Билль о правах и свобода печати в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:21, реферат

Краткое описание

Великобритания – великая европейская страна, оказавшая большое влияние на мировую историю. Процесс её становления, как сильного и развитого государства включал в себя как экономику и военное дело, так и политику, связанную с журналистикой и свободой печати, и, конечно, многое другое.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Зарождение британской прессы…………………………………………...4
2. Переломные годы………………………………………………………......6
3. Билль о правах…………………………………………………………….14
4. Становление свободной прессы…………………………………………16
Заключение………………………………………………………………......19
Список использованной литературы……………………………………….20
Приложение………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Билль о правах и свобода печати в Англии.docx

— 59.62 Кб (Скачать файл)
    • Появление газет

Лорды уступили без спора. Они, вероятно, ожидали, что им пришлют  вскоре какой-нибудь не столь неудобный  билль, регулирующий печать; и в самом  деле, такой билль был внесен в  Палату Общин и после второго  чтения передан в специальный  комитет. Но сессия парламента закрылась  прежде, чем этот комитет сделал свой доклад; и таким образом английская литература освободилась — навсегда освободилась — от власти правительства. Это великое событие прошло почти незамеченным. Эвлин и Латрел не сочли его достойным упоминания в своих дневниках. Голландский посол не счел его достойным упоминания в своих отчетах. Никакого намека на него нельзя найти в «Мансли Меркьюри». Внимание общества было приковано к другим, куда более интересным вещам.

Между тем, в Лондоне происходили  события, не удостоенные вниманием всех предыдущих историков, но гораздо более важные, чем все успехи армии Вильгельма или флота Рассела. Свершался великий эксперимент. Развивалась великая революция. Явились на свет газеты. Третьего мая 1695 г. истек срок закона, подчинявшего печать цензуре. Не прошло и двух недель с этого дня, как стойкий старый виг по имени Гаррис, объявил, что «Внутренние и иностранные известия», запрещенные тиранией четырнадцать лет назад, начнут выходить опять. Через десять дней после появления первого номера «Внутренних и иностранных известий» был напечатан первый номер «Английских курантов». За ним появились «Пакетбот из Голландии и Фландрии», «Пегас», «Лондонский листок», «Лондонская почта», «Старый почтмейстер», «Почтовый курьер» и «Почтальон».

    • Качества новой журналистики

Примечательно, что все  эти новорожденные газеты были на стороне Вильгельма и революции. Это обстоятельство можно отчасти  объяснить тем, что издатели должны были вначале демонстрировать свое хорошее поведение. В самом деле, было не совсем ясно, занимались ли они  законным ремеслом. Конечно, печатанье  газет не было запрещено никаким  законом. Правительство потворствовало изданию газет, а хозяева этих газет тщательно воздерживались от чего-либо, что могло бы спровоцировать или встревожить правительство. Правда, в одном из первых номеров одного из новых журналов появилась на свет статья, по-видимому, инсинуировавшая впечатление, что принцесса Анна не вполне искренне обрадовалась падению Намюра. Но печатник поспешил искупить свою вину смиреннейшими извинениями. В течение длительного времени неофициальные газеты были куда многословнее и забавнее официальной газеты, но не менее вежливы. Можно убедиться, что король всегда упоминался в них с глубоким уважением. Они соблюдали почтительное молчание по поводу дебатов и голосований обеих палат. В них было немало обвинений, но почти всегда эти обвинения были направлены против якобитов и французов.

Памфлетисты были не столь  стеснены, как журналисты; но всякий, внимательно изучивший политические дискуссии того времени, не мог не заметить, что нападки на личность и правление Вильгельма стали  гораздо менее грубыми и злобными во вторую половину его царствования, чем в первую. Статьи против правительства писались теперь в стиле, более подобающем государственным людям и джентльменам; и даже сочинения недовольных низшего и дерзкого рода стали несколько менее грубыми и непристойными, чем во времена цензуры.

 Некоторые слабые люди  воображали, что религия и нравственность  нуждаются в защите цензора.  Ход событий явственно свидетельствует,  что они ошибались. С того  самого дня, когда свершилось  освобождение английской литературы, началось ее очищение. И очищение это произошло не от вмешательства учреждений и чиновников, а от мнения большинства образованных англичан, которым было предложено свободно выбирать между добром и злом. В течение ста шестидесяти лет свобода печати становилась у все более полной; и в течение этих ста шестидесяти лет ограничения, налагаемые на писателей общими чувствами читающем публики, становились все строже и строже. Со временем даже те роды произведений, в которых, как полагали прежде, сладострастное воображение вправе себя выражать — любовные песни, комедии, романы — стали приличнее, чем были проповеди в семнадцатом веке.

 

Билль о правах

Билль о правах (Bill of Rights) - конституционный акт, принятый парламентом в 1689 году в Великобритании, определивший развитие Англии как парламентской монархии. 

Билль о правах явился юридическим  оформлением Славной революции (Glorious revolution), свергнувшей с престола короля Якова II Стюарта. Новым королем Англии стал Вильгельм III Оранский . Условия, на которых лорды и общины были согласны признать Вильгельма Оранского своим правителем, были зафиксированы в Декларации прав от 13 февраля 1689 года. На ее основе был разработан и в октябре 1689 года принят Билль о правах. 

В целом, билль переосмысливал соотношение власти парламента и  короля, правившего теперь не по божественному  праву, а согласно актам парламента. Король лишался права отменять законы парламента о наказаниях, а также  без его согласия приостанавливать действие других законов. Таким образом, король терял высшую власть в законодательной  сфере. Резко ограничивалась возможность вмешательства короля и в сферу судопроизводства. Были ликвидированы особые суды по церковным и иным делам (Звездная палата и Высокая комиссия), подчинявшиеся королю как главе церкви. Королевская власть лишилась финансовой независимости. Король потерял право взимать налоги на нужды короны, набирать и содержать постоянную армию в мирное время. Отныне средства на содержание двора и армии (в мирное время) выделялись на небольшой срок, что вынуждало монарха постоянно обращаться к парламенту за субсидиями. 

Властные полномочия парламента, благодаря Биллю о правах, усилились. Король обязывался регулярно созывать парламент (как минимум раз в  три года); членам парламента гарантировалась  свобода слова. Кроме того, как  «незаконный» осуждался способ манипулирования  выборами, когда на местах подбирались  верные трону кандидаты. Билль провозглашал право подачи петиций, свободу парламентских  дебатов, определял принципы представительства  в парламенте пропорционально уплачиваемому  налогу (фактически избирательным правом пользовались только аристократы и  крупная буржуазия). 

Большого внимания заслуживают  разделы Билля о правах судебной власти. В них говорилось, что  суды не должны прибегать к чрезмерным залогам, штрафам и жестоким наказаниям. Пресекалась практика искусственного подбора присяжных с целью повлиять на решение суда. Компетенция судов присяжных расширилась, им было передано право рассматривать дела о государственной измене. Запрещалась также конфискация имущества арестованных вплоть до вынесения присяжными обвинительного вердикта. Таким образом, Билль пытался пресечь судебный произвол. 

Билль о правах не устанавливал прямого парламентского правления; король по-прежнему обладал правом выбирать и смещать министров, судей, а также правом созыва и роспуска парламента. Но фактически Билль о  правах ознаменовал собой установление в Англии режима конституционной монархии.

 

Становление свободной  прессы

 

После второй революции исчезает цензура и начинается быстрое  развитие печати. В 1709 г. в Лондоне  издавалось уже 18 газет, выпускавших  в совокупности 35 номеров в неделю. Улучшилось и расширилось также  содержание газет, и в них начинают принимать близкое участие такие  выдающиеся люди, как Даниель Дефо (автор «Робинзона Крузо»), Свифт, Аддисон, Поп. Но уже с 1712 г. исчезнувшая цензура возрождается в виде штемпельных сборов. В этом году всякая газета была подвержена штемпельному сбору в ½ пенса с каждого экземпляра в ½ листа бумаги, и, сверх того, каждое объявление было обложено налогом в 1 шиллинг. Результатом этой меры было исчезновение нескольких газет. Тем не менее штемпельный сбор далеко не имеет такого влияния на прессу, как цензура и административные распоряжения. Последние делают невозможным развитие прессы или, по крайней мере, ставят это развитие в зависимость от усмотрения цензоров и властей, тогда как штемпельный сбор делает невозможным лишь появление дешевой, народной прессы. Вот почему английская печать продолжала развиваться, несмотря на то, что налог на газеты все более и более возвышался и достиг в 1815 г. 4 пенсов штемпельного сбора на каждый экземпляр газеты и 3½ шиллинга на каждое объявление. Несмотря на этот налог, газетное дело достигло такого развития, что в 1820 г. было оплачено более 29 миллионов штемпелей, а в 1836 г. – более 39 миллионов.

Такими мерами правительство старалось задержать развитие легальной прессы для народа. Но в 1830-х и 1840-х годах в Англии все более разрасталось рабочее движение, вылившееся в знаменитый «чартизм». Дешевая пресса сделалась насущной потребностью; и как это всегда бывает, когда ставятся преграды законному удовлетворению назревшей в народе потребности, эти потребности ищут других путей к своему удовлетворению; на место легальной с неодолимой силой распространилась в Англии пресса нелегальная. В укромных местах стали устраиваться тайные типографии, и люди, не боявшиеся платить за свою отвагу тюрьмой, стали неведомыми путями наводнять улицы массой дешевых нелегальных, т.е. не уплативших штемпельного сбора, газет. В промежуток между 1831–1835 гг. десятки таких новых газет стали выходить в свет и находить широкий сбыт. Правительство ответило преследованиями, и сотни лиц были посажены в тюрьму по приговору суда за нарушение несправедливого закона. Но чем ожесточеннее становились преследования, тем более революционным становился тон этих все умножающихся газет. В этой борьбе правительства с народом за свободу печати уступить пришлось правительству.

«Министры, – писал Францис Плейс, тогдашний вождь демократии, – и люди, стоящие у власти, вместе почти со всеми богатыми людьми боятся последствий просвещения народа более чем результатов народного невежества». Буржуазные газеты того времени были против отмены штемпельного сбора, хотя им самим приходилось платить огромные суммы; и «Times» даже обвинял Плэйса в составлении заговора, направленного против широкого распространения этой газеты, которое сделалось бы невозможным при появлении дешевой прессы.

В 1835 г. пало консервативное министерство Пиля и его место занял Мельбурн, опиравшийся на союзную партию вигов и радикалов. В этом году и в первые два месяца 1836 г. число нарушений закона о печати продолжало быстро расти, и министерство было вынуждено понизить штемпельный сбор с 4 пенсов до 1 пенса. Этим фактически была обеспечена свобода печати. В 1855 г. штемпельный сбор был уничтожен окончательно, а в 1853 г. и в 1861 г. были отменены налоги на объявления и на бумагу. Таким-то образом исчез «налог на знание» («Taxes on Knowledge»), и немедленно по отмене этого налога начала выходить однопенсовая «Daily Telegraph», и все большие газеты понизили свои цены до одного пенса (исключая «Times»).

В 1881 г. устранены стеснительные правила об ответственности за диффамацию в печати и за сообщение неточных сведений. До этого времени издатели, редакторы и наборщики были ответственны за всякое сообщение, а после законодательного постановления 1881 г. не может быть обжалован ни один правдивый отчет о публичных собраниях и судебных и других заседаниях. За ложные утверждения, оскорбительные замечания и догадки могут быть привлечены к судебной ответственности исключительно только сами ораторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сейчас свобода для  англичан стала чем-то традиционным. Нет законодательного стеснения  печати, а в сознании народа есть мысль, что это его конституционное право, которое он может реализовывать по своему желанию. Эта идея очень глубоко внедрилась в нравы англичан и стала неотъемлемой частью их общественно-социальной жизни.  

Можно считать, что окончательная  эмансипация английской прессы от законодательных стеснений относится к 1861 г. По случайности этот год стал важным и для нашей страны: в России совершилась эмансипация крестьян от крепостной зависимости.

Свобода – это то, к  чему человек постоянно стремится, не понимая, как много новых сложностей сразу встаёт на пути. Английская печать смогла удержаться от соблазнов, избежать конфликтов и подняться на очень  высокий уровень. И можно заключить, что тот долгий и тернистый  путь, которым она добивалась своей  свободы, полностью оправдал себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Томас Маколей «Как возникла свободная печать в Англии» («Из Истории Англии»)

2. http://dic.academic.ru

3. Л. Саламон «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ПРЕССЫ»

4. Д. Сатурин ОЧЕРК ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В АНГЛИИ

5. Джон Мильтон. Ареопагитика: речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Джон Мильтон. Ареопагитика: речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии. 

Я боюсь, что железное иго внешнего однообразия наложило рабскую печать на наши плечи, что  дух бесцветной благопристойности  еще пребывает в нас. Нас смущает  и беспокоит малейшее разногласие  между конгрегациями даже по второстепенным вопросам; а в то же время, вследствие своей ревности в притеснениях и  медлительности в освобождении порабощенной части истины из тисков традиции, мы нерадиво держим истину раздельно от истины, что является самым жестоким из всех разделений и разъединений. Мы не замечаем, что, стремясь всеми  силами к строгому внешнему формализму, опять возвращаемся в состояние  грубости и невежества, в неподвижную, мертвую, скованную и застывшую  массу из «дров, сена и соломы», которая  гораздо более будет способствовать внезапному вырождению церкви, чем  множество незначительных ересей.

Информация о работе Билль о правах и свобода печати в Англии