Источники информации и особенности работы с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить наиболее эффективные источники журналистской информации
Для того, чтобы написать журналистское произведение необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. Этим объектом может стать как социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельных людей. "Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях." Но каким бы ни был объект изучения, на начальном этапе работы журналисту необходимо владеть навыками по сбору и обработке фактического материала.

Содержание

Введение ...................................................................................................... 3
Глава 1. Основные источники журналистской информации
1.1 Документальные источники информации........................................... 6
1.2 Человек как источник информации ..................................................... 9
1.3 Предметно-вещевая среда как источник информации......................13
Глава 2. Дополнительные источники журналистской информации
2.1 Интернет как источник информации...................................................16
2.2 Вспомогательные способы получения информации.........................19
Классификация источников журналистской информации.............21
Заключение.................................................................................................22
Использованные источники....................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.72 Кб (Скачать файл)

     Также неспециализированными агентствами  считаются:

     - агентство "Интерфакс-Запад" (www.interfax.by) – компания в структуре информационной группы Interfax Information Services – работает на рынке политической и экономической информации Беларуси с 1994 года;

     - белорусское бюро "Прайм-ТАСС" (www.prime-tass.by) – с 2003 года присутствует на белорусском информационном рынке, специализируется на новостных сообщениях, аналитических обзорах, базах данных, финансовой информации.

     Среди специализированных информационных агентств Беларуси можно выделить агентство Владимира Гревцова (www.grevtsov.by). Оно предоставляет качественную экономическую, финансовую и юридическую информацию. Основанно в 1992 году, в 2005 году оно уже представляло собой крупнейший в Беларуси медиа-холдинг, в состав которого входиило 6 компаний.

     Также на рынке специализированных информационных агентств Беларуси представлены: Агентство  финансовых новостей (www.afn.by), "Экопресс" (www.ecopress.by), "ЛБЛ-Ньюс" (www.lbl-news.by). 

 

     

     Глава 2. Дополнительные источники  информации 

     1.4 Интернет как источник информации

     В последнее время для поиска информации все больше используется глобальная компьютерная сеть Интернет. Трудно недооценить  количество полезной для журналиста информации, которое там содержится. Кроме этого он также обеспечивает быстрые и надежные связи между журналистами и их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч километров.

     Итак, для чего журналисту Интернет? Первое, это источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов и проведения журналистских расследований.

     Кроме этого, Интернет все в большей степени становится источником, включающим в себя все мыслимые типы источников, - универсальной информационной средой. Благодаря оцифровке всего, что может быть оцифровано, и возможности немедленного доступа к оцифрованной информации из любой точки планеты, частные информационные среды (такие как книги, пресса, радио, телевидение, кино, устное и письменное общение и т.п.) постепенно сливаются в едином информационном пространстве.

     Второе, Интернет позволяет осуществлять поиск необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевозможным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и проч.). Интернет, таким образом, это одновременно и океан информации, и сеть, чтобы вылавливать из этого океана нужное.

     Третье, Интернет - это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон, факс и другие привычные способы связи.

     И четвертое, Интернет во многих своих проявлениях сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа. Электронные СМИ теснят на рынке СМИ традиционные, нередко опережая последние как в плане оперативности, так и по качеству разработки информации. В Сети формируется новый класс журналистов; развивается сетевая (онлайновая) журналистика со своими особыми приемами и методами; возникают свои профсоюзы и "звезды"; репортеры и обозреватели из традиционных СМИ постепенно перетекают в онлайн.

     Очевидно, что независимо от конкретной медийной сферы, в которой работает журналист (пресса, радио, телевидение и т.п.), Интернет является для него (или, по крайней мере, должен являться) важнейшим  орудием труда. Как, впрочем, и для  всякого человека, профессионально  работающего с информацией.

     Самый лучший способ для журналистов оценить  возможность Интернета, это исследовать различные узлы (месторасположения в Интернете). Этот способ является одним из самых плодотворных методом получения интересующей журналиста информации. Отсутствие централизованной системы означает, что Интернет не имеет каталогов и указателей ко всем своим материалам. Часто доступ к Интернету рассматривается, как посещение огромной библиотеки, в которой все книги были сброшены с полок и перемешаны на полу. Но на самом деле, Интернет не настолько неорганизован. Системные поисковые механизмы также помогают в поиске файлов на конкретные темы среди всех компьютеров Интернета.

     Среди самых известных поисковых систем и каталогов Беларуси можно назвать: www.tut.by; www.open.by; www.akavita.by и др.

     Кроме того, существует ряд специализированных сетевых источников информации для  журналистов. Вот некоторые из них:

     - www.agentby.com – агентство журналистских расследований;

     - http://who.fpnp.org/wsee/ - Кто есть кто в Беларуси (база данных известных политиков, журналистов, общественных деятелей и др.

     Понятно, что перечислить все полезные сетевые источники информации просто невозможно, поэтому ограничусь этим далеко не полным списком.

       В интернет в последнее время перешли все ведущие информационные агентства, многие издательства, рекламные агентства, представлены политики, многие правительства и парламенты. В глобальной сети представлены также многие белорусские печатные издания, телеканалы и радиостанции.

       Пользователь (предприятие или частное  лицо) может получить текущие  материалы прессы - интервью, репортажи, хроники, статистику, информацию о работе органов власти и крупных организаций. Доступность информации делает Интернет сильным соперником традиционных источников информации.

 

     

     1.5 Вспомогательные способы получения информации

     Наблюдение  и эксперимент

     Одним из источников информации может служить  наблюдение, которое при правильном построении даёт возможность изучить целое явление, а не отдельные его аспекты. Систематическое наблюдение – это наблюдение, ориентированное на получение данных о развитии той или иной сферы действительности, о поведении того или иного лица с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение сколько-нибудь длительного контакта [5,стр. 120].

     Наблюдение  – давно освоенный метод в журналистике. Ворошилов приводит не один успешный пример использования такого источника информации как наблюдение. Для того, чтобы с максимальным результатом провести наблюдение журналисты Михаил Кольцов, Лариса Рейснер, Иван Гудимов и многие другие на время меняли профессию (такое наблюдение называется включённым). В. Надеин, например, торговал на рынке, чтобы подготовить фельетон "Как я продавал барана"; Алла Трубникова поступила послушницей в монастырь, чтобы описать жизнь обители изнутри, и опубликовала очерк "Путешествие в 18 век". [5, с-108]

     Творчество  отдельных журналистов при ближайшем  рассмотрении показывает, что подача наблюдений аудитории у каждого  автора строго индивидуальна. Любого рода могут быть сделанные записи: описательными, аналогиями, эмоциональными, истолкованиями, оценочными выражениями, меткими словечками и мн. др. Эти мелочи не только создают "эффект присутствия", но и передают пережженные ощущения, придают материалу  достоверность.

     В зависимости от позиции наблюдателя  наблюдение может быть скрытым и открытым. Когда проводится открытое наблюдение журналисту не нужно скрывать ни своего присутствия, ни цели своей работы, ни ее содержания. При скрытом же наблюдении до выхода материала об истинной цели своего расследования и работы журналист не сообщает.

     Эффективно  использовать наблюдение в журналистике возможно только при совокупности нескольких факторов, таких как воображение, творческая установка, интуиция, общий  уровень развития журналиста, чёткий отбор чужих восприятий.

     Главная особенность данного источника информации в том, что "визуальные контакты в данном случае дополняются непрерывным накоплением документальных материалов, отражающих те или иные моментов жизни объекта и позволяющих увидеть новые или упорно повторяющиеся его явления" [14,с-174].

     Эксперимент журналисты используют довольно редко, поскольку данный метод требует многих затрат – временных, ресурсных, материальных, организационных и пр.

     "Эксперимент – это метод получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик"[14, c – 175]. Уже давно журналисты открыли для себя возможность таким образом открывать новое о людях и ситуациях, однако это были нечастые эпизоды в журналистской практике. Но во второй половине XX века эксперимент стал использоваться интенсивно и с ориентацией на социологические разработки. Первые научные описания эксперимента как метода журналистского познания появились не так давно, и только с учетом социологических рекомендаций.

     Общение журналиста с коллегами

     Общение коллег – журналистов между собой  – это еще один способ неиссякаемый источник для получения профессиональной информации. Когда журналист использует именно этот источник, то он имеет возможность  не только обменяться фактами, но возможность  при помощи коллеги сразу их осмыслить, выбрать тему, уточнить концепцию.

       "Не понимаю редакций, в которых царит классическая тишина, где в кабинетах чинный канцелярский порядок, а на стенах висят обязательства выдать столько-то строк в месяц, перегнав соседний отдел. Редакция не контора, как бы мы не иронизировали по этому поводу, редакция – это "живое" место, перекрёсток, где происходит вечное движение ног и мыслей, где набиваются в один кабинет из всех остальных, чтобы поговорить. Где идёт творческое обсуждение номеров, планов и проблем с правом безнаказанно высказываться, где культивируют «мозговые атаки», где с интересом ждут возвращения коллег из командировок и куда с радостью возвращаются. Только в этой атмосфере возможен продуктивный обмен информацией". [1, c–103-104] На мой взгляд, такой процесс получения информации журналистами плодотворно влияет на их творческую деятельность, способствует поддержанию информационного сотрудничества между журналистами, что в свою очередь положительно влияет на качество преподносимой аудитории информации. 

 

     

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЖУРНАЛИСТСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ 
 
Заключение

     Написав курсовую работу, я пришла к выводу, что наиболее эффективными источниками  журналистской информации можно  считать человека и интернет. Но при использовании данных источников стоит соблюдать осторожность.

     Информация, которую получили от человека, зачастую будет субъективной или недостоверной, поэтому при сборе сведений требуется  обращаться с опросом не к одному человеку, а к целой группе людей, для получения различных точек  зрения и составления наиболее объективного материала. Также все факты, если только они не получены от специалистов, должны подвергаться проверке.

     Интернет, в свою очередь, содержит в себе материалы  на самые различные темы. Сведения, которые могут понадобиться для  написания журналистского материала, можно найти в паутине в  неограниченном количестве. Но, к сожалению, к полученным в глобальной сети сведениям  стоит относиться с особой осторожностью  – во многих случаях факты выложены в сеть некомпетентными людьму. Чтобы  не попасть впросак и не подать ложную информацию читателям при  использовании сведений из интернета  стоит использовать информацию, которая  подана официальным источником или  проверять факты на подлинность.

     Наиболее  точными, на подаваемые сведения, являются документальные источники информации. Трудно представить, что энциклопедия или официальные бумаги министерства культуры будут содержать, какие-либо ошибки в фактах. Но из-за труднодоступности, порой даже дороговизны (если речь идет о книгах или энциклопедиях), я  не могу охарактеризовать их как наиболее эффективные. Но, при написании серьезных  аналитических материалов без документальных источников информации обойтись трудно.

Информация о работе Источники информации и особенности работы с ними