Журналист. Описание профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:24, реферат

Краткое описание

Мало на земле профессий, которые со стороны кажутся столь же романтичными и авантюрными, увлекательными и полными высокого творчества. Про представителей этого ремесла снимают кино и пишут приключенческие романы. Но разоблачать мифы о журналистике начали тоже давным-давно - и Мопассан, и Чапек, и, наконец, пресловутая "Вторая древнейшая профессия". И все же обаяние легенды оказывается сильнее...
Журналистика является довольно молодым и активно развивающимся социальным институтом пронизывающим и влияющим на все сферы общества.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 680.30 Кб (Скачать файл)

1.Введение.

Журналист. Описание профессии.

Мало на земле профессий, которые со стороны кажутся столь  же романтичными и авантюрными, увлекательными и полными высокого творчества. Про  представителей этого ремесла снимают  кино и пишут приключенческие  романы. Но разоблачать мифы о журналистике начали тоже давным-давно - и Мопассан, и Чапек, и, наконец, пресловутая "Вторая древнейшая профессия". И все же обаяние легенды оказывается  сильнее...

Журналистика является довольно молодым и активно развивающимся  социальным институтом пронизывающим  и влияющим на все сферы общества. Изучение истории журналистки позволяет  более глубоко понять не только ее развитие и современное положение  в социуме, но и развитие общества в целом.

Необходимость знания и понимания  причин и предпосылок, способствующих появлению и становлению журналистики, поможет нам спрогнозировать  ее дальнейшие тенденции и пути развития.

Каждый сегодня знаком с понятием «журналист»; это публичная, общественная профессия: журналист  всегда на виду, в гуще событий. Но человек, далекий от журналистики, наверняка  затруднится ответить, чем именно профессия журналиста отличается от других, в чем её специфика.

Понятие профессия означает вид трудовой деятельности, каких-либо занятий людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков, приобретенных  в результате специальной подготовки, опыта работы.

Многие считают журналистику квазипрофессией. К примеру, журналист не может быть врачом без образования, а врач может заниматься журналистской деятельностью. Противоречие есть и в определении сути профессии: ремесло или талант? Если задуматься, то в первую очередь необходим талант, призвание. Но и без труда в журналистике делать нечего. Быть журналистом означает каждый день заниматься кропотливой работой.

 

 

 

2.Журнализм в мире профессий

Понятие профессия означает род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комплексом теоретических  знаний и практических навыков, приобретенных  в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия, как правило, является источником существования. Профессии  обычно подразделяются на специальности (от лат.  «особенный, своеобразный»), т.е. определенные виды деятельности в рамках профессии.     

      Таким образом, если мы говорим о профессии — имеем в виду журнализм. Если о специальности, то,например, о газетчиках, тележурналистах, радиожурналистах, работниках информационных агентств, журналистах интернет-СМИ и др. Сейчас часто на факультетах журналистики готовятся и специалисты по рекламе и паблик рилейшнз (связи с общественностью). В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности, жанровой специализации: например, репортер, комментатор, интервьюер, расследователь, ведущий теле- и радиопередачи и т.п. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике, и такое деление называется профилизацией: журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы, специализирующийся в области культуры, семьи, криминальной хроники, светской жизни и т.д. И каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты, характеризуется устойчивой системой знаний, навыков, трудовых операций. Известный профессиолог Е. А. Климов различает профессии пяти типов.

  • Социономические (от лат.— общество), предполагающие в процессе деятельности общение типа «человек—человек» (например, продавец, учитель).
  • Сигнономические (от лат.— знак) профессии «человек-знак», предполагающие взаимодействие со знаковыми системами (например, программист, бухгалтер).
  • Артономические (от лат— образ, искусство): творческие профессии типа «человек — художественный образ», взаимодействие с системами художественных образов (писатель, художник).
  • Сельскохозяйственные типа «человек — природа», взаимодействие с природными системами (лесовод, агроном, земледелец), Технические типа «человек — машина», взаимодействие с техническими системами (шофер, токарь).

    Журналистская профессия относится, как минимум, к трем первым типам, хотя и техника играет в современной журналистике большую роль, особенно с введением компьютеризации в информационный процесс.

   Мир профессий весьма обширен, но полезно сравнить профессию журналиста с родственными профессиями, которые тоже имеют дело с информацией, словом, коммуникацией, воспитанием, творчеством, социальной деятельностью, т.е. с социономическими, эргономическими и сигнономичсскими типами профессий. Это коммуникативные, информационные, исследовательские,воспитательные, творческие (креативные) профессии. Главный фактор разделения профессий — их функциональное предназначение. Наука — средство познания; идеологические формы — средство в ценностной ориентации; политика — средство социального, политического регулирования; искусство — средство эстетического развития. Журналистика как средство массового информирования включает все вышеперечисленные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Виды журналистских специализаций  в зависимости от жанровой  деятельности.

3.1. Репортёр.

По сути, репортерская работа – основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение  представляло бы собой набор студийных  передач плюс трансляцию фильмов  и других рекреативных программ. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые  не специализируются на чем-либо, а  основой их работы является принцип  в необходимой степени полного  исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях  и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация. Репортеры специализируются «по  горизонтали»: в определенной сфере  общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т.д.). В отдельных  программах существует даже более узкая  специализация: отдельные корреспонденты не просто занимаются сферой политики, но и внутри ее специализируются более  конкретно: кто-то отражает деятельность президента и его администрации, кто-то – правительства, парламента, МИДа, министерства обороны и т.д. Специализация «по вертикали» означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране. Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работают с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ.2

Репортерская работа —  это проникновение ТВ в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу “говорящих голов” студии. Если оставить “телезвезду”, ведущую новости, без репортажей, такие новости едва ли кто-нибудь станет смотреть. Каждый репортаж — камешек в мозаичной картине мира. А ТВ изобрели именно для того, чтобы видеть самое важное и интересное, что происходит на планете каждый день.3

«Репортаж» происходит от латинского слова “reportare”, что значить “передавать”, “сообщать”. Досужие люди любят посмеяться над тем, как толпа репортеров давится вокруг места происшествия или знаменитости. Но журналисты просто честно делают свою работу! Ведь репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает.

Хороший репортаж создает  тройной эффект: присутствия, достоверности, сопереживания. Начинающие журналисты любят поведать миру не только фактическую  сторону событий, но и что они  подумали в тот или иной момент, что почувствовали. Это и есть репортаж – информационный жанр, в  котором факты подаются под приправой  авторских наблюдений, ощущений, комментариев.

Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно:

  • побывать на месте
  • увидеть как можно больше, включая детали и нюансы
  • услышать все возможные мнения (взять мини-интервью)
  • собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия записать все и сфотографировать

Задача репортера –  дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был  свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать. присутствия» неопытные журналисты иногда теряют чувство меры и считают необходимым познакомить аудиторию со всеми подробностями своего поведения.

Высокая творческая свобода  автора в репортаже помогла многим репортерам состояться как писателям. Вот лишь самые известные имена: Владимир Гиляровский, Эрнест Хемингуэй, Джон Рид, Юлиус Фучик, Юрий Трифонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Комментатор.

Понятие комментария происходит от латинского commentarius – толкование и полностью этому соответствует. Комментарий относится к аналитической публицистике, поскольку его целью является не простое информирование зрителя о тех или иных событиях, а выявление и разъяснение причинно-следственных связей внутри события или между событиями, прогнозирование. Основой комментария как жанра является откровенная авторская оценка, авторский анализ фактов.

Комментарий представляет собой  точку зрения на факты, но не сами факты. В роли комментатора обычно выступает  опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право  выступать с прогнозами и оценками. Однако и он должен стремится упомянуть о существовании других точек зрения, возможно, подвергнув их сомнению или критике. Итак, комментатор появляется тогда, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.

Зачастую, предпочитается приглашать для комментирования событий  видных публицистов, политологов или  иных специалистов, не работающих непосредственно  на телевидении. Правда, при этом автор или продюсер программы должны учитывать способности этого человека: мало того, что он специалист по проблеме, приглашенный в качестве комментатора должен еще и иметь ряд качеств, позволяющих ему выступать в эфире (например, необходима дикция; даже если содержание комментария будет исключительно интересным, неразборчивая речь может свести на нет зрительский интерес, и результат окажется равен нулю. В этом случае лучше использовать данного специалиста в качестве консультанта до эфира, а профессиональному журналисту-комментатору использовать информацию специалиста, по возможности сославшись на его авторитет). Подбирая участника передачи необходимо помнить о так называемом «чувстве камеры» – умении человека общаться с невидимой для него аудиторией. Один из признаков профессионализма в этом плане – умение видеть вместо камеры живого человека, вместо объектива – глаза внимательного слушателя, собеседника, обращаться к этому человеку, а не в пустоту, представляя за ней абстрактную миллионную аудиторию. (Некоторым журналистам удается представить в роли этого «живого человека» оператора, находящегося за камерой. Другие представляют его более абстрактно, это уже кому что удается).

Комментатор обычно полностью  пишет для себя текст предстоящего выступления, придерживаясь стиля устной речи. Об этом тексте зритель не должен догадываться: выступление выглядит как импровизация. Задача комментатора облегчается, если он имеет возможность пользоваться телесуфлером, т. е. читать свой текст в непринужденной манере, глядя словно бы в глаза зрителю и не скользя взглядом по пробегающим буквам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Обозреватель.

Журналист-обозреватель занимается анализом в определенной сфере деятельности, способен делать выводы и прогнозировать процессы.

Определяющий признак  жанра обозрения ? единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать ? значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста.

 

Обозреватель должен:

  • возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни;
  • отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;
  • обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;
  • через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Редактор.

Редактор в СМИ выполняет  очень важную функцию: в его непосредственном подчинении находится редакция и все журналисты.

Он отбирает и размещает  информацию различного рода в своем  СМИ, стремясь к достижению максимальной информативности и популярности своего издания. Также редактор занимается правкой текстов, стилистической или  содержательной. В его власти ? определение информационной политики, формирование облика издания или программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, компоновка номеров и выпусков. Редакторы конкретных отделов СМИ, например, спортивного или экономического, занимаются координацией работы журналистов своего подразделения, правкой материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Интервьюер.

Интервью, по мнению опытных  журналистов, – это нормальный человеческий разговор, одинаково интересный для  обоих собеседников. Интервью –  непременная часть почти любого репортерского сюжета для новостей. Проблемные передачи выявляют разные точки зрения опять же методом интервью.

Существует несколько  основных разновидностей интервью, знать  которые необходимо хотя бы для того, чтобы не оказаться в роли известного русского народного персонажа, который  плакал на свадьбе и плясал на похоронах. Есть информационные интервью, есть портретные и проблемные. Есть уличные типа «вокс-поп» (в России их называют «интервью-анкета»), тогда интервьюер — это специалист по проведению опросов (телефонных, уличных, поквартирных) в рамках маркетинговых исследований. Анкета, ручка и улыбка на лице – вот главные орудия сотрудника, являющегося основным звеном между мнениями людей и теми, кому эти мнения интересны.

Разумеется, физическое изображение  человека присутствует в любом из вариантов, но портретное интервью отличается от информационного или «вокс-попа» так же сильно, как произведение фотохудожника от моментальной фотографии на пропуск.

Информация о работе Журналист. Описание профессии