличается по верстке и по особенностям оформления от внутренних страниц. Значение имеет и то обстоятельство, что во многих газетах материалы главных разделов и рубрик размещают на определенных страницах номера.

Значение различных частей полосы

Имеет ли значение, где будет помещена на полосе та или иная статья или заметка? Влияет ли расположение материала на степень его восприятия читателем? Практика показывает, что статьи, помещенные в разных частях газетной полосы, воспринимаются по—разному и простым их перемещением по странице можно изменить степень читательского внимания к ним. Дело в том, что просмотр любой страницы газеты мы обычно начинаем с ее верха, а потом наш взгляд опускается к материалам, расположенным ниже. Более того, разные части газетной страницы, в зависимости от ее места в номере, могут по—разному выделять материалы. Так, на внешней последней странице самым выгодным местом является верхняя левая часть, затем — верхняя правая, за ней — нижняя левая и наконец — нижняя правая. На внутренней третьей странице четырехполосного номера самое выгодное для публикации материалов место — верхняя правая часть полосы, далее — верхняя левая, потом — нижняя правая, а затем — нижняя левая. Помещая статью в верхней части страницы, верстальщик выделяет ее среди остальных материалов.

Существуют три типа верстки верхней части страницы. При верстке «на открытие» статью располагают на нескольких первых колонках. При верстке «на отлет» ее ставят на последних колонках. Верстка «на центр» предполагает размещение статьи на центральных колонках. Размещение материала в верхней части полосы подразумевает усиление его выделения с помощью и других средств. Так, используя верстку «на открытие», целесообразно одновременно выделить материал заголовком, набранным более крупным и ярким шрифтом.

Все вышесказанное, разумеется, не означает, что важный материал, который необходимо выделить, можно помещать только в верхней части полосы. Искусство верстки как раз состоит и в том, чтобы уметь при необходимости выделять материалы, расположенные в любой части полосы, в том числе и внизу. Воздействие на читателя заверстанной в нижней части полосы статьи можно усилить подвалом, либо набрав ее на нестандартный формат, либо поставив над ней яркий заголовок, либо заключив ее в рамку.

Эстетика газетной страницы

Газета не только отражает уровень журналистского мастерства работников редакции, а в какой—то мере является произведением искусства — верстально—дизайнерского и полиграфического, подобно, например, книге или плакату. И если вопрос об эстетической ценности книги не вызывает сомнений, то мы беремся утверждать, что с теми же критериями следует подходить и к газете.

Эстетическое восприятие газеты читателем складывается как минимум из двух компонентов — первого впечатления и оценки после более тщательного ознакомления с ней. Первое (непосредственное) впечатление зависит от внешнего вида газеты — от ее графической формы, под которой мы понимаем все, что воспринимается в газете глазом читателя. Потом читатель начинает разбираться в содержании номера или страницы, анализирует их построение, обращает внимание на главные материалы. Иначе говоря, читатель опять оценивает внешнюю (графическую) форму газеты или ее страницы, но уже с иных позиций — с точки зрения целесообразности этой формы, ее соответствия содержанию напечатанных материалов. Таким образом, при более глубокой оценке газеты по—настоящему красивым в ее графической форме кажется то, что является целесообразным, что отвечает задаче наилучшего выражения содержания материалов. При верстке газетной страницы следует учитывать оба уровня ее эстетического восприятия.

Очевидно, что первое впечатление зависит от соблюдения в процессе создания этой формы эстетических норм — законов пропорции и равновесия. Пропорция, несомненно, играет в газете очень важную роль. Она определяет размеры многих элементов оформления, в частности формат газетной страницы. Соотношение между шириной и высотой страницы (и полосы) основывается на так называемом золотом сечении (или золотой пропорции), применяемом и при определении книжных форматов, — примерно оно равно 3/5—5/8. Конечно, не следует абсолютизировать эту величину и превращать ее в универсальную норму, поскольку практика показывает лишь относительную устойчивость различных эстетических канонов. То, что в один исторический период казалось красивым, в другой таковым не считается. Например, в позапрошлом веке в России вполне эстетичной считалась близкая к квадрату форма страниц. Приведем еще один пример по поводу условности пропорций. Сейчас принято считать, что красиво смотрится лишь вертикальное расположение газетной страницы, а газета, в которой ширина страницы превышает высоту, многим покажется некрасивой и нарушающей эстетические нормы. Но вспомним о так называемом газетном развороте: он представляет собой страницу, ширина которой намного больше высоты. Это необычно, непривычно, но читатель без раздражения воспринимает разворот, понимая его необходимость в отдельных случаях и вовсе не считая его неэстетичным.

Однако некоторая относительность эстетических норм не означает отрицания их устойчивости в определенных условиях. Нарушение этих норм, в частности пропорций и равновесия, может привести к неудачам и ошибкам в верстке и оформлении газеты.

Подборка

Каждая газетная полоса складывается из нескольких основных композиционных элементов. Один из них — подборка, то есть объединение нескольких материалов на основе какого—либо общего их свойства, например единой темы, одного жанра и т.п. В зависимости от задачи, которая ставится при формировании подборки, она может быть тематической или разнотемной. Подборки компонуются как из материалов одинаковых жанров (заметок, интервью, писем читателей), так и из различных информационных материалов (заметок, зарисовок, интервью, репортажей и т.д.).

Информация о работе Композиция газеты и ее оформление. Иллюстрации в газете