Центральные банки и основы их деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам: развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность и функции центральных банков
Сущность центральных банков………………………………………….5
Независимость центральных банков от исполнительной власти……..8
Функции центральных банков…………………………………………12
Денежно-кредитная политика центрального банка
Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования………………………………………………………………..17
Регулирование официальной учетной ставки………………………...20
Операции на открытом рынке…………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………….....27

Вложенные файлы: 1 файл

Деньги, кредит, банки (Автосохраненный).docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

ПЕНЗЕНСКИЙ  ФИЛИАЛ  
НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ                                                  ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет             Экологии, управления и права 
Кафедра                
Экономики и менеджмента  
Дисциплина         
Деньги, кредит, банки 
 
 

Контрольная работа

 
на тему «Центральные банки и основы их деятельности» 
 
 
 

 
Выполнил: студент гр. Экзб – 2

                                                                                            Иванова Е.С.

                                                                     Проверил: к.э.н., доцент

                                                                                                           Бухлина Н.Г. 
 

Пенза, 2012

   Содержание

   Введение…………………………………………………………………………3

  1. Сущность и функции центральных банков
    1. Сущность центральных банков………………………………………….5
    2. Независимость центральных банков от исполнительной власти……..8
    3. Функции центральных банков…………………………………………12
  2. Денежно-кредитная политика центрального банка
    1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования………………………………………………………………..17
    2. Регулирование официальной учетной ставки………………………...20
    3. Операции на открытом рынке…………………………………………23

    Заключение…………………………………………………………………….26

    Список  используемой литературы……………………………………….....27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

   Центральный банк – главный государственный  банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт любой страны независимо от того, называется ли он государственным, народным или национальным.

   Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступают государственными органами экономического управления.

   Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам: развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

   Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

   •          эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

   •          банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками  данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается  законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

   •          банкиром правительства, для этого  он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

   •          главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими  банками страны при выполнении безналичных  расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

   •          органом регулирования экономики  денежно-кредитными методами.

   Важную  роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора центральным банком.

   При решении пяти задач центральный  банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

   Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку.

 

      1. Сущность и функции центральных банков

   1.1 Сущность центральных  банков

   Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

   Первый  центральный банк - шведский «Риксбанк» -был создан в 1668 г, на рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк Англии, Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков - например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю. Центральные банки в их современном виде возникли в XIX в. В настоящее время практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако между ними есть существенные различия, обусловленные особенностями политического и финансово-экономического развития стран базирования.

   Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный  признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

   Правовой  статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

   Центральный банк сочетает в себе отдельные черты  коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

   Центральный банк обычно создается в форме  акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет  лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

   Содержание  и форма взаимосвязей центральных  банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

  • центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;
  • центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

   Однако  в действительности эти модели в  чистом виде не действуют. В большинстве  стран функционирует промежуточная  модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.

   В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.

   В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

   При разногласиях министерства финансов и  центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В  странах, в которых центральные  банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

   Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно. 
 
 

1.2 Независимость центральных  банков от исполнительной власти.

   Выполнение  юридически возложенной на центральный  банк главной цели его деятельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной степени его независимости от исполнительной власти. Причем независимость центрального банка от правительства подразумевает две ее формы: политическую и экономическую.

  • Политическая независимость - это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;
  • Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

   Условиями политической независимости центрального банка являются определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны правительства и (или) парламента. Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для экономической независимости центрального банка имеет значение характер осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее вмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономию последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как наличие формальных организационных связей между центральным банком и правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из проведенных исследований степени независимости центральных банков с использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким уровнем инфляции.

   Результаты  исследований подобного рода позволяют  считать, что независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:

Информация о работе Центральные банки и основы их деятельности