Бюджет РФ. Банковское кредитование: понятие, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:38, реферат

Краткое описание

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет,

Содержание

1. Бюджет РФ: понятие, система.
1. 1. Понятие бюджетной системы и ее уровни 3
1. 2. Источники формирования доходов в бюджете 4
1. 3. Расходы бюджета 6
2. Банковское кредитование: понятие, принципы
2. 1. Фундаментальные элементы системы кредитования 8
2. 2. Особенность современной системы 10

Вложенные файлы: 1 файл

1 Бюджет РФ.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ: «Финансы и кредит»

НА ТЕМУ: «Бюджет РФ. Банковское кредитование: понятие, принципы»

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ: Студент 4 курса

СЭФ

Алипьев Иван

ПРОВЕРИЛ: Гапоненко Н. Н.

 

 

 

МОСКВА

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Бюджет РФ: понятие, система.

   1. 1. Понятие бюджетной системы и ее уровни              3

1. 2. Источники формирования доходов в бюджете      4

1. 3. Расходы бюджета                                                         6

2. Банковское кредитование: понятие, принципы

2. 1. Фундаментальные элементы  системы кредитования                                                                               8

2. 2. Особенность современной системы                       10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бюджет РФ: понятие, система

1.1 Понятие бюджетной системы  и ее уровни

Центральное место в  системе государственных финансов занимает государственный бюджет –  имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации  определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной  собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей  государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике  и политическом строе России, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:  «бюджетная система - основанная  на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Организационное построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством выделяются бюджеты субъектов федерации. Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная  система  России:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

 

1.2 Источники формирования доходов в бюджете

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном и местном  уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные  органы государственной власти и  управления посредством бюджетных  отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Перераспределение в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Единство бюджетной системы  в новых условиях реализуется  через единую социально-экономическую  политику и правовую базу, использование  единых бюджетных классификаций  и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет  органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета  базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Доходность бюджета составляют налоговые и неналоговые поступления.

В этой связи главной проблемой остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом.

1.3 Расходы бюджета

Расходы бюджета представляют собой  затраты, возникающие в связи  с выполнением государством своих  функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Как правило, выделяются следующие  группы расходов:

  1. финансирование промышленного производства;
  2. финансирование социально-культурных мероприятий;
  3. финансирование науки;
  4. финансирование обороны;
  5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  6. расходы по внешнеэкономической деятельности;
  7. создание резервных фондов;
  8. расходы по обслуживанию государственного долга;
  9. прочие расходы и выплаты.

Дополнительно к указанным группам  расходов могут выделяться затраты  на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Осуществление расходов бюджета достигается  при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования:

  • получение максимального эффекта при минимуме затрат.
  • целевой характер использования бюджетных ассигнований.
  • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
  • безвозвратность бюджетных ассигнований.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Банковское кредитование: понятие,  принципы

2.1. Фундаментальные элементы системы  кредитования

Система кредитования базируется на трех "китах": субъектах кредита, обеспечении кредита и объектах кредитования.

В зависимости от того, кто является заемщиком, к формам кредита обычно относят:

1) государственная форма кредита,  когда государство берет кредит на конкретный срок и на определенных условиях;

2) хозяйственная форма кредита,  когда в кредитные отношения  вступают поставщик, разрешающий  отсрочку платежей, и покупатель, выписывающий вексель как обязательство  заплатить за полученный товар  через определенный период;

3) гражданская форма кредита,  когда непосредственными участниками  кредитной сделки являются физические  лица;

4) международная форма кредита,  когда одним из участников  кредитных отношений выступает  зарубежный субъект.

Помимо данных форм кредита, вносящих в организацию кредитных отношений свои заметные особенности, в их классификации выделяется банковский кредит — как основная форма современного кредита.

Субъектом кредитования с позиции  классического банковского дела являются юридические либо физические лица, дееспособные и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки.

Заемщиком при этом может выступить  любой субъект собственности, внушающий  банку доверие, обладающий определенными  материальными и правовыми гарантиями, желающий платить процент за кредит и возвращать его кредитному учреждению.

Субъект получения ссуды может  быть самого разного уровня, начиная  от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до гocyдарства.

Вид кредитов отображает совокупность свойств, которые характерны для той или иной конкретной кредитной сделки в экономическом и организационном отношении. Экономические свойства кредитной сделки — это свойства самого кредита, они едины (возвратность, платность). Организационные свойства в каждом отдельном случае могут различаться— порядок выдачи и погашения ссуд может быть иным.

Виды кредитов различаются не только по субъектам их получения, но и по другим критериям. К ним относятся:

    • связь кредита с движением капитала;
    • сфера применения кредита;
    • срок кредита;
    • платность кредита;
    • обеспеченность кредита.

В зависимости от срока банковские кредиты делятся на краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные.

Обеспечение кредита. В международной  практике  кредиты подразделяются на обеспеченные, необеспеченные и имеющие частичное обеспечение.

Банковские кредиты можно подразделить и в зависимости от объекта  кредитования. В узком смысле объект - это вещь, под которую выдается ссуда и ради которой заключается  кредитная сделка. В российской практике краткосрочные кредиты выдаются под различные элементы материальных запасов.

Долгосрочные ссуды направляются на кредитование таких объектов как:

    • строительство производственных объектов;
    • реконструкция, техническое перевооружение, расширение производственных объектов;
    • приобретение техники, оборудования и транспортных средств;
    • организация выпуска новой продукции;
    • строительство объектов непроизводственного назначения и т.д.

Объект банковского  кредитования может быть частным  или совокупным.

 

2.2. Особенность современной системы

В современных условиях особое значение приобретают принципы рационального  кредитования, требующие надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, снижения риска. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций.

Банки, являясь по сути коммерческими предприятиями, накладывают  коммерческий характер и на всю систему  их деятельности по кредитованию. Прежде всего, исходя из принципа прибыльности банковского хозяйства, банковские ссуды являются платными. Но дело не только в этом. Банки как торговые предприятия торгуют прежде всего своими ресурсами, размещая их в кредитные операции. Именно поэтому в нормальном хозяйстве для банков доход от кредитной деятельности является основополагающим.

Особенность современной  системы кредитования состоит в  ее зависимости не только от собственных  и привлеченных ресурсов, но и от определенных норм, которые устанавливает Центральный банк для коммерческих банков, осуществляющих кредитование клиентов. Центральный банк РФ, к примеру, регламентирует норму обязательных отчислений в централизованные резервы.

Информация о работе Бюджет РФ. Банковское кредитование: понятие, принципы