Журналистика как предмет сатиры в публицистике Твена, Чапека, Гашека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Проблема «качества» средств массовой информации встала особенно остро в наш XXI век, так как информационные потоки становятся всё интенсивнее, и скорость их измеряется уже не байтами, а гигабайтами. Журналистика стала неотъемлемой частью современной жизни, ее зеркалом. Но мы нередко слышим о том, что современная журналистика продажна и эпотажна, что внимание журналистов направлено исключительно на сенсацию и коммерческую выгоду, а действительные факты предстают перед нашими глазами в искаженном виде с субъективной оценкой. Однако данному вопросу в СМИ уделяется очень мало внимания, чаще – оно не уделяется совсем.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие сатиры, жанровые особенности. Особенности развития определенных черт журнализма конца XIX – начала XX вв. 4
1.1. Определение понятия сатиры. Функциональные и стилистические особенности 5
1.2. Особенности развития мировой журналистики XIX – начала XX века 7
Глава 2. Публицистика М. Твена, К. Чапека и Я. Гашека как обличение журналистики 11
2.1. Журналистика в сатире Марка Твена 11
2.2. Обличение состояния журналистики Карелом Чапеком 22
2.3. Журналистика в публицистике Ярослава Гашека 29
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Журналистика как объект сатиры в публицистике Твена, Чапека, Гашека.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук

Кафедра рекламы и журналистики

 

Допускаю к защите

научный руководитель ______  Башурова А.М.

 

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБЪЕКТ САТИРЫ

В ПУБЛИЦИСТИКЕ М. ТВЕНА, К. ЧАПЕКА, Я. ГАШЕКА

 

Курсовая работа

по истории зарубежной журналистики

 

Выполнила студентка гр. Жрб-11-1 ________ Бабий Наталья Викторовна

Научный руководитель старший преподаватель ________ Башурова А.М.

Курсовая работа защищена с оценкой _______________________

 

 

 

 

Иркутск 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема «качества» средств массовой информации встала особенно остро в наш XXI век, так как информационные потоки становятся всё интенсивнее, и скорость их измеряется уже не байтами, а гигабайтами. Журналистика стала неотъемлемой частью современной жизни, ее зеркалом. Но мы нередко слышим о том, что современная журналистика продажна и эпотажна, что внимание журналистов направлено исключительно на сенсацию и коммерческую выгоду, а действительные факты предстают перед нашими глазами в искаженном виде с субъективной оценкой. Однако данному вопросу в СМИ уделяется очень мало внимания, чаще – оно не уделяется совсем.

В курсовой работе планируется рассмотреть особенности развития журналистики в  конце XIX – начале XX в., узнать, какие проблемы возникали на этапах истории журнализма в мировом масштабе и как все это находило свое отражение в прессе. Также необходимо посмотреть, к каким журналистским методам,  и сатирическим жанрам прибегали наши старшие коллеги-публицисты, жаждущие отобразить окружающую их информационную действительность. Данил Рудый, известный украинские литератор, сказал: «Сатира – самое острое оружие, если в руках нет другого». Пусть эти слова послужат своеобразным лозунгом для нашего исследования.

Тема данной курсовой работы «Журналистика как объект сатиры в публицистике М. Твена, Я. Гашека, К. Чапека». Нами данная тема выбрана неслучайно. Во-первых, важно разобраться в вопросе непристойности журналистики. Безусловно, нам, будущим журналистам, будет полезно узнать о том, что приемлемо в журналистской деятельности, а что - противопоказано. Во-вторых, в данной курсовой работе мы постараемся понять, каковы истоки сатирической журналистики, постараемся вникнуть в ее атмосферу: определить основные тенденции и особенности содержания.

Изучением деятельности известных сатириков занимались такие ученые как И.Ш. Шукуров, Н.С. Кенжегулова, Ш. Фишкин, А. Гриббен и многие другие. Однако никто из них не рассматривал журналистику как объект сатиры нескольких публицистов в целом, определяя уникальные особенности каждого и находя общие черты. Более того, для большинства ученых сатира – исключительно явление художественной литературы. Мало кто связывает это понятие с журналистикой. А тем более с «журналистикой о журналистике». Этим и обусловлена актуальность темы нашей курсовой работы.

Цель работы: выявить особенности журналистики как объекта сатиры на примере публицистики М. Твена, Я. Гашека и К. Чапека.

Объектом исследования является журналистика как объект сатиры, предметом – публицистика М. Твена, К. Чапека и Я. Гашека, ведущих сатириков в истории журналистики.

Для достижения цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. разобрать теоретические вопросы, связанные с понятием сатиры, просмотреть историю понятия;
  2. изучить журналистскую деятельность интересующих нас сатириков,  историю изданий, с которыми сотрудничали публицисты;
  3. проанализировать структурные и содержательные тенденции рассматриваемых сатирических материалов;
  4. выявить проблемы и основные особенности прессы того времени.

Методы исследования:

  • Анализ данных;
  • Изучение подобранных материалов, их обобщение;
  • Содержательный и структурный анализ;
  • Функциональное сравнение.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САТИРЫ, ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧЕРТ ЖУРНАЛИЗМА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

Сатира – наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира и человеческие пороки вид комического. Она не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений. Отличительные признаки сатиры – подчеркнутая тенденциозность, сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых явлениях. Поэтому сатирический образ всегда условен, герой для автора – прежде всего носитель опасного общественного зла. И.Ш. Шукуров также отмечает, что в сатире объект познается и осваивается в гротескно-деформированной картине мир. И решая для себя конфликт, читатель обязательно должен соотнести сатирическую картину с господствующими социальными отношениями, с господствующей моралью. Объектом сатиры может являться любая общественная сфера или явление, в том числе и журналистика.

 

1.1. Определение понятия сатиры. Функциональные и стилистические особенности

Полнота создаваемых образов, яркость конкретных деталей сюжета и композиции, психологизм часто демонстрируют стремление автора к художественной типизации. «Фоновые» функции развернутых деталей, выразительных черт характера, сюжетно-бытовых живописных сцен вырастают до самостоятельных единиц отражения действительности, сочетаясь со стремлением автора использовать образное мышление и образно-экспрессивную лексику.

Эти признаки позволяют исследователям вычленить группу художественно-публицистических жанров, в которых образы проявляют не просто индивидуальные особенности человека, а черты, характерные для окружающей публициста реальности в целом. Художественная публицистика как бы стоит на стыке собственно художественной литературы и научной, социально-политической прозы.

Принято вычленять три жанровые подгруппы художественной публицистики: очерковая публицистика, сатирическая публицистика, философская публицистика. Они различаются, прежде всего, по способу отображения действительности. Сатирическая публицистика нацелена на осмеяние определенных пороков. Характер публицистического осмеяния действительности создает определенные жанровые подвиды сатирической публицистики: добродушный смех – порождает юмор, а смех обличительный – сатиру.

Существует несколько подходов к определению понятия «сатира». В.И. Даль дает такое определение: «сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока»1. Н. С. Кенжегулова, кандидат филологичеких наук, говорит, что сатира – это «это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования»2. Словарь Т.Ф. Ефремовой гласит: «Сатира – это 1) Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные явления действительности. 2) а) Злая насмешка, резкое обличение. б) Смешное подобие чего-либо»3. Таким образом, исследуемое понятие употребляется в широком и узком смыслах. Во-первых, сатира – это обличающая, бичующая ирония. Во-вторых, это литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.

Часто предметом отражения сатирической публицистики становятся нелепости жизни, находящие воплощение в комическом отображении действительности. В основе комического лежит противоречие между новым и старым, нарождающимся и отмирающим. Комическая ситуация вовсе не исключает резкого осуждения тех явлений, которые вызывают смех, выявляя несоответствие между тем, чем должна быть жизнь (в нашем случае – журналистика) по мнению публициста, и ее случайной, нелепой или недостойной формой проявления.

В сатирической публицистике наблюдаются все оттенки и разновидности комического: юмор, ирония, сарказм, сатира. И. Ш. Шукуров пишет: «Сатирическая публицистика – это специфический способ критического изображения и анализа реальных противоречий, форма выражения – через смех – крайне резкого неприятия их. В сатирической публицистике факт, событие или характер, раскрываясь в момент обострения противоречий, требуют не только рационального осмысления, но и моментального эмоционального переживания».4 Следовательно, обладая огромной разоблачительной силой, сатирическая публицистика устраняет все социальные дистанции, и ее демократизм бесспорен.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сатирические жанры журналистики отличаются такими чертами, как критика, сатира, юмор на злободневные темы. Используются такие приемы, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и другие.

На наш взгляд, целями обращения к аудитории с юмористическими и сатирическими произведениями могут служить обогащение эмоциональных реакций, психологический тренинг, побуждение к искоренению зла и активизация влияния на социальные процессы.

Стоит отметить, что восприятие духовных ценностей носит творческий характер. Каждый по-своему осмысливает, интерпретирует воссозданные автором образы и чувства. «Смех и скорбь – это два полюса человеческих переживаний, несмотря на различие их эмоционального содержания, могут служить одной и той же цели – очищению духа»5, – отмечает И.Ш. Шукуров. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опыта, но это всегда творческая работа души и ума человека. Таким образом, сатирическая публицистика становится особым видом деятельности трех взаимосвязанных субъекта – автора, читателя, и времени.

 

1.2. Особенности развития мировой журналистики XIX – начала XX века

Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения. Л.Г. Беспалова отмечает, что журналистика – это «феномен творчества и политики»6. Исторический опыт развития журналистики не так уж велик: зародилась она в начале XVII столетия в Европе. В России это произошло на век позже, в других странах и регионах мира – в различные исторические сроки. От века в век значение журналистики неуклонно возрастало. Не оставалось неизменным и ее состояние, характерные черты.

В трудах, посвященных прессе и увидевших свет в XIX века, рассматривается финансовая зависимость журналиста как фактор, ограничивающий свободу печати. Стало знаменитым высказывание В. Вейтлинга о том, что «люди пишут для того, чтобы жить, потому что без денег нельзя жить, чтобы писать»7. «Торговое направление» укоренялось в журналистике. Предметом дискуссий стала проблема оплаты авторского труда. Одни видели в этом естественное влияние времени и способ повышения профессионального качества изданий, для других сама идея купли-продажи литературного труда была неприемлема.

В XIX веке не только четко разграничились функции издателя, редактора и пишущего журналиста, но и усилилось противостояние между журналистом-борцом и журналистом-предпринимателем. Дифференциация социальных ролей журналиста в XIX веке происходила весьма интенсивно. Например, в Америке начала XIX столетия вместе с развитием партий и расширением партийной борьбы возникает «ругательная журналистика», в контексте которой процветает вполне определенная разновидность репортеров – людей, способных отстаивать свою правоту не только в словесной, но и в кулачной драке. Набор профессиональных качеств сотрудника газеты и журнала изменился и в ходе формирования «нового журнализма».

Одним из его отличительных признаков (в частности, в его американском варианте) явилось то, что фундаментальной функцией газеты признавалось распространение информации. Преобладающее место стало принадлежать не прежней газете, содержащей главным образом «взгляды и мнения» (viewspaper), а новой – являющейся газетой «новостей» (newspaper). «Глагол», призванный «жечь сердца людей», уступил место факту, откровенно партийный публицист – внешне беспристрастному репортеру, профессиональное мастерство которого оказывалось в прямой зависимости от умения «чувствовать» сенсацию, находить «горячие» новости и своевременно доставлять их в редакцию. Погоня за сенсацией не была изобретением XIX столетия: например, немецкие «летучие листки» XV–XVI века изобиловали историями о чудесах, эпидемиях, исцелениях. Но только на рубеже XX века, когда пресса начинает становиться массовой, предельная оперативность, готовность на репортерский подвиг, требующий иногда большого риска, а иногда и столь же немалой беспринципности, тиражируются в качестве эталона мастерства.

Противостояние «публицистики мнения» и «журналистики факта» в их предельно заостренном, чистом виде отнюдь не исчерпывает проблему профессионализма. Между этими плюсами помещается огромное срединное пространство, в котором существуют многочисленные возможности каждому определить свое место в системе редакционного разделения труда, найти свою нишу в отражении действительности и свой способ творческого самовыражения.

С внутриредакционной специализацией исследователи часто связывают развитие аналитической журналистики, отличной от универсального журнализма, который не погружался в причины и следствия событий. Очевидно, что аналитический метод в журналистике неотделим от научного мышления, от навыков глубокого, исследовательского подхода к фактам и явлениям. Усилившаяся в XIX веке социологичность знания по-новому высветила роль факта в контексте системного отношения к реальности. И то и другое отразилось в журналистике.

Итак, спектр журналистского профессионализма в XIX веке был уже достаточно насыщенным, и тенденции, о которых мы вели разговор, получили во многих случаях персонифицированное выражение.

XIX столетие продолжило  еще одну устойчивую международную  тенденцию, существенную для понимания  особенностей журналистского профессионализма: пресса продолжала оставаться  сферой приложения общественно-литературного дарования писателей и поэтов, которые выступали в качестве редакторов, издателей и сотрудников газет и преимущественно журналов.

На рубеже XIX–XX веков как в Европе, так и в Америке получает развитие журналистское образование, что еще раз доказало: эта профессия прочно заняла свое место в системе общественного разделения труда.

Информация о работе Журналистика как предмет сатиры в публицистике Твена, Чапека, Гашека