Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:01, доклад

Краткое описание

Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики

1.1 Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики 4

1.2 Характеристика основных инструментов и методов
денежно-кредитного регулирования 7

1.3 Сущность и функции Центрального Банка РФ 15

Глава 2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах

2.1 Направление денежно-кредитной политики 18

2.2 Инструменты денежно-кредитной политики
и их использование 21

Заключение 23

Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 113.01 Кб (Скачать файл)

·          будет ли центральный банк жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в  зависимости от складывающихся тенденций  развития экономики, т.е. будет проводить  дискреционную денежно-кредитную  политику, предполагающую свободу действий; денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения  экономической конъюнктуры. Жесткое  следование установленным ориентирам денежно-кредитной политики, например прироста денежной массы, при изменении  в течение года спроса на деньги может привести к нежелательными инфляционным последствиям или к  ограничениям совокупного спроса. А  это, в свою очередь, снижает доверие  к действиям центрального банка;

·          как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики, поскольку  относительная непредсказуемость  денежно-кредитной политики связана  именно с проблемами временных лагов;

·          какие методы денежно-кредитной  политики будут применяться;

·          чрезвычайно важное значение для  эффективного осуществления денежно-кредитной  политики имеет стабильность банковской системы. Банковский сектор является тем  каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования  всей экономике. Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную  систему. Воздействуя на кредитные  институты, он создает определенные условия для их функционирования. Следовательно, регулирование центральным  банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как  одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны  центрального банка.

 

 

1.3 Сущность и  функции Центрального Банка РФ

 

Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное  учреждение, наделенное правом выпуска  банкнот, регулирования денежного  обращения, кредита и валютного  курса, хранения официального золотовалютного  резерва. Является банком банков, агентом  правительства при обслуживании госбюджета. [10]

 

Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и  государственных ценных бумаг, устанавливает  нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его  задача – это проведение государственной  политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

 

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации  главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и  курса рубля по отношению к  иностранным валютам; развитие и  укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов  государственной власти. Получение  прибыли не входит в цели деятельности Банка России. [1]

 

Принцип независимости –  ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации –  проявляется, прежде всего, в том, что  Банк России не входит в структуру  федеральных органов государственной  власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает  как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение  обязательствами имущества Банка  России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется в  налоговых органах. [2]

 

Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

 

Функции Банка России:

 

·     во взаимодействии с Правительством Российской Федерации  разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную  политику, направленную на защиту и  обеспечение устойчивости рубля;

 

·     монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

 

·     является кредитором последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему рефинансирования;

 

·     устанавливает  правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

 

·     устанавливает  правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

 

·     осуществляет государственную регистрацию кредитных  организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

 

·     осуществляет надзор за деятельностью кредитных  организаций;

 

·     регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с  федеральными законами;

 

·     осуществляет самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций, необходимых  для выполнения своих основных задач;

 

·     осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной  валюты;

 

·     определяет порядок  осуществления расчетов с иностранными государствами;

 

·     организует и  осуществляет валютный контроль как  непосредственно, так и через  уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

·     принимает  участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и  организует составление платежного баланса Российской Федерации;

 

·     проводит анализ и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

 

·     публикует  соответствующие материалы и  статистические данные, а также выполняет  иные функции в соответствии с  федеральными законами. [2]

 

Для реализации возложенных  на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической  политики Правительства Российской Федерации.

 

Банк России и Правительство  Российской Федерации информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

 

Банк России консультирует  Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах

2.1 Направление денежно-кредитной политики

 

В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь  к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском  рынке соответствует базовая  инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.

 

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному  в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также  возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту  спроса на национальную валюту как  на средство сбережения. В этой связи  диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в  зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.

 

Предполагаемое постепенное  улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов  прогноза диапазон темпов прироста денежного  агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.

 

Денежная программа на 2010-2012 годы представлена в четырех  вариантах, соответствующих вариантам  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.

 

Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения  платежного баланса. В зависимости  от сценарных вариантов раз- вития  темп прироста денежной базы в узком  определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.

 

Для первого варианта денежной программы на протяжении всего прогнозного  периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй–четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы.

 

В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается  снижение чистых международных резервов на 0,3 трлн. рублей и увеличение ЧВА  на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого  кредита расширенному правительству  в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам – снизиться на 1,1 трлн. рублей.

Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году незначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются на 0,5 и 0,6 трлн. рублей соответственно. В 2011-2012 годах  для обеспечения такой динамики предусматривается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству  примерно на 0,6 трлн. рублей и чистого  кредита банкам – на 0,2 трлн. рублей в год.

По второму варианту программы, параметры которого соответствуют  проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,4 трлн. рублей. С учетом оценки де- нежной базы это потребует  увеличения ЧВА на 0,3 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству  возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.

В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого  кредита расширенному правительству  на 0,6 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,1 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,8 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При  этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого  кредита расширенному правительству  и чистого кредита банкам ожидается  примерно таким же, как в 2011 году.

По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах превышает  объем, требуемый для обеспечения  прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.

 

Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР  на 1,1 трлн. рублей при снижении ЧВА  на 0,3 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству  увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,6 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих  данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,2 трлн. рублей как в 2011, так и в 2012 годах.

Таблица 1: Прогноз показателей денежной программы на 2010-2012 годы (млрд.рублей).

 

Четвертый вариант программы  предполагает в 2010 году рост ЧМР почти  на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,1 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,8 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,4 и 1,7 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста  бюджетных доходов по сравнению  с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году – на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого  кредита банкам составит 0,3 трлн. рублей в 2011 году и 0,2 трлн. рублей в 2012 году.

 

Параметры денежной программы  не являются жестко заданными и могут  быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной  сферы ключевых внутренних и внешних  факторов. В целях адекватного  реагирования на изменение состояния  денежно-кредитной сферы и учета  возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. [7]

 

 

2.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

 

В среднесрочной перспективе  система инструментов денежно-кредитной  политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.

 

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию  на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут  определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей  производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики