Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Как любая государственная политика, денежно-кредитная представляет собой деятельность органов государственной власти и управления, направленную на определенную сферу общественных отношений.
Цели денежной политики можно сгруппировать следующим образом:
Конечные цели:
а) экономический рост;
б) полная занятость;
в) стабильность цен;
г) устойчивый платежный баланс.

Вложенные файлы: 1 файл

69489.docx

— 31.28 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

Теоретический вопрос

Цели, объекты, субъекты, методы и инструменты кредитно-денежной политики государства.

1. Цели, объекты  и субъекты кредитно-денежной  политики государства

Как любая государственная  политика, денежно-кредитная представляет собой деятельность органов государственной  власти и управления, направленную на определенную сферу общественных отношений.

Цели денежной политики можно  сгруппировать следующим образом:

Конечные цели:

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный  баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Непосредственными объектами  денежно-кредитной политики являются денежная масса и процентная ставка.

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая  воздействие денег на состояние  экономики в целом. Среди экономистов  ведутся споры, обусловленные двумя  различными подходами: кейнсианской теорией  и монетаризмом. В чем же суть этих разногласий?

Кейнсианская  теория денег.

Джон Мейнард Кейнс  и его последователи полагали, что рыночная структура экономики  обладает внутренними "пороками", что она неспособна к саморегулированию. Это, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики  для предотвращения кризисов и обеспечения  стабильности, должно проводить жесткую  фискальную и денежную политику. Они  признавали, что изменение денежного  предложения влияет на номинальный  ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки.

Основополагающим кейнсианским уравнением является:

ВНП=С+I+G+NX (С - потребительские  расходы населения, I - инвестиции, G - государственные расходы на покупку  товаров и услуг, NX - чистый экспорт).

Кейнсианцы считали, что  фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной  в период экономического кризиса, чем  денежная политика. По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. [2] Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег. Кейнсианцы считают, что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

Монетаристский  подход.

Монетаристы считают, что  рыночная экономика является внутренне  устойчивой системой. Все неблагоприятные  моменты - следствие неразумного  вмешательства государства, которое  необходимо свести к минимуму.

Монетаризм делает упор на деньгах. Представители этой школы  считают, что связь между ВНП  и денежной массой более прочная, нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения  И.Фишера:

М×Y=P×G , где (M - денежная масса, Y - скорость денежного обращения, Р - индекс цен, G - количество товаров). Ведь если посчитать, что ВНП = P×G, а Y стабильна, то ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.

Современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

Банки составляют ядро кредитно-денежной системы. В рыночной экономике банковская система чаще всего бывает двух- или трехуровневой. В двухуровневой  банковской системе на первом уровне находится Центральный Банк (эмиссионный), а на втором уровне:

  • сеть коммерческих банков (депозитные);
  • филиалы и представительства иностранных банков;
  • другие расчетно-кредитные учреждения.

Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги.

Центральный Банк выпускает  в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции  для коммерческих банков, а также  финансовым агентом правительства. Центральный Банк может выступать  как продавец и покупатель на международных  денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков. Во всех странах Центральные Банки формируют  и осуществляют кредитно-денежную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание  стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.

2. Методы и инструменты кредитно-денежной политики государства

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

В странах с развитой рыночной экономикой инструментами денежно-кредитной политики являются:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существуют различия между  инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Итак, прямое регулирование  осуществляется путем инструмента  – лимиты кредитования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. Также кредитные  ограничения приводят к тому, что  предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим  традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние  фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и т.д.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять  к ним самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Инструменты косвенного регулирования:

Обязательные  резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах  от объемов депозитов. Они различаются  по величине в зависимости от видов  вкладов. Чем выше устанавливает  Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств  может быть использована коммерческими  банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя  норму обязательных резервов, Центральный  Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

Другим инструментом кредитно-денежного  регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. [1]

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с  определенными административными  ограничениями. Краткосрочные ссуды  обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные  и долгосрочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд или  для выхода из тяжелого финансового  положения. В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. [3]

Операции на открытом рынке – третий способ контроля над денежной массой. Термином «операции на открытом рынке» обозначают куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

При спаде экономики центральный  банк заинтересован в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков. Для этой цели он путем установления определенной доходности старается выкупить у  коммерческих банков ценные бумаги. Коммерческие банки, продав часть своих активов  в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить  кредитование реального сектора, что  приводит к увеличению предложения  кредитов (кредитная экспансия) и  снижает цену кредита (так называемая политика «дешевых» денег). Объем  денежный массы при этом расширяется  благодаря эффекту мультипликации. [4]

При угрозе инфляции центральный  банк, наоборот, проводит продажу государственных  ценных бумаг, уменьшая, таким образом, свободные денежные средства коммерческих банков и снижая предложения кредитов.

Таким образом, Центральный  Банк регулирует размер денежной массы  в экономике.

Эссе на тему

Особенности ставки рефинансирования как инструмента регулирования  кредитно-денежной сферы России (на основе статистических данных последних  трех лет).

Нет четкого определения, является повышение ставок эффективной  мерой или несвоевременной. Сейчас ЦБ берет на себя функции не только регулятора, но и кредитора первой инстанции, поэтому значимость ставок уже выросла, и будет расти  дальше.

Рассмотрим перспективы  развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России.

Целью Банка России является создание в течение ближайших  лет единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных  организаций и обеспечение любой  финансово стабильной кредитной  организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты  овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения».

Предполагается, что в  рамках указанного единого механизма  рефинансирования банки – потенциальные  заемщики будут заключать с Банком России "рамочные" соглашения, содержащие общие условия кредитования, и  предварительно предоставлять в  Банк России имущество в целях  дальнейшего получения кредитов Банка России под залог  указанного имущества. [2] Предполагается, что в "единый пул обеспечения" будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги. Предлагается «формирование комплексной системы рефинансирования и обеспечения ликвидности кредитных организаций, которая должна включать следующие:

  • организованный рынок межбанковского кредитования;
  • единый механизм рефинансирования Банком России;
  • систему рефинансирования кредитных организации;  
  • систему размещения временно свободных государственных денежных ресурсов в кредитных организациях.

В качестве мероприятий по созданию организованного рынка  межбанковского кредитования, предлагаются следующие меры:

1.Совместно с Банком России сформировать биржевую систему межбанковского кредитования.

2.Выработать единые стандарты межбанковского кредитования, включая соответствующие обязательства участников, условия совершения сделок и правила расчетов.

3.С участием Банка России создать механизмы беззалогового обеспечения по межбанковским кредитам.

4.Стимулировать размещение средств на межбанковском рынке Банком развития и крупнейшими кредитными организациями (государственными), имеющими избыточную ликвидность.

5. Установить дифференциацию ставок обязательного резервирования в Банке России в привязке к величине пассивов кредитной организации.

Информация о работе Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики государства