Ямайская валютная система: особенности и проблемы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Мировая валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами. Мировая валютная система сложилась к середине XIX в и закончила свою эволюцию во второй половине ХХ в. созданием Ямайской валютной системы, которая действует по сей день.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…4
1. Эволюция мировой валютной системы..............................................................5
1.1 Понятие и элементы валютной системы…………………………………….…5
1.2 Предпосылки создания Ямайской валютной системы……………………..…7
1.3 Основные характеристики Ямайской валютной системы………………..….10
2. Функционирование развивающихся стран в рамках Ямайской валютной системы……………………………………………………………………………...14
3. Проблемы функционирования Ямайской валютной системы……………..…19
Заключение……………………………………………………………………….…22
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач ДКБ.docx

— 100.85 Кб (Скачать файл)

В отдельных развивающихся странах (Бразилия, Колумбия, Перу, Индонезия) курс национальной валюты определяется центральным банком исходя из ряда основных макроэкономических показателей, таких, как изменений цен на главный экспортный товар, соотношение темпов инфляции в своей стране и в государствах – торговых партнерах и др.

Развивающиеся государства с более устойчивым валютно-экономическим положением (некоторые нефтедобывающие страны Персидского залива, Республика Корея) с теми или иными ограничениями перешли к плавающему курсу своих валют. [7, стр 105]

Наконец, около 25 стран, выбрав какой-либо режим валютного курса, одновременно практикуют множественность курсов своей валюты: по экспорту, импорту или во внешней торговле в целом. Суть множественности курсов состоит в том, что на различные экспортные товары вводятся курсы, отличающиеся от курса центрального банка страны. Как правило, более низкий курс устанавливается на те товары, в экспорте которых заинтересована данная страна. Тогда при обмене заработанной на внешних рынках иностранной валюты на национальную экспортер получает большее количество национальных денег, т.е. своего рода экспортную премию. Последняя, в свою очередь, может быть использована для расширения производства определенной экспортной продукции. В международной практике широко известны «изюмный» курс Турции, «хлопковый» - Египта, «кофейный» - Бразилии и др. Эффективность множественности курсов, однако, не очень велика при сильной инфляции в этих странах. Инфляция размывает и искажает ценовые пропорции внутри страны, в результате чего экспортеры или импортеры не получают необходимых экономических импульсов даже при наличии льготных валютных курсов. (105)

Нередки случаи, когда развивающиеся страны меняют режимы валютных курсов, переходя от одного режима к другому. Например, ряд стран нарушают общую закономерность, возвращаясь от плавающего к фиксированному режиму валютного курса. К ним относятся Аргентина, которая ввела валютное правление в 1991 г., и Гонконг, перешедший на аналогичный режим в 1983 году. Во второй половине 1990-х годов систему валютного правления ввели несколько стран с переходной экономикой. [1/1] Так, Иран в 1975 г. привязал свой риал к СДР, а через несколько месяцев к доллару, в котором устанавливаются цены на нефть - главный экспортный товар страны. Таиланд в 1997 г отошел от режима валютного курса бата на основе корзины валют главных торговых партнеров и перешел к режиму регулируемого плавания своей денежной единицы. Тогда же Южная Корея перешла от прикрепления воны к доллару США к свободному плаванию. При этом и бат и вона были значительно девальвированы. Соображения, которые подвигают развивающиеся страны переходить от одного способа формирования валютного курса к другому, весьма разнообразны. К ним можно отнести и неустойчивое экономическое положение, и отсутствие необходимого опыта в формировании валютного курса.

Таким образом, предоставляя свободу выбора режима валютных курсов, Ямайское соглашение расширило для этой группы стран возможности проведения более самостоятельной валютной политики, усилило тенденцию к валютному полицентризму.

Вместе с тем многие из развивающихся стран обладают небольшими и довольно слабыми финансовыми рынками, где несколько крупных сделок могут вызвать чрезвычайную волатильность1 обменного курса. То есть развивающиеся страны в большинстве случаев не в состоянии эффективно защитить свои денежные единицы от резких колебаний курсов валют развитых государств и от обстановки на валютных рынках и нуждаются в активном регулировании валютного курса. [1/1]

Совместное плавание в рамках валютной группировки вносит немалый разлад в хозяйство развивающихся стран и их торговые связи за рамками группировок. Резкие колебания курсов дестабилизируют валютные резервы, которые страны хранят в Нью-Йорке, Париже и других мировых финансовых центрах.

Для стабилизации валютных курсов развивающиеся страны в принципе используют те же экономические и административные методы валютной политики, что и развитые страны. Однако соотношение этих инструментов в процессе применения, цели валютной политики молодых государств, ее значение в регулировании экономики существенно различаются. Главная направленность валютной политики состоит в стремлении ослабить валютно-экономическую зависимость от более развитых стран и создать благоприятные условия для развития национальной экономики. Это проявляется в следующих конкретных формах:

  • открепление валют молодых государств от валют развитых стран, возглавлявших распавшиеся ныне валютные зоны (фунта стерлингов, португальского эскудо и др.). Место этих валют, как правило, занял доллар США. Но некоторые развивающиеся страны отказались от прикрепления своих денежных единиц к доллару в связи с его девальвациями в 1971 и 1973 гг. и перешли к установлению курса на базе различных валютных корзин. Только 14 стран — членов зоны французского франка (единственной сохранившейся из прежних валютных группировок) продолжают прикреплять свои валюты к франку;
  • внедрение валют некоторых развивающихся стран — экспортеров нефти в международные расчеты (например, кувейтский динар служит валютой займов стран — членов ОПЕК иностранным заемщикам);
  • возникновение региональных счетных валютных единиц в рамках интеграционных группировок развивающихся стран, в частности экспортеров нефти (арабский динар, исламский динар, центральноамериканское песо, андское песо и др.); создание валютных и кредитно-финансовых организаций (банки, фонды) для обслуживания потребностей развивающихся стран (Мусульманский банк развития и др.).

Каждая развивающаяся страна, проводя свою валютную политику, увязанную с регулированием экономической конъюнктуры, стремится, как правило, выравнивать дефицит платежного баланса, сдерживать импорт и поощрять экспорт товаров, защищать национальные валютные резервы. Для этого применяются следующие основные методы валютной политики:

 

  1. Регулирование валютного курса путем использования различных режимов — фиксированных, плавающих, множественных, а также путем девальвации и изредка ревальвации. Практикуется множественность валютных курсов. Девальвации валют развивающихся стран часто бывают вынужденными. В частности, снижение курса валюты-лидера развитой страны, к которой прикреплена денежная единица развивающихся стран, автоматически влечет за собой падение и ее курса. Нередко требование о девальвации содержится в стабилизационной программе МВФ. Обычно девальвации валют развивающихся стран малоэффективны в аспекте их влияния на экспорт, так как для расширения экспортного производства необходимы капитальные вложения. Девальвация не сдерживает импорт в силу зависимости от иностранного оборудования и других товаров. К тому же повышение цен импортируемых товаров в связи с девальвацией усиливает инфляцию. Кроме того, резкие колебания плавающего валютного курса снижают положительное влияние его падения на платежный баланс.

 

2. Разные формы валютных  ограничений по текущим и финансовым  операциям платежного баланса. Они  активно используются в целях  защиты национальной экономики, выравнивания платежного баланса (путем сдерживания оттока капиталов, ограничения переводов за границу). В ряде развивающихся стран  валютные ограничения содействуют  в той или иной степени развитию  национальной экономики, особенно  если сочетаются с другими  мерами ее поддержки и стимулирования, например с торговыми ограничениями, снижением процентных ставок. В  рамках региональных экономических  и валютных группировок, которые  охватывают государства Азии, Африки, Латинской Америки, валютные ограничения  в основном отменены, но применяются  по отношению к третьим странам.

3. Заключение межгосударственных  платежных и клиринговых соглашений  в целях экономии валютных  резервов (Азиатский клиринговый  союз, Западноафриканская клиринговая  палата и др.).

4. Развитие валютного  сотрудничества и интеграции  развивающихся стран путем создания  собственных валютных группировок, совместных валютных фондов для  покрытия дефицита платежного  баланса. Валютная интеграция как  составная часть экономической  интеграции имеет целью:

  • обеспечить валютную стабилизацию, которая является условием нормального развития интеграционного процесса в различных сферах экономики
  • оградить освободившиеся страны от негативных процессов в экономике и на валютных рынках развитых стран.

На валютное положение развивающихся стран негативное воздействие оказывают девальвации (или резкое падение курсов) валют развитых стран, поскольку:

  • обесцениваются валютная выручка и резервы развивающихся стран, выраженные в девальвированной валюте;
  • удорожается импорт в связи с автоматическим понижением курса национальной валюты;
  • ухудшаются условия внешней торговли, так как обычно иностранные фирмы-экспортеры повышают цены на свои товары сразу после девальвации;
  • усиливается импортируемая инфляция через механизм внешнеторговых цен.[8, стр 106]

Ямайскими решениями предусматривается возрастание роли МВФ в регулировании мировой валютной системы. Неоднократно проведено увеличение взносов стран-членов в Фонд, причем доля развивающихся государств была несколько увеличена и составляла в 90-х годах около 35%.

 

3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ЯМАЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

 

 

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Этой противоречивости есть несколько причин.

Во-первых, разнообразие возможных вариантов при выборе валютных курсов государствами, предоставленное новой валютной системой. При этом режимы валютных курсов в чистом виде не практикуются уже довольно длительное время. Например, количество стран, привязавших свою валюту к доллару в период с 1982г. по 2001 г. сократилось с 38 до 20, к СДР – с 11 до 5, а в последствии и до 4. При этом следует отметить, что в 1982г. только 8 стран осуществляли независимое плавание, в то время как в 1994г. – 52. Стоит заметить, что это было не чистое плавание, а управляемое, т.к. курс валют поддерживался при помощи интервенции государства.

Во-вторых, сохранение долларом США лидирующих позиций. Этот факт объясняется рядом обстоятельств:

  • со времен Бреттонвудской системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств государств
  • альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и транзакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Швейцария, Япония), имеют стабильное активное сальдо
  • евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению МВС необходимым средством для трансакций [3, стр. 208]

Ямайская система более гибко, чем Бреттонвудская, приспособилась к нестабильности платежных балансов и платежных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем.

 Проблема СДР

Итоги функционирования СДР с 1970 г. свидетельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем: эмиссии и

распределения, обеспечения, метода определения курса, сферы использования СДР. [5, стр 80]

Объем эмиссии СДР незначителен. В соответствии с принципом распределения СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ на долю развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе семи наиболее экономически развитых более половины. Стоит отметить, что США получили около 23%, столько же, сколько развивающиеся страны, что вызывает недовольство последних.

Другой важной проблемой СДР является их обеспечение. Вначале (с 1970 г.) единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название «бумажное золото». [17, стр. 81] Поэтому условная стоимость СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. было отменено золотое содержание СДР, так как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между центральными банками. В связи с этим с 1 июля 1974 г. курс СДР определялся на основе валютной корзины - средневзвешенного курса 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С января 1981 г. валютная корзина сокращена до 5 валют, чтобы упростить расчет условной стоимости СДР, а с 1999 г.  до 4 валют в связи с введением евро, заменивших марку ФРГ и французский франк в этой валютной корзине. Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению с национальными валютами. Но вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют.

Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: 1) например, в разных международных конвенциях; 2) на мировом рынке ссудных капиталов некоторые счета, облигации номинированы в СДР; 3) более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР. СДР как средство накопления валютных резервов применяют незначительно. Не достигнута главная цель СДР: они используются для приобретения конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 26% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ.

Таким образом, концепция СДР не выполнила своего предназначения и в результете этого возникла необходимость ее пересмотра.

Информация о работе Ямайская валютная система: особенности и проблемы функционирования