Центральный банк и денежно-кредитное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

В нынешнем столетии централизованная система банковского бизнеса стала рассматриваться не только в качестве привычного явления, но даже как одно из обязательных условий достижения высших ступеней экономического развития. Вера в желательность центральных банков стала всеобщей. В последнее время выявилось стремление к усилению сфер контроля за счет учреждения международных банковских институтов, а также через международное сотрудничество между уже существующими центральными банками различных государств. Тем не менее, отсутствуют какие-либо систематические исследования причин предполагаемого превосходства централизованной банковской системы над ее альтернативами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 34.52 Кб (Скачать файл)

Информационно-исследовательская  функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и  на международном уровне. Функции  центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого  требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

Функции Центрального банка  Российской Федерации. В соответствии с Федеральным  законом “О внесении изменений и  дополнений в Закон РФ “О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)”” от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих  функций:

• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации  разрабатывать  и проводить единую государственную  денежно-кредитную  политику, направленную на защиту и  обеспечение устойчивости рубля;

• монопольно осуществлять эмиссию  наличных денег и организовывать их обращение;

• быть кредитором последней  инстанции  для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

• устанавливать правила  осуществления  расчетов в Российской Федерации;

• устанавливать правила  проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

• проводить государственную  регистрацию  кредитных организаций, выдавать и  отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

• осуществлять надзор за деятельностью  кредитных организаций;

• регистрировать эмиссию  ценных бумаг кредитных организаций  в соответствии с федеральными законами;

• выполнять самостоятельно или  по поручению Правительства  Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

• регулировать прохождение  валюты, включая операции по покупке и  продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;

• организовывать и  производить  валютный контроль как  непосредственно, так и через уполномоченные банки  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

• принимать участие  в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление  платежного баланса Российской Федерации;

• в целях осуществления  перечисленных  функций проводить  анализ и прогнозирование  состояния  экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать  соответствующие материалы и  статистические данные;

• осуществлять иные функции в  соответствии с федеральными законами.

Детальный перечень функций  Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных  банков. Так же как и центральные  банки других стран, Центральный  банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

 

3. Денежно-кредитное регулирование

Центральный банк регулирует экономику  не прямо, а через денежно-кредитную  систему. Воздействуя на кредитные  институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние  на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности  кредитной системы определяют степень  регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени  воздействуют на выбор путей и  методов денежно-кредитного регулирования  центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Функции контролирующих органов в  денежно-кредитной сфере  нередко  переплетаются. Например в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом “О национальной денежной единице”. Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому  контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная  Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право  совершения банковских операций кредитным  институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего “финансовые тылы” вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Специфические условия  сложились  в денежно-кредитной  системе  Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой  существенную институционную особенность  английской банковской системы, так  как играют важную роль в осуществлении  денежной политики Банка Англии. К  ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное  положение между центральным  банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные  институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать  на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень  выгодно последнему, так как в  Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный  банк.

Дисконтные дома выступают  в  роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую  центральный банк не может непосредственно  влиять, поскольку другие кредитные  институты не имеют прямого доступа  к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах  мира.

Примером конструктивного  сотрудничества между банковской системой страны и  центральным банком служат отношения  между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где  активно  развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством  страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с  представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения  основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки  совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию  между двумя уровнями кредитной  системы. Подобно Центральному банку  Нидерландов тесные контакты с кредитной  системой стремится поддерживать и  Австрийский национальный банк.

Немецкий федеральный  банк строит свои контакты с национальной кредитной  системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого  федерального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

Большинство центральных  банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно  сотрудничают с рядом крупных  институтов, которые представляют собой  ядро банковской системы

4. Центральный банк РФ

Центральный банк Российской Федерации  Банковское дело Банковское дело. Банковское дело, являясь важнейшим элементом  банковской системы страны, оказывает  большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия "экономическая безопасность страны", имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

Современные центральные банки  обладают особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами, что связано с той двойственностью, которая присуща всем национальным банкам в государствах с рыночной экономикой.

С одной стороны, в экономической  системе национальный банк выступает  в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства  экономическую политику, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает  черты учреждения публичного права  с чертами частно-правовой организации.

Банк России, обладает особым юридическим  статусом, который не сводится к  известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему  Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в  деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций  и полномочий. Относительная независимость  банка обеспечивается:

 

- неделимостью и неотчуждаемостью уставного капитала и иного имущества, находящихся в собственности Банка России;

- самоокупаемостью;

- освобождением от ответственности  по обязательствам государства,  если только банк и государство  не примут на себя такие обязательства;

- наличием в распоряжении Банка  России особого инструментария  регулирования денежно-кредитной  системы, свободой выбора конкретных  форм и методов регулирования и др.

Правовой статус ЦБ РФ складывается из двух составляющих - государственно-властной (публично-правовой) и гражданско- (частно-) правовой. К числу публично-правовых функций ЦБ РФ относятся: издание нормативных актов, валютное регулирование и валютный контроль, регулирование и лицензирование банковской деятельности, банковский надзор и др. Правоотношения между ЦБ РФ и коммерческими банками при реализации указанных функций строятся на принципе власти и подчинения. В этих отношениях отсутствует равенство сторон, отношения имеют ярко выраженный вертикальный характер. Однако наряду с публичной деятельностью ЦБ РФ также осуществляет масштабную экономическую деятельность.

Цели, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации

Важнейшими условиями нормального  функционирования и стабильности федеративного  государства являются единое финансовое, валютное регулирование, единая денежная система на всей его территории, регулирование на уровне Федерации  денежной эмиссии, основ ценовой  политики, создание централизованной системы федеральных финансово-экономических  органов и служб в данной сфере.

Согласно ч. 1 ст. 75 Конституции денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

Денежная эмиссия - выпуск в обращение  наличных денег. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия  из обращения на территории России осуществляются исключительно Центральным  банком Российской Федерации.

Наличные деньги выпускаются в  форме банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Банкноты и монеты Банка России являются его  безусловными обязательствами и  обеспечиваются всеми его активами.

Одной из основных целей Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам. Для достижения этой цели Банк России во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:

- процентные ставки по операциям  Банка России; нормативы обязательных  резервов, депонируемых кредитными  организациями в Банке России; операции на открытом рынке  (купля-продажа Банком России  государственных ценных бумаг); рефинансирование  банков (кредитование Банком России  коммерческих банков), а также  учет и переучет векселей; валютное  регулирование, в том числе  валютные интервенции (покупка-продажа  Банком России иностранной валюты  на валютном рынке для воздействия  на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);

Информация о работе Центральный банк и денежно-кредитное регулирование