Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:44, шпаргалка

Краткое описание

Билет №6
1. Методы и инструменты денежно-кредитной политики используемые Банком России.
Механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в статьях 35-44 главы VII "Денежно-кредитная политика" Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Вложенные файлы: 1 файл

билеты 6-12.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Билет №6

1. Методы и  инструменты денежно-кредитной политики  используемые Банком России.

Механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в статьях 35-44 главы VII "Денежно-кредитная политика" Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В этом Федеральном законе предусматривается, что основными  инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются:

1) процентные ставки  по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом  рынке;

4) рефинансирование кредитных  организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров  роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения;

8) эмиссия облигаций  от своего имени.

1 - Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

2 - "Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования*(247) обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. (Статьи 36-37 Федерального закона).

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут  быть дифференцированными для различных  кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет  право списать в бесспорном порядке  с корреспондентского счета кредитной  организации, открытого в Банке  России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

3 - В ст. 39 Федерального закона говорится, что под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

4 - В ст. 40 сказано, что "под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия  рефинансирования устанавливаются Банком России".

5 - В ст. 41 приводится понятие валютной интервенции Банка России. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6 - В ст. 42 сказано, что "Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики".

7- Банк России вправе устанавливать прямые количественные ограничения. Это означает установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

При этом он вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. (Статья 43 Федерального закона).

8 - Статья 44 Федерального закона предоставляет право Банку России выпускать свои облигации. В ней говорится, что "Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной  стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении  решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов".

Достижение целей денежно-кредитной политики требует значительных интеллектуальных и организационных усилий со стороны Банка России. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 75, п. 2) и Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации" (ст. 4) главной функцией Центрального банка страны являются защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы - российского рубля. Поэтому в Основных направлениях формулируются цели денежно-кредитной политики и определяются основные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля, а также устанавливаются количественные ориентиры основных макроэкономических пропорций. Все это должно делать политику Банка России более прозрачной, служить повышению доверия к экономической политике государства, что, в свою очередь, является важным условием формирования в обществе устойчиво низких инфляционных ожиданий.

 

 

2.   ЦБ РФ как агент Пенсионного фонда.

. Агентом Пенсионного фонда  Российской Федерации по приобретению  и продаже государственных ценных бумаг Российской Федерации выступают Центральный банк Российской Федерации и иные агенты Правительства Российской Федерации по обслуживанию государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2008 N 125)

Пенсионный фонд Российской Федерации  вправе заключать договоры об обслуживании на рынке государственных ценных бумаг Российской Федерации с  агентом Правительства Российской Федерации по обслуживанию государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению и с организацией, выполняющей функции депозитария по учету прав собственности владельцев государственных ценных бумаг Российской Федерации, если заключение таких договоров предусмотрено условиями эмиссии и обращения указанных ценных бумаг и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

(абзац введен Постановлением  Правительства РФ от 28.02.2008 N 125)

Пенсионный фонд Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральную службу по финансовым рынкам отчет об операциях с активами, составляющими инвестиционные портфели, в порядке, форме и сроки, установленные Федеральной службой по финансовым рынкам.

Приобретение государственных  ценных бумаг Российской Федерации и ипотечных ценных бумаг осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 7

 

  1. Разработка основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Денежно-кредитная политика является одним из главных звеньев экономической политики государства и представляет собой систему целей, методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, разработанных Центральным банком совместное Правительством, для обеспечения необходимых условий в денежно-кредитной сфере в целях развития национальной экономики.

С точки зрения целей выделяются два основных типа (направления) денежно-кредитной  политики: денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение денежной массы в обращении. Это так называемая политика дорогих денег, которая обычно проводится в периоды высокой инфляции.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением денежно-кредитной эмиссии, т.е. увеличением денежной массы в обращении. Это так называемая политика дешевых денег, она проводится обычно в периоды экономического спада в целях обеспечения условий для расширения кредитования предприятий, стимулирования инвестиционной активности. Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов, и ограничить инфляционные процессы.

Таким образом, особую сложность для  органов денежно-кредитного регулирования  представляют собой ситуации, когда  спад производства сопровождается интенсивными инфляционными процессами. Такая ситуация, получившая в экономической литературе название стагфляции (от «стагнация» плюс «инфляция»), требует от регулирующих органов выбора системы взаимосвязанных инструментов денежно-кредитного, финансового и других направлений экономического регулирования и четкого взаимодействия в проведении экономической политики во всех ее аспектах.

Проводником официальной денежно-кредитной  политики выступает Центральный  банк как ключевое звено финансово-кредитной  системы государства. В соответствии с законодательством Банк России ежегодно разрабатывает «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», которые содержат анализ текущего состояния и сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития российской экономики на предстоящий год и последующие два года, целевые ориентиры, показатели денежной программы, а также варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры.

Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики предварительно представляется Президенту РФ и Правительству РФ, а затем направляется Банком России (не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) в Государственную Думу.

Не позднее 1 декабря доработанный документ повторно представляется на рассмотрение в Государственную  Думу, которая выносит соответствующее решение не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий период. Тем самым достигается увязка целей и инструментов проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

 

  1. Деятельность Банка России по переходу банковского сектора на составление и представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

 

 

 В целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими и юридическими условиями при  установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений, в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, принятой Правительством Российской Федерации и Банком России 30 декабря 2001 года, предусматривается переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО).   

 Для этого планируется:   

 — обеспечить подготовку  финансовой отчетности кредитных  организаций в соответствии с  МСФО на базе отчетности, составленной  по российским правилам ведения  бухгалтерского учета, применения профессиональных суждений и внесения необходимых корректировок, то есть путем метода трансформации (далее — метод трансформации);    

 — использовать при надзоре  за деятельностью кредитных организаций  финансовую отчетность по МСФО;    

 — осуществлять мероприятия по внедрению принципов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами в банковском секторе одновременно с их внедрением в реальном секторе экономики.

. Финансовая отчетность по МСФО  будет составляться на основе  российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации.   

 Банком России будет осуществляться  работа по сокращению состава  и количества отчетности, представляемой  кредитными организациями.   

 Годовая финансовая отчетность  должна быть подтверждена независимым аудитором, имеющим право на проведение аудита финансовой отчетности в соответствии с МСФО.   

 Банк России определит периодичность  обязательного составления и  представления финансовой отчетности  кредитных организаций в соответствии  с МСФО.   

 Банковский и реальный секторы  экономики Российской Федерации  должны одновременно проводить  мероприятия по внедрению принципов  бухгалтерского учета в соответствии  с международными стандартами.   

 Процесс перехода банковского  и реального секторов экономики на ведение бухгалтерского учета в соответствии с принципами международных стандартов должен координироваться датой введения соответствующих изменений Министерством финансов Российской Федерации совместно с Банком России. Одновременный переход на ведение бухгалтерского учета в соответствии с принципами международных стандартов обязателен для банковского и реального секторов экономики с целью обеспечения адекватности применяемых принципов ведения бухгалтерского учета и отражения результатов деятельности в финансовой отчетности как кредитных организаций, так и предприятий реального сектора экономики. Указанная работа будет проводиться в течение нескольких лет.   

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"