Центральные банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

В странах с рыночной экономикой действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков. Эта система состоит из 3 трех элементов:
- центрального банка;
- коммерческих банков;
-учреждений банковской инфраструктуры, обеспечивающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчетных палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков).

Содержание

1)Введение (стр.2)

2) Основная часть:
I. Сущность, формы организации и функции центральных банков (стр.3-13)
2.1Сущность и формы центральных банков (стр.3-4)
2.2 Устройство центрального банка РФ (стр.4-8)
2.3 Функции ЦБ (стр.8-13)
II. Пассивные и активные операции ЦБ. Баланс Банка России (стр.14-16)
III.Методы денежно-кредитной политики центральных банков. (стр.17-25)
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 2013году и на перспективу(2014-2015 годы) (стр.24-25)

3)Заключение (стр.26)

4)Список использованной литературы (стр.27)

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ конечная.doc

— 627.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на тему№13: «Центральные банки»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Выполнил: студент 4 курса

                                                                               Факультет: ФиК

Г                                                                                                                                                       

 Преподаватель:

 Мартыненко Н.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

Содержание.

 

1)Введение                                                              (стр.2)

 

2) Основная часть:

I. Сущность, формы организации и функции центральных банков      (стр.3-13)

2.1Сущность и формы центральных  банков      (стр.3-4)

2.2 Устройство центрального банка  РФ             (стр.4-8)

2.3 Функции ЦБ                                                    (стр.8-13)

II. Пассивные и активные операции ЦБ. Баланс Банка России            (стр.14-16)

III.Методы денежно-кредитной политики центральных банков.         (стр.17-25)

3.1 Основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 2013году и на перспективу(2014-2015 годы)                                                                            (стр.24-25)

 

3)Заключение                                                        (стр.26)

 

4)Список использованной  литературы               (стр.27)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Банковская система  представляет собой совокупность различных  банков. Различают 2 типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.

Одноуровневая банковская система характерна для стран с административно-командным режимом управления (все банки, в том числе  центральный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. На практике Центральный банк берет на себя функции коммерческих банков, выступая единым кредитно-расчетным и валютным центром. Все остальные банки выполняют свои операции в соответствии с директивами центрального банка).

В странах с рыночной экономикой действует двухуровневая  банковская система, для которой  характерно строгое разделение функций центрального  и коммерческих банков. Эта система состоит из 3 трех элементов:

- центрального банка;

- коммерческих банков;

-учреждений банковской  инфраструктуры, обеспечивающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчетных  палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков).

Ключевым элементом  финансовой системы любого развитого  государства сегодня является центральный  банк, выступающий официальным проводником  денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Целью данной работы является раскрыть сущность, место центрального банка в банковской системе.

Задачи работы: проанализировать деятельность центральных банков, их структуру, функции; раскрыть содержание пассивных и активных операций банка,

В первой главе контрольной  работы рассматриваются цели, задачи деятельности, функции центрального банка. Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций. Их рассмотрение представлено во второй главе. В третьей главе будут рассмотрены методы денежно-кредитной политики центральных банков.

I.Сущность, формы организации и функции центральных банков

2.1 Сущность  и формы центральных банков.

Центральный банк в настоящее  время есть в каждой стране. В одних странах его возникновение в первую очередь было связано с монополизацией денежного обращения в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками  банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В других странах центральные банки были созданы государством. Возникновение центральных банков относится к середине XIX — началу XX в, поскольку именно в этот период правительства большинства стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над эмиссией денег в обращении. Как бы то ни было, роль центрального банка не только и не столько определяется эмиссией банкнот, как это принято считать: во Франции и некоторых других странах выпуск денег в обращение наряду с центральным банком может осуществлять казначейство.

Как правило, европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х гг. одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам.

 Название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы.

 

Формы организации центральных  банков.

С  точки зрения собственности  на капитал центральные банки  бывают:

- государственные: капитал принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Россия);

- акционерные (США, Италия);

- смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит  государству (Япония, Бельгия). Так, например, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45% — частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 50% — собственность физических и юридических лиц-резидентов

            Некоторые центральные банки создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции), другие были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России). Например, в первой половине 1990 г. был создан Государственный банк РСФСР, а в конце года принят Закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России), согласно которому он стал главным Банком РСФСР, подотчетным Верховному Совету РСФСР. Государственный банк СССР был упразднен 20 декабря 1991 г., и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РФ переданы Центральному банку РФ (Банку России).

          Но не зависимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи.

Тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично  влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу (парламенту), либо министерству финансов (таких банков большинство и они обладают меньшей самостоятельностью). Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства (например, в преддверии выборов). Чем более ограничено прямое кредитование правительства центральным банком, тем более он независим. В РФ закон запрещает прямое кредитование правительства для финансирования дефицита госбюджета (с 1995 года), а также покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении за исключением случаев, когда это предусматривается законом о госбюджете.

 В тоже время  независимость ЦБ от правительства  имеет  относительный характер  в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования  и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики (последняя разрабатывается исполнительными органами власти и одобряется законодательными органами). Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

 

 2.2 Устройство центрального банка РФ

В банковской системе России Центральный банк определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности (более точно в федеральной) и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Банк России является юридическим лицом. Уставной капитал (в размере 3 млрд. руб.) и иное имущество Центрального банка являются федеральной собственностью. Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов. Банк России в своей деятельности независим от Правительства РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом (ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России -далее по тексту будут указаны статьи закона без ссылки на сам закон.) Банк России подотчетен лишь Государственной думе Федерального собрания РФ. Банк России тесно связан с Правительством РФ, участвует в разработке государственной экономической политики. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ.

Структура Банка России включает: Национальный банковский совет, председателя Банка России, совет  директоров, центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), другие организации, включая вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения.

Рис.1 Структура  Банка России.

Раньше высшим органом управления ЦБР был совет директоров (сейчас Совет директоров должен состоять из 12 человек и Председателя Банка России-ст.15 ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ с изменениями и дополнениями, члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России ,они назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ), а Национальный банковский совет выполнял консультативные и экспертные функции. Теперь Национальный банковский совет является органом управления ЦБР, при этом подчеркивается его значение как коллегиального органа. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек (в том числе Министр финансов РФ и министр экономического развития РФ), из которых 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, 3 - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, 3 - Президентом РФ, 3 - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Государственная дума по представлению Президента РФ назначает его сроком на 4 года.

Председатель Национального банковского  совета избирается членами Национального  банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального  банковского совета.

Члены Национального банковского  совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Центральный аппарат  включает 24 департамента, каждый из которых  является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности, главную инспекцию кредитных организаций и 3 главных управления. Именно они анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений совета директоров и председателя Банка России.

К территориальным учреждениям  Банка России относятся 59 главных  управлений (ГУ) и 20 национальных банков. Территориальные учреждения организуют денежное обращение, надзор и контроль, проводят экономический анализ. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

Полевые учреждения предназначены  для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций  Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами.( ст. 83,84 ФЗ)

Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную  Думу (законодательный орган) годовой отчет Банка России (включающий отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации; годовую финансовую отчетность Банка России)

 

Основными целями деятельности Банка России являются:

   -защита  и  обеспечение  устойчивости  рубля,   в   том   числе   его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

   -развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

   -обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования  системы расчетов.

Информация о работе Центральные банки