Комплексный медиакультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Эффект глубины медиареальности, создаваемый на основе диалога и контрастов. Медиареальность становится параллельной, таки все как описывали наши любимые фантасты: новый слой реальности, порожденный взаимодействием человека и машины. Отсутствие медиаграмотного потребления лишь усугубляет ситуацию, однако нельзя оценивать ее однозначно как социальный прогресс или регресс. Даже поверхностный взгляд на современное медиапространство приводит к возникновению вопросов: почему определенные медиагерои становятся более популярными, чем другие? почему некоторые сериалы собирают возле экранов телевизора всю семью, а другим отдают предпочтение лишь представители определенных групп?

Вложенные файлы: 1 файл

Комплексный медиакультурный феномен.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Введение

На сегодняшний день мир медиа определяет культурное пространство современного человека, делает его поликультурным.

Медиакультура:

    • важный социальный инструмент влияния на групповое и индивидуальное сознание
    • фактор формирования индивидуальной и групповой картины мира
    • система представлений личности и о самой медиакультуре и о медиасреде.

Содержание медиаинформации находит  свое отображение в сознании человека, влияет на его поведение, формирует отношение к действительности.

При этом, мы видим низкий уровень медиакультуры в современном обществе: чувствительность к медиаманипуляциям, слабое сопротивление насаждению низкопробной медиа продукции, аморальных ценностей, распространение медиазависимостей [2]. Информационная эпоха привнесла в нашу жизнь еще и бегство от реальности в медиаразвлечения, распространение игромании, экранную социализацию.

Эффект глубины медиареальности, создаваемый на основе диалога и контрастов. Медиареальность становится параллельной, таки все как описывали наши любимые фантасты: новый слой реальности, порожденный взаимодействием человека и машины. Отсутствие медиаграмотного потребления лишь усугубляет ситуацию, однако нельзя оценивать ее однозначно как социальный  прогресс или регресс.

Даже поверхностный взгляд на современное медиапространство приводит к возникновению вопросов: почему определенные медиагерои становятся более популярными, чем другие? почему некоторые сериалы собирают возле экранов телевизора всю семью, а другим отдают предпочтение лишь представители определенных групп? В чем особенности распространения феноменов Спайдермена, Симпсонов, Гарри Поттера или доктора Хауса?

В связи с этими вопросами  мы предлагаем рассмотрение комплексного медиакультурного феномена.

 

Часть 1.

  1. Первый признак комплексного медиакультурного феномена:

его распространенность, популярность в разных культурах, в  разных возрастных и социальных группах.

КМФ – это явление в медиапространстве, которое одновременно представлено разными медиапродуктами, распространяющимися по разным каналам информации. Все мы знаем о книгах, которые определяли стиль жизни людей. Например, знаменитая эпопея Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» – одна из наиболее известных и популярных книг XX столетия. Она переведена по меньшей мере на 38 языков и оказала огромное влияние на литературу в жанре фэнтези, а также на ролевые, настольные и компьютерные игры. Второй волной актуализации медиакультурного феномена Дж. Р. Р. Толкиена можно считать современную экранизацию книги, созданную режиссером Питером Джексоном.

Изначально приоритетным каналом распространения МКФ были печатные СМИ. Со временем на исторической арене ключевых каналов информации появилось телевидение, и сейчас мы можем наблюдать, как интернет становится информационным „идолом” многих людей, лучшем советчиком и даже другом.

 Все культовые вещи можно рассматривать как КМФ только в отдельно взятой культуре. (Известные каждому россиянину „Семнадцать мгновений весны” никогда не будет распространенным в странах Западной Европы или в Америке. Но имя Гарри Поттера известно каждому взрослому или ребенку Америки, Европы, и стран постсоветского пространства.)

Также каждое медиа специфически воздействует на человека, распространению комплексного медиакультурного феномена содействуют использованные, например, в кинофильме спецэффекты и новейшие маркетинговые технологии продвижения и продажи продукта. Любой новый продукт комплексного медиакультурного феномена появляется «очень своевременно» – в тот самый момент, когда интерес к комплексному медиакультурному феномену еще не угас, но ажиотажа уже нет. Кроме того, согласно маркетинговым стратегиям, информации всегда оказывается недостаточно (незаконченные серии книг, ограниченное количество копий дисков и т.п.), и существует отсроченность в удовлетворении медиапотребностей потребителей. К этому следует прибавить чередование каналов информации – переключение на новый продукт с присоединением новых каналов (например, комиксы, сериалы «по мотивам»). Таким образом, фильм, книга, которые получили признание потребителей, превращаются в КМФ. Хотя нельзя сказать, что каждый «раскрученный» определенным образом фильм или книга может стать комплексным медиакультурным феноменом.

 

2. История комплексных медиакультурных феноменов насчитывает уже несколько десятилетий. Кто не знает Фантомаса? Каждый современный человек – и дети, и люди преклонного возраста – хотя бы слышали по рыцарей-джедаев из „Звездных войн”. Но это не единственные герои, которые „владели” умами и душами предыдущих поколений, но другие – „канули в Лету”. Здесь мы вплотную подходим к определению второго сущностного признака комплексного медиакультурного феномена.

Содержательно КМФ имеет целостную, внутренне согласованную концепцию, которая включает картину мира, мировоззрение, социальные и психологические законы и закономерности устройства общества, организации и развития личности, конкретные модели поведения. Концепция комплексного медиакультурного феномена похожа на реальность, но отлична от нее своей простотой и очевидностью. Она содержит категоризацию субъектов этой картины мира, модели поведения которых каждому хочется примерить на себя. Картина мира, представленная в комплексном медиакультурном феномене, привлекает своей псевдоочевидностью и реальностью. И медиагерои, порожденные КМФ, подобны нам – они ошибаются и выигрывают, строят отношения, ссорятся и влюбляются, боятся и радуются.

КМФ имеет свойство каллогенности – термин предложенный Ф. Тернером [7]: содержит недвусмысленные, четкие, правдоподобные, связанные, внутренне непротиворечивые, емкие и компактные модели окружающего мира, которые обладают предсказательной силой. В этих моделях все должно укладываться в какую-то систему и ею же объясняться. КМФ, существуя в информационном пространстве, заполняет социальное пространство и время человека, проникая в наименьшие щели в сознании и бессознательном, связывая разные аспекты и объекты реальности между собой.

Описанная картина близка к мифологической картине мира. Во время вовлечения в КМФ у человека и формируется такая картина. Но мифологизации сознания не происходит.

Мифологический аспект присущ массовому сознанию в разные времена: актуализация конкретных мифов происходит, как известно, в периоды кризисов и социальных конфликтов. Современный мир становится все более непонятным для человека, обнаруживается внутренняя недостаточность традиционных способов освоения действительности. Мы можем констатировать отсутствие обычных ориентиров, социальных идеалов, которые способны обеспечить мировоззренческую целостность сознания. Все это приводит к обращению человека к мифологическому способу познания мира и формирование картины, которая имеет признаки мифологической.

По мнению И. Ю. Филипповой, между  мифом и массовым сознанием существуют отношения взаимообусловленности: миф поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф. Мифологизация – это обобщение и абстрагирование. Итак, КМФ содержит такую модель, которая может быть распространена на все реалии жизни, а мифологизации – это такой механизм, который позволяет откинуть все ненужное или то, что не вкладывается в мифологическую картину мира.

 

  1. Третий признак комплексного медиакультурного феномена – субъекты, которые включены в его пространство:

- творцы этого медиа-продукта: творцы идейные – те, кто создал  идею, и те, кто ее тиражировал  в разных вариантах медиапродукта. 

- потребители комплексного  медиакультурного феномена;

- субъекты медиатворчества  в контексте конкретного комплексного  медиакультурного феномена;

- и последним субъектом  выступает собственно сам КМФ, который в определенный момент развития начинает функционировать – жить своей жизнью – в медиапространстве. Медиагерой становится „народным героем”, как некогда в сказках появились Василиса Премудрая и Иван-царевич.

Субъектам комплексного медиакультурного феномена присущи определенные медиапотребности, определенное медиаповедение, особое восприятие, способность к медиатворчеству.

 

Часть 2.

Медийное пространство постоянно  развивается и усложняется. Индивид во взаимодействии с ним переносит традиционные формы общественного взаимодействия:

- потребительское  – пассивное восприятие медиапродукции;

- реактивная  активность – восприятие и  реакция, обратная связь;

- творческая  активность – восприятие и творчество на основе того, что было воспринято.

Мы предполагаем, что  комплексные медиафеномены формируют  особую форму взаимодействия индивида с медийным пространством, и, таким  образом, особый способ восприятия реальности вообще. Эта форма представляет собой одновременное потребление, продуцирование и творчество, тем не менее отличается неаддитивностью: появляется новое качество системы, которое возникает в результате интеграции отдельных элементов или подсистем в единое целое, т.е. сумма эффектов от реализации отдельных элементов или подсистем не равняется эффекту от реализации системы в целом.

 

Первый фактор формирования особой формы взаимодействия в медиапространстве через КМФ связан с совмещением позиций субъекта и объекта влияния в массовой коммуникации. Субъектом и объектом влияния является, по мнению Е.Е. Прониной, коллективное сознание, которое регулирует себя с помощью массовой коммуникации. Отсюда вытекает, что массовая коммуникация – это автокоммуникация, специфическая функция самоорганизации целостного социального организма, и тогда СМК, по выражению М. Маклюена, является „продолжением нервной системы человека”. Э. Морен делает вывод о работе фильма как вспомогательной машины чувств, так как фильм выполняет вместо зрителя часть его психической работы [6].

Второй фактор – это стимулирование комплексным медиакультурным феноменом медиатворчества, основой которого он становится. Интернет здесь выступает ключевым каналом информации и коммуникации, связанной с КМФ, поддерживая его распространение и популярность как продукта. Социальные сети, саморегулированные фан-клубы предусматривают постоянное общение он-лайн, стимулируя их потребителей на медиатворчество. Примером этого может стать продукция fun-art, искусства, связанного с творческой реализацией людей, которые являются потребителями этих медиа-феноменов.

Можно также добавить, что  медиатворчество на основе комплексного медиакультурного феномена приводит к  «мимикрии», т.е. появлению продуктов, которые ему «подражают». Продукты мимикрии также является составляющей и работают на усиление комплексного медиакультурного феномена (например, „Гарри Поттер”, „Таня Гроттер”, „Порри Гаттер”, и т. п.).

 

Функции комплексного медиакультурного феномена  как элемента современной культуры:

- преобразующая как освоение, создание, сотворчетсво, самопознание;

- коммуникативная как  продуцирование конкретных правил  и способов обмена информацией; 

- образовательная или  познавательная – КМФ часто выступает источником познания себя и мира вокруг;

- воспитательная: неосознанно потребитель учится и вырабатывает определенные модели поведения под влиянием комплексного медиакультурного феномена;

- социализирующая функция,  или группообразующая: такие явления  в культуре часто способствуют  организации групп, сообществ  со своими законами и особенностями устройства;

- ценностное-образующая  функция предусматривает оценку  значимости тех или других  норм и ценностей представленного  общества для потребителей продуктов  этого феномена;

- гедонистическая или  релаксационная – отдых, удовольствие, развлечение.

Если эти функции присущи  культуре вообще, то кроме них КМФ несет:

- функцию обратной связи;

- культурообразующую: он  формирует особую субкультуру  и гибко реагирует на потребности ее представителей.

Кроме того, герои комплексного медиакультурного феномена уже не являются только добрыми или только злыми. На любого из них потребитель может спроецировать как светлые так и темные стороны своего „Я” благодаря механизму партиципации. Современное общество экспериментирует с нормами, поэтому не имеет четких критериев Добра и Зла. В предыдущие годы человек не мог осознать свои отрицательные черты, так как у него не было возможности идентифицироваться со Злом. У кого есть желания быть Кощеем Бессмертным или Бабой Ягой? Также современный ребенок не будет идентифицировать себя с Волан де Мортом, но с каким-нибудь Роном - запросто. Именно это позволяет потребителю комплексного медиакультурного феномена выйти на более высокий уровень осознания. Медиагерои – почти обычные люди, как наши соседи или друзья.

 

Среди механизмов функционирования комплексного медиакультурного феномена мы выделили аффективную партиципацию (проекцию-индентификацию).

Проекция, по мнению З. Фрейда, является психологическим механизмом, который обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера медиагерою. На героев комплексного медиакультурного феномена, как мы уже говорили, очень легко проецировать собственные черты как положительные, так и отрицательные. Уже при создании идеи комплексного медиакультурного феномена закладывается такая модель, которая может быть распространена на все события реальной жизни. При реализации идентификации происходит бессознательное уподобление индивида определенному медиагерою. В той степени, в которой экранные изображения идентифицируются с реальной жизнью, активизируются наши проекции-идентификации. Как мы уже говорили, медиагерои похожи на обычных людей, что облегчает партиципацию. Ведь партиципация является механизмом функционирования комплексного медиакультурного феномена. И до тех пор пока мир, который создан в комплексном медиакультурном феномене, и медиагерои, которые в нем живут, будут полем для проекций и идентификаций потребителя, пока они будут стимулировать медиатворчество потребителя, КМФ будет жить в медиапространстве.

Информация о работе Комплексный медиакультурный феномен