Центральный банк РФ: история развития и современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является Центральный Банк Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность Центрального банка РФ

Глава 2. Возникновение и теоретические основы функционирования Центрального банка

2.1 История становления и развития Центрального банка

2.2 Структура и основы функционирования. Правовой статус Центрального банка

Глава 3. Характеристика Центрального банка на современном этапе

3.1 Цели, задачи и функции Центрального банка России

3.2 Операции Центрального банка

3.3 Денежно-кредитная политика Центрального банка

3.4 Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка.

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Центральный банк России.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

В июне 1991г. был  утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР. 

В ноябре 1991г. в  связи с образованием Содружества  Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил  Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. 

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР  был упразднен и все его  активы и пассивы, а также  имущество на территории РСФСР  были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). 

В течение 1991-1992гг. под руководством Банка России в  стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. 

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь  созданному Федеральному Казначейству. 

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (ст.22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. 

В 1992-1995гг. в порядке  поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему  надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного  регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании. 

С 1995г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. 

С целью преодоления  последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001г. в основном преодолел последствия кризиса. 

Денежно-кредитная  политика Банка России была ориентирована  на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста  страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков. 

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет  резких колебаний обменного курса. 

Деятельность  Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами. 

В 2003г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО). 

Предусматривается реализация комплекса мер, включая  обеспечение достоверного учета  и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации. 

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в  последнее время все более  важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора. 

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, -- это фиктивная капитализация  банков. 

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков". 

В связи с  расширением круга кредитных  организаций, предоставляющих населению  ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах. 

С принятием  Федерального закона "Об ипотечных  ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг. 

В 2004г. на основании  Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием. 

В декабре 2003г. был  принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам. 

В настоящее  время в системе страхования  вкладов участвует подавляющее  большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации. 

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным  банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года" [12]. 

2.2 Структура  и основы функционирования. Правовой  статус Центрального банка 

Деятельность  Центрального Банка Российской Федерации (Центрального Банка) регулируется Федеральным  законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” №86-ФЗ от 27 июня 2002 года. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой [11, с.2]. 

Банк России - единая централизованная система  с вертикальной схемой подчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, учебные заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального Банка. 

Таким образом, Банк России можно представить как  единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных  учреждениях (национальных банках, областных управлениях) так называемые центральные операционные управления. Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы. 

Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля, банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам. 

К каждому коммерческому  банку в соответствующем территориальном  подразделении Центрального Банка, а к крупным банкам - в Главном  управлении по надзору за деятельностью  коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) - подразделениях, подчиненных Главным управлениям Центрального Банка по соответствующей территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного платежного поручения расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль над всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета. 

Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна вообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано на РКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого может не произойти [1, с 54]. 

Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления Центрального Банка, в котором у них имеется корреспондентский счет. 

Банк России не может участвовать в капиталах  кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь 51% акций Сберегательного банка Российской Федерации, участвовать в капитале Внешэкономбанка и Внешторгбанка Российской Федерации. В капитале других коммерческих банков и кредитных организаций Центрального Банка России участвовать не имеет права. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Его Уставный капитал 3 млрд руб. В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов. 

Органом управления Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель банка  и двенадцать членов Совета Директоров. Председатель и члены Совета назначаются  Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет). Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в работе. 

В банковской системе России Центрального Банка Российской Федерации определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные [2, с 127]. 

Информация о работе Центральный банк РФ: история развития и современное состояние