Журналистика как форма общественной и творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Журналистика и журналистская деятельность, пожалуй, — самые динамично изменяющиеся во времени и в пространстве явления. Суть данной изменчивости заключена в самой природе журналистики, которая всегда нацелена на освоение новых и актуальных явлений действительности, на овладение новыми формами отображения социальных фактов, на нескончаемый поиск новых идей и путей решения общественных проблем. В этом смысле журналистская деятельность есть нечто непрерывно меняющееся во времени, нечто непрерывно текущее и ни на секунду не останавливающееся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ.
1.1. Понятие и сущность журналистики
1.2. Общественные функции СМИ
2. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Понятие о творчестве, о журналистском творчестве
2.2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста
2.3. Состав профессиональных обязанностей журналиста
3. СПОСОБ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
3.1 Общее понятие о способе журналистского творчества
3.2 Творческий акт журналиста: ход работы
3.3 Методы и приемы журналистского творчества
3.4 Технические средства в процессе журналистского творчества
3.5 Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

     Факультет Журналистики

     Кафедра менеджмента и  общественных дисциплин

       « Журналистика как форма общественной и творческой   деятельности» 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

                                          ВЫПОЛНИЛА

                                          Студентка 1 курса группы 111-Р

                                                                     Толеуханова Айгерим Бауыржановна

                                          НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

                                          Заведующий кафедрой, к.ф.н.

                                          Ниязгулова Айгуль Аскарбековна

                                          ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ

                                          Заведующий кафедрой, к.ф.н.

                                          Ниязгулова Айгуль Аскарбековна 
 
 

     Алматы 2011 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ПОНЯТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ.

    1.1. Понятие и сущность журналистики

    1.2. Общественные функции СМИ

    2. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    2.1. Понятие о творчестве, о журналистском творчестве

    2.2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста

    2.3. Состав профессиональных обязанностей журналиста

    3. СПОСОБ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    3.1 Общее понятие о способе журналистского творчества

    3.2 Творческий акт журналиста: ход работы

    3.3 Методы и приемы журналистского творчества

    3.4 Технические средства в процессе журналистского творчества

    3.5 Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

Журналистика  и журналистская деятельность, пожалуй, — самые динамично изменяющиеся во времени и в пространстве явления. Суть данной изменчивости заключена  в самой природе журналистики, которая всегда нацелена на освоение новых и актуальных явлений действительности, на овладение новыми формами отображения  социальных фактов, на нескончаемый поиск  новых идей и путей решения  общественных проблем. В этом смысле журналистская деятельность есть нечто  непрерывно меняющееся во времени, нечто  непрерывно текущее и ни на секунду  не останавливающееся. Поэтому и  неудивительно, что многие авторитетные ученые в качестве ведущей научной  парадигмы, в рамках которой стало  бы возможным объяснение феномена журналистики, избрали категорию деятельности.

Представление о журналистике как о «массово-информационной деятельности, в которую включена совокупность „действующих сил“», чьи  взаимоотношения и взаимовлияния  в реальных условиях определяют и  характер функционирования журналистики», дается московским исследователем Е.П. Прохоровым. Он же утверждает, что «зная  характер функционирования журналистики, можно обратиться к внутренним законам  ее деятельности»

     Журналистика  – один из самых динамичных общественных институтов, ее концепции и опыт находятся в прямой зависимости от изменчивой социальной реальности, что особенно важно учитывать в сегодняшнее время. Кроме того, она необычайно многообразна по формам индивидуальной творческой деятельности, а это влечет за собой различия во взглядах на ее задачи, принципы, эффективность.

     Отношения журналистики с целым рядом наук строятся как отношения частного, специального с общим, универсальным. Это можно сказать о философии, социологии, истории, филологии, кибернетике. В известном смысле теория журналистики является как бы мостом, соединяющим систему научного знания с редакционным производством.

     Выбор и актуальность темы исследования продиктованы глубоким кризисом современного журналистского образования, на который указывают  подавляющее большинство специалистов в этой области.

     Объект  исследования – общественная и творческая деятельность журналиста

     Предмет исследования – журналистская деятельность и творчество в ней. 
 

     ПОНЯТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ 

Журнали́стика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.

Под журналистикой  понимают также практику сбора, интерпретации  информации о событиях, темах и  тенденциях современной жизни, ее представления  в различных жанрах и формах, и  последующего распространения на массовую аудиторию.

Журналистика  институционально является частью полисистем средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др.

С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.

Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики — журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист исследователь, как правило работает с открытыми (доступными) источниками информации, в расследовании журналист вторгается в область закрытой (не доступной) информации. Соответственно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть «цепными псами демократии» или «разгребателями грязи». Следует отметить, что биполярный подход к направлениям журналистики сегодня оспаривается и признается упрощенным. 

Журналистика  как наука — система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, её влияния на изменения общественных процессов.

Журналистика  может быть подвергнута системному анализу и изучаться как:

  • социальный институт
  • система видов деятельности для поддержки жизненного цикла средств массовой информации
  • совокупность профессий
  • система произведений, создание текстов
  • управление каналами массовых коммуникаций
  • часть индустрии медиа

Журналистская информация имеет  характерные особенности. 
 
Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных – безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории. 
 
Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории. 
 
В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека – это не сенсация; сенсация – если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально – на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д. 
 
Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, – являющиеся конечным результатом журналистского труда.

Итак, журналистика – это: 
 
1) система соответствующих идеологических учреждений – редакций газет, телерадиокомпаний, информационных агентств, пресс-служб министерств и ведомств и других подразделений, необходимых для функционирования СМИ (от рекламных агентств до отделов по распространению печати, издательств, технических телецентров, ретрансляторов, радиорелейных линий и т.д.); 
 
2) система видов деятельности по сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому распространению журналистских произведений; 
 
3) совокупность профессий, требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и корреспонденты, очеркисты и сценаристы, интервьюеры и шоумены – журналистским профессиям мы посвятим отдельную главу); 
 
4) система произведений, созданных для СМИ, опубликованных на страницах газет и журналов, включенных в радио- и телепрограммы. Это те самые репортажи и очерки, развлекательные шоу и проблемные видеофильмы, ставшие результатом творчества журналистов, – своеобразная “летопись современности”, документы эпохи, отражение времени. Сюда же относятся и невербальные результаты журналистского труда: макеты газетных полос, вещательные сетки, расписания передач ТВ и радио; 
 
5) комплекс каналов распространения информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого: если первый аспект акцентирует внимание на редакционных коллективах, которыми осуществляется сбор и обработка информации, то данный аспект – о способах и средствах ее доставки массовой аудитории; 
 
6) совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики. 
 

Общественные  функции СМИ

Для чего существует журналистика? Зачем она нужна  отдельному индивиду и обществу в  целом? Иными словами, каковы социальные функции СМИ? Сразу условимся, что  термин “функции” мы будем понимать как разнообразные “обязанности”  журналистики и характер их исполнения в современном обществе. 
 
В те времена, когда вся отечественная печать называлась партийно-советской, эти функции выводились из ленинской формулы: “Газета есть коллективный пропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор”. Соответственно, прессе предписывалось выполнение пропагандистских, агитационных и организаторских функций. Агитировать следовало фактами, по преимуществу, положительными, подтверждающими правильность курса Коммунистической партии и Советского правительства. Агитация рассматривалась скорее тактикой, а стратегическим направлением признавалась пропаганда идей марксизма-ленинизма как единственно правильного учения, незыблемого в своих лозунгах и постулатах. Во всех редакциях существовали отделы пропаганды, а также отделы коммунистического воспитания, ибо в качестве вспомогательной тогдашние теоретики признавали также воспитательную функцию. 
 
Таким образом, партийно-советская пресса должна была агитировать за Советскую власть, пропагандировать идеи марксизма-ленинизма, воспитывать трудящихся в духе преданности коммунизму и организовывать народные массы на новые трудовые подвиги во исполнение решений партийных съездов и правительственных постановлений. Все это, разумеется, не имеет ничего общего с подлинными задачами и призванием демократической журналистики. 
 
В качестве важнейшей, или лучше сказать, первой среди равных следует назвать информационную функцию современных СМИ. Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся частной жизни). Это всеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано в конституциях всех демократических государств. Причем важно подчеркнуть, что речь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах. 
 
Это вовсе не значит, что журналистская информация всегда и во всех случаях должна быть лишена какой-либо тональности и окраски, как вовсе не значит, что журналисты не должны иметь собственного мнения по поводу сообщаемых фактов. Все дело в том, какая задача стоит перед журналистом и какую информационную функцию в том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примера продемонстрируем это положение на деятельности телевизионных компаний.

Информация о работе Журналистика как форма общественной и творческой деятельности