cущность, виды инфляции, причины и последствия инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция – сложный противоречивый процесс, вызывающий серьезные социально-экономические последствия.
Все современные страны с рыночной экономикой в той или иной мере сталкиваются проблемой инфляции, которая проявляется в росте общего уровня цен. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------3
1. Теоретические основы возникновения инфляции--------------------------4
1.1Понятие инфляции-----------------------------------------------------------------4
1.2Сущность инфляции --------------------------------------------------------------10
1.3Причины возникновения инфляции-----------------------------------------12
2. Формы проявления и виды инфляции------------------------------------------15
3.Показатели изменения уровня инфляции-------------------------------------23
4.Влияние инфляции на состояние экономики и социальное положение населения------------------------------------------------------------------------------------26
4.1Влияние инфляции на различные экономические процессы---------26
4.2Последствия инфляции-----------------------------------------------------------29
4.3Антиинфляционная политика---------------------------------------------------33
5.Прогноз инфляции на 2013 год------------------------------------------------------35
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------38
Список литературы-------------------------------------------------------------------------41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 211.73 Кб (Скачать файл)

   2. Перераспределение доходов и богатства

Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как  ссуда берется при одной покупательной  способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный  долг, так как инфляция дает ему  возможность оплатить долги деньгами, имеющими меньшую покупательную  способность.

   Совершенно очевидно, что чем неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для, одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. К примеру, если коллективный договор между предпринимателем и профсоюзом заключен на 5 лет, причем без должного учета возможности резкого роста цен, то в случае увеличения цен наемные работники могут проиграть. Может пострадать и предприниматель, если цены на другие товары и услуги вырастут.

   Итак, инфляция перераспределяет доход и богатства за счет тех, кто дает деньги, исходя из номинальной и долгосрочно фиксированной договоренности (ставка процента за кредит, зарплата), в пользу тех, кто откладывает платежи. Скорость, неожиданность и несбалансированность инфляции усиливают подобное перераспределение.

   Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому, семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.

   3. Материализация денежных средств

В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия  стремятся как можно быстрее  материализовывать свои быстрообесценивающиеся денежные средства в запасы, что  приводит к недостатку денежных средств  у населения и у предприятий. Результатом ажиотажной закупки  материалов является усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить  его, нужна жесткая денежная политика государства.

   4. Падение интереса к долгосрочным целям

Инфляция приводит к тому, что  никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже  деньгами другой покупательной способности. Целесообразным оказываются только инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причем, чем длиннее срок инвестиций, тем  больше обесценение.

   5. Обесценение денежных сбережений

Инфляция приводит также к обесценению  амортизационного фонда фирмы, что  затрудняет процесс нормального  воспроизводства. Инфляция уменьшает  и реальную ценность всех других сбережений, будь-то это вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать сбережений. Фирмы  также значительную часть прибыли  направляют на текущее потребление, что ведет к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

   6. Скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента

Инфляция приводит к скрытой  конфискации денежных средств у  населения и предприятий через  налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически  попадают в более высокую группу налогообложения. В результате, у  населения и у предприятий  может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль  и должны были бы направляться на текущие  затраты. Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок с учетом темпа инфляции. Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп по-разному, в разное время, с разной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы формально. Следует также отметить, что и государство страдает от инфляции, так как пока налоги доходят до государственной казны, они обесцениваются.

   7. Ухудшение управляемости национального хозяйства

Одной из причин этого является нестабильность и изменчивость информации. В ходе инфляции цены постоянно меняются, что затрудняет правильный выбор  потребителя. Падает уверенность в  будущих доходах, труднее прогнозировать затраты и прибыль. Все это  снижает стимулы к предпринимательской  деятельности, приводит к снижению экономической активности.

 

4.3 Антиинфляционная политика

 

   Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею не однозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны требует сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов.

   Как показывает практика, бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении государства на открытый ее тип.

   Решая проблему с инфляцией следует уяснить два момента:

- рыночная экономика, в которой  обращаются бумажные деньги, инфляционная  по своему устройству. Требовать  же от государства раз и  навсегда покончить с инфляцией  – значит ставить перед ним  заведомо невыполнимую задачу. Поэтому  цель антиинфляционной политики  заключается не в искоренении  инфляции, а в том, чтобы сделать  инфляцию управляемой, а ее  уровень – достаточно умеренным;

- борьбу с инфляцией нельзя  сводить к выполнению некоей  программы, после окончания которой  можно отчитаться об успешно  проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.

   Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую(антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным.Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с

инфляцией могут быть прямые и косвенные.

1.     Косвенные методы:

- Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

- Регулирование ссудного и учетного процента коммерческих банков через

управление ими центральным  банком;

- Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

2.     Прямые методы:

- Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем

самым - денежной массы;

- Государственное регулирование цен;

- Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

- Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

   Существует несколько классификаций антиинфляционной политики, например: ортодоксальная и гетеродоксальная антиинфляционная политика.

Ортодоксальный вариант основан  на неоклассической концепции- минимальное вмешательство в экономику со стороны государства. Предполагает ограничение сферы его деятельности решением проблем сбалансированности бюджета и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное

Государственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе: временное замораживание роста цен и заработной платы; меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени; развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств; регулирование внешней торговли и валютных операций.

   Важнейшей частью антиинфляционной стратегии  является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает действовать эффект объявления, который стал весьма эффективным элементом антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия, Великобритания.Также правительство должно принимать меры, способствующие укреплению механизмов рыночной системы: установление конкурентно-рыночного климата в стране,

систематический контроль за состоянием рынков, антимонопольная политика; отказ от государственных мер по поддержке и защите неконкурентных отраслей, поощрение и поддержка малого бизнеса; стимулирование диверсификации производства и продаж; гибкая налоговая политика, направленная на снижение налогового пресса и применение прогрессивной шкалы налогообложения. Кроме того, все эти меры должны

сочетаться с мероприятиями  в области денежного обращения: жесткие лимиты прироста денежной массы, контроль со стороны Центрального банка над изменением денежной массы (политика  таргетирования, предложенная  монетаристами). Стоит выделить также недежные элементы  антиинфляционной стратегии: государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства; переориентацию инвестиционных потоков на отрасли промышленности

группы «А»; конверсию военных  секторов экономики.

 

 

5 Прогноз инфляции на 2013 год

 

   Прогнозы по инфляции на 2013 год уже дали ЦБ России, МЭР, Евростат и другие ведомства. Что касается зарубежья, то аналитики ожидают успешного преодоления фискального обрыва Соединенными Штатами. По данным Goldman Sachs, к концу 2012 года экономика уже начала расти близкими к долгосрочным тенденциям темпами. У Европы на восстановление уйдет немного больше времени, так как у нее - проблемы посерьезнее, но и она к концу 2013-го или к началу 2014 года должна достичь темпов роста в пределах долговременных тенденций. Там к концу 2012 года уже началось ускорение темпов экономического развития. В США большая часть проблем носит чисто налогово-бюджетный характер, в то время как Европе предстоит решить более глубокие структурные проблемы.

 У России будут одни из  самых лучших показателей среди  стран БРИК, и тенденции роста  должны повторить ситуацию 2012 года: экономика начнет год с темпами  роста около 3%, а во второй  половине они ускорятся, поскольку  начнут действовать такие движущие  силы, как инвестиции и низкая  инфляция.

Рассмотрим данные для России, США и стран еврозоны.

   1.Инфляция в России

Центральный Банк (ЦБ) России опубликовал  издание «Квартальный обзор инфляции»  за второй квартал 2012 года. ЦБ отметил, что за период первого полугодия 2012 года темп экономического роста  стал выше в сравнении с 2011 годом. К июню 2012 года коэффициент инфляции снизился до 4,3%, по прогнозам инфляция должна была достичь уровня 5-6%.

   За первое полугодие 2012 года цены на потребительские товары выросли на 3,2% (в пером полугодии 2011 г. – 5%). Цены на услуги Жилищного Коммунального Хозяйства стали ниже на 0,1%, тогда как в первом полугодии 2011 года они выросли на 10,9%. Прирост цен на услуги и товары, входящие в расчёт базовой инфляции составил 2,3%. Прирост цен на продовольственные товары составил 4,7%.

   Инфляция на рынке продовольственных товаров в первом полугодии 2012 года, выглядит следующим образом. Цены на хлеб и хлебобулочные изделия увеличились на 1,5% (в 2011г. -7,6%);крупа и бобовые стали дешевле на 11% (в 2011г. — прирост 19,9%);макаронные изделия также стали дешевле на 0,5% (в 2011 г. – прирост 4,3%);прирост цен на птицу и мясо составил 3,5% (в 2011г.- 4,7%); на рыбу и морепродукты — 0,9% (в 2011г – 7,2%); на молоко и молочную продукцию — 0,6%( в 2011г. — 3%); масло сливочное стало дешевле на 0,5% (в 2011г. – прирост 3,1%), подсолнечное подешевело на 6,2%(в 2011г. – прирост 6,2%); существенно подорожал сахар-песок – 11,2% ( в 1 полугодии 2011 года, сахар напротив стал дешевле на 4,7%); алкогольные напитки подорожали на 5,1%(в 2011г. -4,8%). Рекордсменом в росте цен за первое полугодие 2012 года стала плодоовощная продукция, прирост составил 28,8% (в 2011г. – 4,8%).

   По итогам второго полугодия 2012 года цены на непродовольственные товары в целом выросли на 2,3%, в 2011году прирост составил 3,5%. Существенный прирост цен наблюдался на табачные изделия – 10,8%; моющие и чистящие средства – 5,2%.

   За октябрь 2012 года уровень инфляции достиг отметки 0,5%. С января по октябрь инфляция за 2012 год составила 5,6%.По прогнозам ЦБ России конечная инфляция за 2012 год достигнет 7% вместо, прогнозируемых 5-6%. Министерство Экономического Развития опасается, что инфляция в России в 2013 году, окажется выше официальных прогнозов в 5-6%, это, прежде всего, связано с ростом цен на мировых продовольственных рынках. Однако, заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач отметил, что МЭР рассчитывает в 2013 году наблюдать тенденцию замедления роста инфляции в России.

Инфляция в 2012 году — 5,6% (с начала года по октябрь включительно)

Рекордно низкий показатель индекса  потребительских цен был в  начале года, затем цены начали интенсивно расти и в сентябре индекс обогнал  предыдущий год

 

Всемирный Банк обнародовал доклад о перспективах российской экономики. Так, согласно прогнозам организации, инфляция в РФ к концу 2012г. составит около 6,5-7%, а в 2013г., возможно, окажется несколько выше целевого показателя Банка России, который составляет 5-6%. В конце марта 2012г. Всемирный  банк прогнозировал, что инфляция в  РФ к концу 2012г. составит около 6%.

Инфляция в России по годам в  период с 2000 по 2011 год (окончательная  цифра)

 

Это официальные данные Госкомстата.

   2.Инфляция в зоне евро

Евростат подвёл предварительные  итоги за 2012 год. На конец сентября 2012 года инфляция в семнадцати странах  обращения единой европейской валюты составила 2,6%. Данный коэффициент инфляции сохраняется на протяжении нескольких месяцев (плюс-минус 0,1%), что говорит, прежде всего, о нормальном развитии сообщества.

   В январе 2012 года, уровень инфляции в еврозоне составил 2,3%. В феврале 2012 года, увеличился на 0,1%. В марте 2012 года, уровень инфляции достиг 2,7%. И, тем не менее, коэффициент 20,7% — это выше официального прогноза от 2,4 до 2,6%. Основная причина инфляции – это рост цен на топливо — 4,8%, содержание дома – 4,1% , алкоголь – 4% и табачные изделия – 4%.

Информация о работе cущность, виды инфляции, причины и последствия инфляции