Центральный Банк: его функции и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Несомненно, актуальной в наши дни является тема Центральных банков, т.к. от них во многом зависит благосостояние страны в целом. Для нас, как граждан Российской Федерации, наибольший интерес представляет Центральный Банка Российской Федерации или просто Банка России. Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………………3
1. Сущность, функции и операции центральных банков…………….……..…..5
1.1. Сущность центральных банков, их структура…………………………...…5
1.2. Денежно-кредитная политика центральных банков ……………………..7
1.3. Операции центральных банков………………………………………….....13
2. История развития ЦБ РФ…………………………………………………..…17
3. Функции ЦБ РФ и его роль в экономике…………………………..……….21
3.1. Функции Банка России………………………………………………….….21
3.2 Роль Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисные меры……………………………………………………………………..………..22
Заключение……………………………………………………………….………26
Список использованной литературы………………………………….……..…28

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 43.92 Кб (Скачать файл)

В результате взвешенной денежно-кредитной  политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились  золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний  обменного курса.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение  достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения  требований к содержанию, объему и  периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной  практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных  организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение  требований к должностным лицам  кредитной организации и их деловой  репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в  последнее время все более  важную роль начинают играть специфические  риски, связанные с динамикой  цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у  ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация  банков.

С целью противодействия  использованию банками разного  рода схем для искусственного завышения  или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов, в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".  
            В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов  инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.  
              В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.  
           В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года". В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.  
            Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.). На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

3. Функции ЦБ  РФ и его роль в экономике

3.1. Функции Банка  России

  
 Определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:

- во взаимодействии с  Правительством РФ разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику, направленную  на защиту и обеспечение устойчивости  рубля;

- монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  их обращение;

- является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  рефинансирования;

- устанавливает правила  осуществления расчетов в РФ;

- устанавливает правила  проведения банковских операций. бухгалтерского учета и отчетности  для банковской системы;

- осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций,  выдает и отзывает лицензии  кредитных организаций и организаций,  занимающихся их аудитом; 

- осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

- осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих  основных задач;

- осуществляет валютное  регулирование, включая операции  по покупке и продаже иностранной  валюты; определяет порядок осуществления  расчетов с иностранными государствами; 

- организует и осуществляет  валютный контроль как непосредственно,  так и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством  РФ;

- принимает участие в  разработке прогноза платежного  баланса РФ и организует составление  платежного баланса РФ;

- проводит анализ и  прогнозирование состояния экономики  РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых  отношений; публикует соответствующие  материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

Таким образом, Банк России  по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей  основной  функции, Банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства.  Спектр деятельности   Банка  России весьма широк: от действия в качестве  агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег. 

 

3.2 Роль Банка  России в условиях рыночной  экономики и антикризисные меры

 

В актуальные задачи стратегии  завершения антикризисных мер, связанных  с деятельностью Банка России, входят:

- снижение риска инфляционного  давления в конце 2010 - начале 2011 года;

- предотвращение неадекватного  ценообразования на финансовые  активы вследствие избыточной  ликвидности в банковском секторе;

- избежание гиперреакции  валютного курса рубля;

- устранение риска безответственного  поведения участников рынка.

Всякий регулятор призван  стабилизировать рыночную среду. Если он тратит усилия на разъяснение своей  политики, на снижение неопределенности будущего - рынок воздает ему сторицей: и стабилизация оказывается успешной, и участники рынка испытывают доверие к регулятору. Однако, похоже, что Банк России является исключением. В то время как ФРС США публично расписала, что и как она будет  делать, сворачивая антикризисные меры, Банк России предпочитает хранить молчание. Конечно, регулятор не может быть уверен в своих дальнейших действиях, когда его политика во многом зависит  от внешних рынков. Тем не менее  центральными банками наработан  арсенал формирования рыночных ожиданий в условиях неопределенности собственных  действий: "веерные" диаграммы, сценарные  расчеты, публикация консенсус-прогнозов  и пр. Банк России остается в стороне  от новейших средств взаимодействия с целевой аудиторией, по-прежнему полагая, что лучшей политикой является политика молчания. В результате экспертному  и банковскому сообществу самому приходится делать за денежные власти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания антикризисных  мер. По крайней мере, тогда появляется повод для диалога, а за ним  и возможность избежать нелепых  действий, вредящих рынку.

Что можно предложить денежным властям и чего ожидать от них  в свете предстоящего сворачивания антикризисной политики? В конце 2009 года на встрече министров финансов и управляющих центральных банков стран G-20 были приняты международные  рекомендации, касающиеся exit policy. В  целом они носят достаточно общий  характер и ориентированы, прежде всего, на фискальную консолидацию и сокращение дефицита бюджета, а также прекращение  действия нестандартных инструментов денежно-кредитной политики. В развивающихся  странах и России масштабы антикризисной  политики, как и сам кризис, были скромнее, и денежным властям не потребуется разрабатывать изощренные программы завершения антикризисных мер. Тем не менее exit policy в России затронет процентную политику и изменения денежно-кредитного инструментария.

В течение кризиса 2008-2009 годов  процентная политика Банка России пережила несколько фаз развития. Осенью 2008 года регулятор произвел экстренное снижение процентных ставок по инструментам рефинансирования для повышения  ликвидности в банковском секторе  и расширения доступности операций рефинансирования для банков. В ноябре 2008 - феврале 2009 года ему пришлось пойти  на временное повышение процентных ставок для противодействия оттоку капитала и атаки на курс рубля. С  апреля 2009 года по настоящее время  Банк России осуществляет снижение процентных ставок для стимулирования кредитной  активности и экономического роста.

В свете завершения антикризисных  мер, процентная политика Банка России сталкивается с рядом среднесрочных  задач. К ним относятся:

- поддержание текущего  экономического восстановления;

- плановое снижение инфляции  до 5-6%;

- поддержание приемлемой  волатильности эффективного курса  рубля; 

- снижение процентных  ставок по кредитам.

Как ни странно, финансовый кризис значительно ускорил модернизацию денежно-кредитной политики. Во-первых, были апробированы новые инструменты, такие как аукционы беззалоговых кредитов и временные гарантии по межбанковским сделкам. В последующем  они могут оказаться востребованными  при возникновении новых периодов финансовой нестабильности. Во-вторых, произошла перенастройка целевых  операционных ориентиров денежно-кредитной  политики. Стоимость бивалютной корзины  стала более волатильной, значение процентных инструментов повысилось. В-третьих, Банк России наладил тесный диалог с банковским и экспертным сообществом, что добавило понимания  денежно-кредитной политики и определенности рыночным ожиданиям. Антикризисные  меры, таким образом, приблизили преобразования денежно-кредитной политики, связанные с более свободным курсообразованием рубля и повышением эффективности процентной политики, которые в последующем позволят реализовать инфляционное таргетирование.

Все эти изменения должны быть подкреплены адекватной информационной политикой. Ее цель должна состоять в  предотвращении дестабилизации финансового  рынка в связи с непредсказуемостью сворачивания антикризисной поддержки. В задачи информационной политики Банка  России в ходе завершения антикризисных  мер должны входить:

- управление ожиданиями  изменения ставки рефинансирования; сглаживание колебаний процентных  ставок денежного рынка;

- предотвращение шоков  на рынке облигаций (фондовый  риск);

- минимизация процентного  риска банков; помощь банкам в  управлении риском ликвидности.

Банку России целесообразно  принять информационный меморандум о завершении антикризисной политики, который в общих чертах определял  бы предстоящие задачи и меры денежных властей.

В случае успешной реализации информационной политики Банк России сможет добиться нескольких результатов. В их числе снижение неопределенности будущего и предсказуемость предстоящих  событий для участников рынка, минимизация  риска обвала и паники, рост доверия  к политике Банка России и рост понимания действий денежных властей.

 

Заключение

 
 Главными задачами, стоящими перед  всеми Центральными банками, является поддержание покупательной способности  национальной денежной единицы и  стабильности кредитно-банковской системы  страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральными банками, являясь одной из составляющих экономической  политики государства, одновременно позволяет  сочетать макроэкономическое воздействие  с возможностями быстрой корректировки  регулирующих мер. 
Главным направлением деятельности Центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одно из важнейших направлений  деятельности Центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований  на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности  банковских институтов центральные  банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности  в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут  только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. 
Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом  на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банкам (фиксированный, свободно плавающий, "ползучий", двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны.

Информация о работе Центральный Банк: его функции и роль в экономике